Индивидуальный маршрут развития ребенка с тнр. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с тнр материал по коррекционной педагогике на тему

В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка

на _____-_____ уч. год

Ф.И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: ______________________ .

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________)); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

В соответствие с новыми требованиями ФГОС необходима разработка индивидуальных маршрутов. Каждый для себя определяет, что положить в основу, я взяла специфику нарушения, на основе этого и были составленны данные маршруты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопед. заключение: ФФНР, стертая форма дизартрии.

МБДОУ № ___ на _______ учебный год.

Направления работы

Затруднен верхний подъем языка, ограничены движения органов артикуляции.

Нарушено произношение шипящих – губно-зубные, р/, /р׳/, /л/, /л׳/.

1период о.а. ) . я.

2 период

3 период

В семье двуязычие.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период

1 период . Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

1-2-3 периоды

Состояние словарного запаса. Словарный запас беден.

1 период

2 период

3 период

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

1 – 2 – 3 период

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после стимулирующей помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично, наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

Пересказ :

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ после наводящим вопросам, после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

2 период

3 период

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка: ____________________________

Логопед. заключение: ФФНР, дислалия.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение /ш/,/ж/ губно-зубные, /щ/, /ч/ уточнить.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата,

Постановка шипящих, автоматизация шипящих изолированно, в слогах

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков, автоматизация в словах, связной речи. Дифференциация шипящих.

3 период

Дифференциация шипящих-свистящих.

Понимание речи: Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период .

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Владеет навыками элементарного звукового анализа.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период .

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2,

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает - кто купает; кто купает - кто покупает; кого пасут - кого несут и т п.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука - правая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды .

Состояние грамматического строя речи.

Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период .

Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования.Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.. Развивать умение строить разные типы предлож

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов,.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен.

Пересказ :

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Формирование связной речи.

1 период . Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная образовательная программа (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка: ____________________

Логопед. заключение: ОНР III ур., стертая форма дизартрии.

МБДОУ № ______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции неточные, выполняются не в полном объеме.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение /с/, /с׳/, /ц/, /ш/, /ж/, /ч/, /р/, /р׳/, /л/, /л׳/, дефект смягчения.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я.

Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих;

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь ограничено.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры..

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период. Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период. Дифференциация глаголов, сходных по звучанию.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6.

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука - левая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды . Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен, пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования.

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период . Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел - Валя пела, Валя мыл - Валя мыла) и т п.

Падежные притяжательные местоимения Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.Активизация использования простых форм предлогов.Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования(названия животных, посуды: заяц - зайчата; сахар - сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи. Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Сюжетная серия:

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после миним.помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период . Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка _________________________

Логопед. заключение: ОНР II-III ур. cтертая форма дизартрии.

МБДОУ №______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение /с/, /з/, /ц/, /ш/, /щ/,/ж/,/р/, /р׳/, /л/, /ф/, /в/,/д/.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я,

Постановка переднеязычных, автоматизация изолированно, в слогах, словах. Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период

2 период

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

1 -2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период

Состояние связной речи.Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составл..

Пересказ:

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Индивидуальная программа развития (составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка ________________________

Логопед. заключение: ОНР II ур. моторная алалия.

МБДОУ №_______ на 2016 - 2017 учебный год.

Логопед: Глушкова Марина Викторовна

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные, затруднена переключаемость. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение /с/, /с׳/,/з/, /з׳/, /ш/, /ж/, /ч/, /щ/, /р/, /р׳/, /л/, /л׳/.

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период . Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а. ) . Нормализация голоса и речевого дыхани я, дифференциация нос. – рот. дыхания.

Постановка, автоматизация свистящих изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров Автоматизация соноров изолированно, в слогах, словах..

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь с трудом, в пределах ситуации.

Развитие понимания речи.

1 – 2 - 3 период . Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Определять правильность смысла предложенных предложений. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются грубые нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период . Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений. Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик - козлик; газон - вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность. Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.Развивать языковое чутье и чувство рифмы.Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.Формирование слоговой структуры слова: типы 3, 4.

Состояние мелкой моторики – развита недостаточно, ведущая рука-правая. Отмечается общая моторная неловкость.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. Коррекция общей моторной неловкасти.

1 -2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Развитие крупной моторики (на занятиях с физ.инструктором).

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик - лобик).

1 период . Опора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Мебель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инструменты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, травы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не употребляет предлоги; падежи; имеются стойкие ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период . Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода. Падежные формы притяжательные, местоимения. Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов (в, на, под, за, над).Обучать изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после помощи, доп.стимуляции.

Сюжетная серия:

Допущено искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично. Отмечаются случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составлен.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями. Пересказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.


И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Предлагаю вашему вниманию модель Индивидуального образовательного маршрута на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня) на 2017 – 2018 учебный год. В модели представлена характеристика на ребёнка и план индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня)

на 2017 – 2018 учебный год

Код ребёнка: С 11

Формы работы: — подгрупповые и индивидуальные

Сопровождающие педагоги – учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель

Характеристика

Дата заполнения – 09.09.2017 года

Дата рождения – 13.11.12

ДОУ – ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок», подготовительная группа

Тип группы: группа компенсирующей направленности

Срок пребывания: в данном ДОУ – 3 года, в данной группе –

В каком возрасте поступил: в ДОУ – в 2 года, в данную группу в 4 года 10 месяцев

Откуда поступил: в ДОУ – из СП «Детский сад «Ладушки», в данную группу – из средней группы общеразвивающей направленности

Оценка адаптации ребёнка в группе: процесс адаптации проходил без особенностей

Заключение: ТНР (общее недоразвитие речи II уровня). Интеллектуальное развитие соответствует возрасту.

Пассивный словарь. Нарушено понимание объектов, частей предметов. Не понимает значения уменьшительно-ласкательных суффиксов; не дифференцирует единственное и множественное число существительных, предложно – падежных конструкций.

Активный словарь беден. Воспитанник не называет существительные по предложенным темам; не сформированы обобщающие понятия. Значительные трудности наблюдаются в назывании существительных, обозначающие части предметов. Грубые ошибки в употреблении глаголов, обозначающие крики и действия животных, птиц и т.д. Не подбирает антонимы к прилагательным.

Навыки словоизменения не развиты: не употребляет существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; не согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; не согласует существительные с числительными; ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.

Навыки словообразования не развиты: не образовывает существительные с уменьшительно – ласкательным значением; не называет детёнышей животных; не образовывает относительные прилагательные. Нарушено фонематическое восприятие: сложности в повторении слогов, слов с оппозиционными звуками.

Не владеет фонематическим анализом: не выделяет заданный звук в потоке звуков, не определяет первый и последний звук в слове.

Слоговая структура слов грубо нарушена.

Отмечается искажённое произношение свистящих звуков [с] [з] [ц] и шипящих звуков: [ш] [ж] [щ] [ч], отсутствуют сонорные [р] [р`], [л] [л`].

Наблюдается грубое недоразвитие связной речи. Предложения состоят из 2 – 3 усечённых по слоговой структуре слов.

Навык составления рассказа и пересказа не сформирован.

1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II уровня) в группе компенсирующей направленности.

2. Психолого-педагогическая коррекция: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем.

План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

(составлен по материалам карты динамического обследования)

Цель: скорректировать все компоненты речевой системы

1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам

2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

3. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

4. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

6. Учить различать и употреблять противоположные по значению прилагательные.

7. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными мужского и женского рода.

8. Формировать умение образовывать названия детёнышей животных и птиц.

9. Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

10. Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

11. Формировать фонематическое восприятие (учить произносить слоги и слова с оппозиционными звуками).

12. Научить выделять гласные из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

13. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

14. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из двух, трех звуков.

15. Научить подбирать слова с заданным звуком.

16. Постановка, автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в слогах, словах, предложениях, фразах.

17. Постановка, автоматизация шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч] в слогах, словах, предложениях, фразах.

18. Дифференциация звуков [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях, фразах.

19. Дифференциация звуков [з] — [ж] в слогах, словах, предложениях, фразах.

20. Дифференциация звуков [т`] — [ч] в слогах, словах, предложениях, фразах.

21. Постановка, автоматизация сонорных звуков [р], [р`], [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

22. Дифференциация звуков [р] — [р`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

23. Дифференциация звуков [л] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

24. Дифференциация звуков [р] — [л] в слогах, словах, предложениях, фразах.

25. Дифференциация звуков [р`] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

26. Формирование навыка пересказа небольших текстов, сказок:

С использованием серии сюжетных картин

С использованием опорных сигналов

27. Формирование умения составлять описательный рассказ

По игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план)

По картинке (с опорой на схематичный рисуночный план)

28. Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине (по серии) картин

Панина Марина Александровна,
учитель-логопед

Юлия Другалева
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ

Добрый день, Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ».

В нашей группе 14 воспитанников имеют статус ОВЗ (ограничение возможности здоровья) тяжелое нарушение речи.

Исходя из мониторинга познавательное развитие и развитие речи нуждаются в особом внимании, социально-коммуникативная сфера на момент заполнения индивидуальных карт развития также нуждалась в особом внимании, часто проявлялась агрессия по отношению к сверстникам, неумение решать конфликты, неумение договариваться. На данный момент есть существенные положительные изменения.

Игровая, художественно-эстетическая и физическая деятельность представлены «хорошо» .

Т. к. наша группа именно логопедическая я хотела бы остановиться именно на речевом развитии и познавательном.

Мы разработали основные мероприятия коррекционной работы.

1. Сенсорное развитие

2. Развитие психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения ) ;

3. Развитие мелкой моторики

4. Развитие общих речевых навыков

5. Коррекция звукопроизношения

6. Работа над слоговой структурой слова

7. Развитие фонематического слуха

8. Развитие словаря

9. Совершенствование грамматического строя речи

10. Развитие связной речи

Речевое развитие

Проблема : Плохо произносит некоторые звуки. Глотает окончания слов. Редко использует в речи прилагательные. Возникают проблемы с составлением описательного рассказа.

Цели-результаты

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи образовательного

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно) . Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.) . Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Учить рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидак. игры и упражнения.

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы

Артикуляционные, артикуляционно – пальчиковые, дыхательные гимнастики, дидактические игры и упражнения, опорные карточки по темам. Обогащение словаря путем наговаривания слов. Регулярное чтение худ. литературы и обучение пересказыванию с опорой на иллюстрации.

Познавательное развитие

Проблема : Знает не все обобщающие слова. Слабые знания по темам : ягоды, грибы, деревья и их листья, перелетные и зимующие птицы, комнатные растения, полевые и садовые цветы,. Путает очередность времен года. Не всегда правильно называет части суток и их последовательность. Путает круг и шар, куб и квадрат. Плохо сравнивает предметы по величине.

Цели-результаты

Развитие познавательных интересов детей , расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей , формирование целостной картины мира. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира : форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире , развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.) . Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) . Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями : далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) . Расширять представления детей о частях суток , их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь) . Объяснить значение слов : «вчера» , «сегодня» , «завтра» .

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Подготовить консультации по данным проблемам. Сделать подборку дидактических игр и упражнений. Порекомендовать больше наблюдать за объектами окружающего мира.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...