Формы родительских собраний. Методика организации и проведения родительских собраний в начальной школе Главная цель родительского собрания

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом мне очень хотелось превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

  1. организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
  2. собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),
  3. тематические ,
  4. собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
  5. итоговые (четвертные ) и т.д.

Тематика родительских собраний обычно определяется мною, обсуждается на родительском комитете.

Часто для работы с родителями использую тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаю родителей, психолога.

Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно прошла этическая беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: « Я - в мире людей».

Использую в практике проведение научно- практической конференции родителей. В такой форме прошло одно из общих родительских собраний по теме « Воспитание детей в семье». В ходе конференции решались вопросы:

1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

3. Педагогический такт родителей.

4. Пути самовоспитания родителей.

5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

В работе этой конференции приняли участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе, школьный психолог.

В ходе подготовки конференции учителя начальных классов выпустили газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей стал концерт, подготовленный детьми.

Сложилась традиция использования такой активной формы работы, как родительские тренинги .

В них участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».

Часто использую в работе с родителями такую форму как родительские чтения . Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования : «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.

Интересная форма проведения родительского собрания– консультация для родителей.

Примерная тематика консультаций для родителей .

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

3. Грубость и непонимание в семье.

4. Талантливый ребенок в семье.

5. Вредные привычки. Как с ними бороться.

ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

Родительское собрание вместе с учащимися.

Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

Родительское собрание в форме кафе.

Родительское собрание в походе у костра.

Родительское собрание в форме игры.

Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда - либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

Родительское собрание мужчин.

Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Родительское собрание - спектакль, в котором выступают их дети

Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

Моя работа дала свои плоды: в классе сформировался не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив родителей. Это во многом облегчает проведение воспитательной работы и делает нас всех союзниками.

Самое дорогое для нас – это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.


Формы родительских собраний.

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

  1. Собрание – беседа.

Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.

Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание – беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.

  1. Собрание дискуссия.

Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

  1. Круглый стол.

Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

  1. Собрание – конференция.

Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.

Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.

На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие.

Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.

  1. Пресс-конференция.

Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

  1. Собрание-семинар (семинар-практикум)

Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

  1. Собрание-тренинг.

Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом .

  1. Собрание организационно - деятельностная игра.

Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

  1. Педагогическая мастерская.

Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

  1. Собрание-конкурс.

Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я - читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.

  1. Собрание-презентация.

Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

  1. Устный журнал.

Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

  1. Вечер вопросов и ответов.

Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

  1. Родительский ринг

Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

  1. Интеллектуальный марафон.

Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

  1. Ток-шоу.

Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

  1. Гостиная

Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

  1. Кафе.

Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

1.Собрание – беседа. Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.

Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание –беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.

2.Собрание дискуссия. Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание –дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

3.Круглый стол. Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

4.Собрание – конференция. Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.

Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.

На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие.

Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.

5.Пресс-конференция. Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

6.Собрание-семинар (семинар-практикум) Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

7.Собрание-тренинг. Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

8.Собрание организационно - деятельностная игра. Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты».Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

9.Педагогическая мастерская. Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

10.Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я- читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.

11.Собрание-презентация. Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

12.Устный журнал. Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое.На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

13.Вечер вопросов и ответов. Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

14.Родительский ринг. Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

15.Интеллектуальный марафон. Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

16.Ток-шоу. Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

17.Гостиная. Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

2. Основные этапы подготовки и проведения собраний.

Этапы подготовки.

(по материалам журнала "Классный руководитель" №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)

I этап. Выбор темы.

Тема не должна быть случайной. Выбор определяется:

* целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива;

* закономерностями развития личности школьника;

* особенностями протекания процессов обучения и воспитания;

* логикой формирования педагогической культуры родителей;

* стратегией построения взаимоотношений школы и семьи.

Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планировние помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями.

II этап. Определение целей собрания.

III этап. Изучение научно-методической литературы.

Рассмотрение теоретических вопросов невозможно без обращения к научно-методической литературе. Можно перед собранием предложить родителям изучить некоторые публикации, сдеать выставку литературы для родителей.

IV этап. Проведение микроисследования.

Для получения дополнительной информации по той или иной проблеме целесообразно провести анкетирование и тестирование с небольшим количеством вопросов и заданий. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования: оформлении диаграмм, схем, таблиц.

V этап. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников.

VI этап. Приглашение на собрание родителей и других участников.

Родителей целесообразно пригласить дважды: за 2-3 недели до собрания, чтобы они смогли заранее запланировать свое участие, и за 3-4 дня с целью уточнения информации о дате и времени.

VII этап. Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Решение – обязательный элемент родительского собрания. О нем, о его принятии часто забыают. Важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект эго решения. Решение может быть:

* классическим – в виде перечня планируемых действий и участников ответственных за их осуществление;

VIII этап. Оборудование места собрания, оформление.

* Чистый и уютный кабинет.

* Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).

* Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.

* На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.

* Таблицы и диаграммы с результатами проведенных микроисследований.

* Плакаты с памятками для родителей.

* Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.

* Бумага, карандаши, ручки.

Этапы проведения.

Вступительная часть.

Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родители занимают свои места.

Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.

Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.

Основная часть.

Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть.

Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.

3. Элементы организации среды собрания.

(по материалам журнала "Классный руководитель" 2006-2008 годы.)

* Расстановка мебели (в соответствие с замыслом собрания).

* Классные газеты.

* Эпиграфы к собранию.

* Фонограммы мелодий.

* Видеозаписи о жизни класса.

* Фотография класса.

* Выставка творческих работ учащихся.

* Выставка методической литературы.

4. Виды собраний.

(Капралова Р.М. «Работа кл. рук. с родителями»-методическое пособие)

Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании

Организационные –составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

По плану всеобуча –осуществляется педагогическое просвещение родителей.

Тематические –посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса.

Итоговые –подведение итоговучебно – воспитательного процесса за определённый период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.

5. Формы собраний.

1. Информационная телепрограмма «Время» или «Вести» (Ж/Л «Кл. рук. №7 2006).

2. Традицонное собрание.

3. Консилиум.

4. Дискуссия.

5. Деловая игра.

6. Продуктивная игра.

7. Психолого – педагогический всеобуч.

8. Творческий отчет.

9. Конференция отцов.

10. Собрание мам.

11. Родительские посиделки.

12. Час воросов и ответов.

13. Педагогическая мастерская.

14. Организационно-деятельностная игра.

15. Практикум (Степанов,Ж/Л Кл. рук.№7 2006).

16. Коллективный отдых родителей и детей.

17. Обмен мнениями.

18. Лекция.

19. Беседа.

20. Круг общения.

21. Диспут (Скрипченко Т.И.Ж/Л Кл.рук. №7 2006).

(по материалам ж. "Северная Двина" №2 2006, Синельникова Е.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО)

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».

Деловая игра

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.

Диспут

В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах прн проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.). При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация .

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.

День открытых дверей в школе .

Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.

Целесообразно при подготовке к такого рода собраниям проводить мониторинги по соответствующей теме и представлять результаты мониторингов в ходе собрания. Администрация, заинтересованная в повышении эффективности взаимодействия школы и родителей, организует для педагогов обучающие семинары по интерактивным формам, привлекая к этому компетентных специалистов. В таких же активных формах в учительских коллективах целесообразно проводить и педагогические советы, что тоже будет являться определенным тренингом для педагогов.

(по материалам ж. "Северная Двина" №2 2006, Панфилова Н.П.,

канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии АО ИППК РО)

Дискуссия

(Рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

* Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

* Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

* Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

* Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

** Корректное поведение участников - спокойствие, сдержанность, уравновешенность.

** Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать...»

** Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

** Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно.

Эффективным средством в споре считается использование юмора, иронии, сарказма, можно применить прием «Доведение до нелепости», т.е. сведение к абсурду, суть его - показать ложность тезиса или аргумента. Часто используют прием «бумеранга» (возвратного удара) -тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. Разновидностью этого приема является прием «Подхват реплики», т.е. умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации или ослабления аргументов оппонентов.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников.

В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

6. Приемы, используемые на собраниях.

7. Первое родительское собрание.

(по материалам журнала «Народное образование» №6-2009, Ольга Лепнева, Елена Тимошко)

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, объединении родителей, становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно пройдет, зависит произойдет ли взаимовосприятие родителей и кл.рук-ля, будут ли согласованы цели и требования, будет ли налажено сотрудничество родителей и школы. Цель собрания – определить общие подходы в воспитании путем взаимоинформирования, совместного определения перспектив сотрудничества школы и родителей класса.

ЗНАКОМСТВО первый этап собрания .

* Рассказ классного руководителя о себе. Родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребенка. Потребность в этой информации велика – лучше получить ее из первых рук. Кроме того, искренний рассказ кл. рук. Задает тон необходимого уровня доверия в общении.

* Знакомство с родителями. Прием «Фотография класса».

* Рассказ о школе. Кл. рук. Разъясняет особенности школы, рассказывает о традициях, укладе, режиме деятельности, ожидаемых результатах. Демонстрирует символику школы: эмблему, флаг, гимн, элементы формы, разъясняет ее смысл для воспитания учащихся.

Каждому родителю выдается буклет – визитка школы.

ОРИЕНТИРЫ второй этап собрания .

Кл.рук определяет общие подходыв воспитании, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы. После этого родители в микрогрупах обсуждают вопрос: «Каким я хочу видеть своего ребенка на выпуске из школы?». После 7мин обсуждения представитель каждой группы выражает общее мнение. Кл. рук. Фиксирует на доске качества учеников – выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности.

Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях семьи и школы, обращает внимание, что результатов в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями в тесном сотрудничестве.

Кл. рук. Обращает внимание, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий. Далее он представляет свое видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты, основные формы. Педагог договаривается с родителями о регулярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость. Важно, чтобы «ниточка понимания», общей информированности не прерывалась, тянулась от встречик встрече.

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ третий этап собрания .

* Видеозапись класса в уже состоявшихся делах. Материалы, отражающие жизнь класса за прошедший период, и краткий их комментарий (газета, лучшее сочинение, лучшая тетрадь)

* Работа в микрогруппах. Они разбиваются в другом составе, в течение 5 мин отвечают на вопросы:

** Какие проблемы вы хотели бы обсудить и решить на собрании в этом году?

** С кем из учителей вы хотели бы встретиться на собрании?

** В организации и обогащении каких дел готовы поучаствовать родители?

Кл. рук. Старается, чтобы каждый родитель увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности классного коллектива.

* Выборы родительского комитета.

Кл. рук. Рассказывает о его функциях, сроки деятельности. Микрогруппы предлагают своих кандидатов.

8. Сценарии собраний.

« Переходный возраст»

«Гостиная для родителей «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

«Родительское собрание для мам и дочерей «СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»

«Папа, мама, я – читающая семья»

«Вечная проблема »

«Поступаем в ВУЗ »

«Телепередача «ВЕСТИ»

«Компь ютер -не з абава».

Родительское собрание в 7-м классе

Этапы подготовки собрания:

I этап . Анкетирование родителей по теме собрания

Анкеты заполняются дома до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения. Вот пример анкеты для родителей к собранию по теме «Компьютер -не забава»:

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Кто больше «общается» с компьютером - вы или ребенок?

3. В каких целях чаще всего используется компьютер дома вами и ребенком?

4. Сколько времени (в среднем в день) ваш ребенок проводит у компьютера? Регулируете ли вы время, проводимое ребенком у компьютера?

5. Как вы относитесь к увлечению компьютерными играми?

6. Подключен ли ваш домашний компьютер к Интернету? С какой целью?

7. Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб (Интернет-кафе)?

8. Вызывает ли у вас это тревогу?

9. Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе (Интернет-кафе)? Ка-ковы ваши впечатления?

10. Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных техноло-гий в учебном процессе и при подготовке домашних заданий ?

II этап. Изготовление приглашений.

Каждой семье с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений для родителей принимали уча-стие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. Дети подбирают кар-тинки с юмором по теме. Можно устроить конкурс на лучшую картинку! Вот при-мер такого приглашения:

«Уважаемые (имя и отчество обоих родителей)!

Приглашаю вас на родительское собрание по теме «Компьютер - не забава».

Буду рада вас видеть 23 января в 18.30 в нашем кабинете.
Заранее благодарна, Регина Васильевна».

III этап. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

* Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

* Ребенок не должен работать на компьютере более 1.5-2 часов.

* Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

* Если ребенок не имеет компьютера дома и
посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает
и с кем там общается.

* Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести па-роль, чтобы сделать невозможным доступ к нему без разрешения родителей.

* Не усаживайте ребенка за уроки сразу после общения с компьютером и не раз-решайте смотреть телевизор: пусть хотя бы на четверть часа он выйдет на све-жий воздух, а вы тем временем проветрите комнату.

* Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребенка со сверстниками. Наоборот, пусть компьютер помогает этому - скажем, набрать и отпечатать пригласитепьные билеты на домашнее торжество, поздра-вительный адрес, генеалогическое дерево вашей семьи.

* Работая с компьютером, через 30-40 минут депайте небольшие перерывы, во вре-мя которых полезно посмотреть на деревья, аквариумных рыбок.

* Работа ребенка за компьютером должна носить исследовательский характер. Используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира, адаптации ребенка к меняющимся условиям бытия.

IV этап. Подготовка выставок по теме собрания.

Я знакомлю родителей с образцами работ их детей (рисунки, сценарии, поделки с уроков технологии, лучшие тетради...). Все работы выставляются до начала собра-ния. Лучшую работу выбирают родители. Победителю потом вручается приз.

Vэтап. Запись ответов детей по теме собрания на видео или магнитофон.

Этот этап очень нравится и детям, и родителям. Он очень оживляет работу на

собрании. Однажды к собранию о поощрениях и наказаниях мы с детьми делали даже «человека в маске» - сами понимаете, тема-то деликатная.

VIэтап. Написание плакатов с высказываниями по теме собрания.

Высказывания подыскивают сами ребята. Иногда подключаются и учителя-
предметники, библиотекарь. «Написание хороших программ требует ума. вкуса и терпения». «Компьютер - мясорубка для информации». «Компьютер - это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему об-ращается».

VII этап. Заседание родительского комитета за две недепи до собрания

Здесь происходит распределение обязанностей по подготовке собрания:

* ответственный за музыкальное оформление,

* ответственный за организацию конкурсов,

* ответственный за проведение рейдов проверки

* ответственный за оформление класса и парт.

До начала собрания я обычно включаю музыку, чтобы не было «гробовой» тишины при сборе родителей. На партах, расставленных по кругу, выставляю карточки с именами и отчест-вами родителей (для этого использую подставки для ценников), конверты с оцен-ками детей и краткие характеристики-наблюдения, рекомендации учителей-предметников (другим родителям это знать необязательно), памятки, сигналы крас-ного, желтого, зеленого цветов. Время проведения мы уже не регламентируем, но более двух часов обычно не бывает.

Этапы проведения родительского собрания.

I этап. Вступление

Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

II этап. Дискуссия

Важно, чтобы беседа не затягивалась, не рассматривалось большое количест-во вопросов и ситуаций, не обязательно все присутствующие должны высказать свое мнение по вопросу, достаточно и трех-четырех человек.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в каче-стве примеров моменты из жизни детей класса. Рассказывая о нежелательных по-ступках детей, не надо называть их фамилии.

Беседу проводим сидя, никто не встает. Переходы от одной ситуации к дру-гой иногда разделяю короткой музыкальной паузой.

По необходимости включаем в дискуссию видео-, аудиозаписи.

III этап . Самоанализ

Я зачитываю пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители поднимают сигнал зеленого цвета, если не всегда - желтого, если не выполняется - красного. Подытоживая эту работу, следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

IV этап. Практическая часть

Выполнение всеми родителями практических заданий по теме собрания (в нашем случае это разучивание точечного массажа, гимнастики для глаз и др.).

ГИМНАСТИКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса

1. Поднять плечи , опустить плечи . Повторить 6-8 раз . Расслабить плечи .

2. Руки согнуть перед грудью . На счет 1-2 - пружинящие рывки назад согнутыми руками , на счет 3-4 - то же , но прямыми . Повторить 4-6 раз . Расслабить плечи .

3. Ноги врозь . На счет 1-4 - последовательные круговые движения руками назад ; 5-8 - вперед . Руки не напрягать , туловище не поворачивать . Повторить 4-6 раз . Расслабиться .

4. Руки вперед . На счет 1-2 - ладони вниз , 3-4 - ладони вверх . Повторить 4-6 раз . Рассла- биться .

5. На счет 1 махом развести руки в стороны , слегка прогнуться . На счет 2. расслабляя мыш- цы плеч , уронить руки и приподнять их скрестно перед грудью . Повторить 6-8 раз .

Комплекс упражнений для туловища и ног

1. На счет 1-2 - шаг влево , руки к плечам , прогнуться . На счет 3-4 - то же , но в другую сто- рону . Повторить 6-8 раз .

2. Ноги врозь , руки за голову . На счет 1- резкий поворот налево , на счет 2 - направо . По- вторить 6-8 раз .

3. Ноги врозь , руки на поясе . На счет 1-2 - наклон туловища налево , 3-4 - направо . Повто- рить 6-8 раз .

4. Ноги врозь , руки на поясе . На счет 1-2 - прогнуться назад , 3-4 - наклониться вперед . Повто- рить 4-6 раз .

5. Ноги врозь , руки в стороны . На счет 1- 2 - резкий поворот направо , 3-4 - налево . Повто- рить 4-6 раз .

Глазная гимнастика у компьютера

1. Сядьте на стул , закройте глаза , расслабьте мышцы лица , свободно , без напряжения от- киньтесь на спинку стула , положите руки на бедра (10-15 секунд )

9. Примерные темы собраний.

10. Анкеты к собраниям.

Анкеты к родительскому собранию

"КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

(По материалам ж. "

Анкета для родителей

* Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашних заданий?

* На какие предметы больше всего затрачивает времени?

* Помогаете ли Вы ему? По каким предметам?

* Объективно ли выставляются оценки за домашнюю работу?

* Всегда ли записано домашнее задание? Если не записано, чем ребенок это аргу-ментирует?

* Объективно ли. по мнению ребенка, учитель комментирует оценку?

Анкета для учителей

* Всегда ли Вы задаете по своему предмету задания на дом?

* Учитываете ли возраст и возможности обучающихся?

* Назовите обучающихся, которые хорошо выполняют задания по Вашему пред-мету.

* Назовите обучающихся, которые плохо выполняют или не выполняют задания вообще?

* Выясняете ли Вы причину невыполнения заданий?

* Комментируете ли оценки за выполнение домашних заданий?

* Как поощряете обучающихся за выполненное домашнее задание?

Анкета для школьников

* Сколько времени ты выполняешь домашние задания?

* На какие предметы больше тратишь времени? Почему?

* Выполняешь ли сам(а) или с помощью взрослых?

* Проверяют ли работу взрослые?

* Доволен(а) ли ты всегда оценкой за домашнюю работу?

* С каким настроением выполняешь задания дома?

* Успеваешь ли записывать задания на уроках?

* Списываешь часто?

* Если не выполнишь, что скажешь учителю?

Анкеты на изучение взаимоотношений «РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ »

(По материалам ж. " Классный руководитель"№7, 2006 год)

Анкета для учащихся

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

* Считаете ли вы. что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

* Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по сво-им личным делам?

* Интересуютсялиродителивашей учебой,проблемамипо отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

* Знают ли родители ваших друзей?

* Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

* Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?

* Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

* Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

* Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?

* Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?

А телевизионные передачи, фильмы?

* Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее?

* Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?

* Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?

Учитель подсчитывает результаты.

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, ино-гда» - 1 балл,

«нет» - 0 баллов.

Полученный результат записывается - он приго-дится для проведения родительского собрания

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

* Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

* Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?

* Интересуются ли они вашей работой?

* Знаете ли вы друзей ваших детей?

* Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

* Проверяете ли вы, как они учат уроки?

* Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

* Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

* На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ни-ми, или хотят проводить их «без взрослых»?

* Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

А телевизионные передачи и фильмы?

* Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

* Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

* Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, иногда» - I балл,

«нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и не-достаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо при-нимать срочные меры для их улучшения.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей ин-терпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?

Если учитель видит заинтересованность родителей, он может предложить им оценить себя как родителя в следующих тестах.

Тест № 1 для родителей: «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

* Сколько раз тебе повторять!

* Посоветуй мне, пожалуйста.

* Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).

* И в кого ты только такой(я) уродился(ась)!

* Какие у тебя занимательные друзья!

* Ну на кого ж ты похож(а)!

* Вот я в твое время!

* Ты моя опора и помощник! ца)!

* Ну что за друзья у тебя!

* О чем ты только думаешь!

11. Что можно и что нельзя.

(По материалам журнала «Классный руководитель» №7 2008,

к.п.н., проф., главный редактор журнала Лизинский В.М.)

Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:

* нельзя необоснованно захваливать детей;

*нельзя, сравнивая детей. Хвалить одних и ругать других;

*нельзя упрекать родителей;

*нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей,
вместе с детьми и вместе с родителями;

* нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, н, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие к ребёнку никакого отношения;

*нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю
(любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать ро-
дителям некие педагогические сентенции;

* нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения от-ношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родитель-ских инициатив;

*нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;

* нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе или классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;

* нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскур-сий, походов;

* нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним до-мой, поскольку без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы ро-дителей делать это категорически незаконно и неэтично;

*нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;

* нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправ-
ления;

* ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частных беседах) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей - как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;

* нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сооб-щения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;

* нельзя выказывать своё почтенное отношение к одним родителям и без-различное к другим;

* нельзя затягивать родительское собрание более чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;

* нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному ру-ководителю;

* нельзя приглашать на родительское собрание учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а адми-нистрации школы;

* нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников...), собрание должно быть пре-кращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предпри-няты для недопущения подобного впредь;

* нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педа-гогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности И безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;

* нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;

* нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последст-вия этих сообщений (это может стать причиной избиений, злобных зару-гиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления пе-реживаний, может привести к детскому суициду);

* нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы куль-турного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя (предлагает не курить, не злобство-вать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать по-эзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечерин-ки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);

* не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачи-тывания правил, инструкций, приказов.

На родительском собрании можно :

* совместно с родительским активом устроить чаепитие;

* часть родительских собраний проводить совместно с детьми;

*делить родительские собрания на официальную и креативную часть, где
каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение сти-
хов, проведение конкурсов, семейных игр);

* внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;

* на первых же собраниях в первый же год работы следует избрать постоян-ных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поруче-ний всем или большинству родителей;

* проводить родительское собрание сначала в форме индивидуального собе-седования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководите-ли, которым действительно есть что сказать);

*дать возможность каждому родителю в письменном или устном виде из-
ложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;

* все виды планов и программ составляются только и обязательно с участи-ем родителей и в определенных случаях - детей;

*если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведе-
нию собрания как важного организационного, координационного и воспи-
тывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и
отпустить родителей, чем оказаться мишенью для насмешек и увеличить
собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;

* классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успе-хом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;

* классный руководитель, должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периоди-ки по этим же проблемам;

* важно проводить родительские собрания в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям на-звать эти ситуации, или взять их из книг, или придумать самим.

Татьяна Забелина
Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду»

Семинар – практикум

Тема : «Виды , формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду ».

Одной из основных форм общения воспитателей с родителями в детском саду являются родительские собрания . Они помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания , развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию. Однако родители – люди занятые , им порой некогда поговорить с воспитателем , посетить собрание или они считают , что и так всё уже знают о своём ребёнке. Поэтому педагогу нужно знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией и как эффективнее провести родительское собрание .

Виды родительских собраний :

Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет , распределяются мероприятия с участием родителей ;

Установочные (инструктивные, на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива , режиме его работы, воспитательно -образовательном процессе, нормативно-правовой базе;

Консультативные, где обсуждаются те или иные (общие) групповые мероприятия, требующие совета, поддержки и одобрения родителей ;

Внеплановые, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

Тематические, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания , развития и образования воспитанников данной группы ;

-Информационно -просветительские как система педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах по вопросам воспитания и обучения ;

Отчётные (итоговые, имеющие целью показать воспитательно -образовательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;

Собрания проводятся не реже 2 раз в течении учебного года. Основным методом проведения собрания должен стать диалог . Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

Подготовка к родительскому собранию начинается как минимум – за неделю (объявление, анкетирование, изготовление пригласительных открыток, памятки с советами, благодарственные письма и др.)

Перед собранием необходимо подготовить и удобно расположить мебель (стулья и столы по кругу, подготовить ручки, листы бумаги для записей, а также продумать кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания .

Время проведения собрания 1 час , оно традиционно состоит из 3-х частей : вводной 15 мин. (цель : организовать родителей и создать благоприятную психологическую атмосферу, основной 30 мин. (выступления педагогов, специалистов) и 15 мин. «разное» (обсуждение вопросов содержания ребёнка в детском саду ).

При проведении основной части собрания можно использовать следующие формы :

Классические (донесение информации до родителей )

Педагогическая лаборатория;

День открытых дверей;

Мастер – класс;

Круглый стол (спор с обязательным использованием рефлексивных приёмов );

Ток-шоу «Есть мнение» (обсуждение одной проблемы с разных точек зрения) ;

Мозговой штурм (генерация идей по проблемам воспитания в семье ) ;

Дискуссия (спор, определение позиции по тому или иному вопросу) ;;

Конференция (обмен опытом семейного воспитания ) ;

Семинар-практикум (освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания );

Диалог (вопросы-ответы) ;

Аукцион (предложение полезных советов) ;

Видеокоррекция (просматривание видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и педагога , родителя и ребёнка , педагога и ребёнка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение);

На первом родительском собрании педагог знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Можно использовать приёмы организации такой работы. Приёмы начала родительского собрания :

«Игра в имена» , «Карусель» , «Любимое занятие» , «Предмет моего детства » , «Презентация соседа» , «Хобби глухих» , «Узелки» , «Сообщение» , «Игра в мяч» , «Здравствуйте» , «Снежный ком» , «Ребёнок в нас» , «Клубочек знакомств» , «Ассоциации» и др.

«Клубочек знакомств» - Родители садятся в один большой круг, у одного в руках клубок ниток. Каждый сообщает своё полное имя и что-то о себе, например : «Меня зовут…я очень люблю петь… Зажимает в руке свободный конец нити и и кидает клубок следующему родителю . Таким образом клубок передаётся всё дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем родители обговаривают понятие «сплочённость» и что этому может способствовать. После разговора нужно будет снова распутать паутину. Каждый родитель возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. Так клубок возвращается к первому участнику.

«Ребёнок в нас» - Родители становятся в круг . Бросая мяч, участники обращаются друг другу фразой : «Мне кажется в детстве ты был (озорной, скромной,и т. д.) ». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей .

«Хобби глухих» - Каждый изображает на листе бумаги символ своего хобби-увлечения (кулинария, рукоделие, рыбалка, охота, альпинизм, садоводство и т. д.) . Разговаривать при этом запрещается. Каждому нужно, используя только наглядное представление, найти партнёра по интересам. Далее идёт презентация друг-друга с определением точности совпадения хобби.

Родительское собрание целесообразно завершить рефлексией (оценкой ожиданий участников, оправдались ли они) . Важно выяснить каждому, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Решить для себя : что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.

Приёмы проведения рефлексии :

«Что нового вы сегодня узнали?» письменный ответ.

«Рисунок дня» родители выражают своё отношение к собранию рисунком , поясняя его смысл.

«Слово дня» , «Жест дня» , «Блиц-опрос» , «Анонимный совет» и др.

Публикации по теме:

Деловая игра «Современные формы проведения родительских собраний» Деловая игра "Современные формы проведения родительских собраний" Подготовила воспитатель Егорова О. А Цель: повышение профессиональной.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду» Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно.

Методика проведения родительских собраний в детском саду «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...