Как устанавливаются нормы расхода топлива. Какие нормы нужно использовать при списании гсм

Сейчас всем компаниям, у которых есть автотранспорт, надо решить, обновлять ли свои нормы списания ГСМ. И если да, то издать соответствующий приказ. Необходимость в этом возникла потому, что Минтранс России обновил свои нормы из распоряжения от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которое давно уже не отвечало реалиям авторынка. В нем не было норм для многих популярных сейчас иномарок, например Chevrolet Aveo, Scoda Octavia, Ford Focus. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Сейчас нормы для всех дополнены распоряжением от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Взять их на вооружение - право, а не обязанность организации. Можно и дальше списывать бензин по собственным нормативам. Риск здесь невелик, ведь Минфин признал, что Налоговый кодекс РФ вообще не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875). Но учитывать расходы по нормам Минтранса безопаснее, ведь к ним у инспекторов точно не будет претензий.

Обязательные реквизиты приказа

Образец приказа о нормах ГСМ содержит цифры с обязательными реквизитами. Разберем их поподробнее. В приказе о новых нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет (1 ). КВ приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму (2 ). Напишите марку машины, ее модификацию, знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

В приказе можно сказать, что директор издает его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса (3 ). Для проверяющих это будет обоснованием того, почему организация решила именно сейчас пересмотреть свои нормативы.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои (см. комментарий ниже). Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные (4 ).

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в старом распоряжении Минтранса (5 ).

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм (6). Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет расходов на ГСМ (7 ).

Новые поступления в раздел «Ответы на вопросы»

О платежном агенте Устройство освещения Выдача спецодежды согласно климатическим поясам. Вычет НДФЛ при покупке имущества Выплаты в связи с несчастным случаем компенсация транспортных расходов пенсионеру Продажа материалов О передаче оборудования в монтаж Расторжение договора Выдача из кассы предпринимателем себе самому под отчет Материальная выгода Заключение трудового договора на работу по совместительству во время отпуска по беременности и родам Договор подряда займа одним лицом Учет НДС при УСН Учет НДС НДФЛ с компенсации питания Услуги по правлению оказывает ИП,учредитель и директор учреждения Контролируемая сделка Об НДФЛ с отпускных О финансовой помощи учредителя Об НДФЛ с отпускных Учредители Если основное средство приобретено для перепродажи Применение УСН при ведении нескольких видов деятельности имущественный вычет пенсионеру Компенсация по уходу за ребенком Временно пребывающие Ставки взносов Документальное оформление ремонта автотранспортных средств Аренда автомобиля у сотрудника Оформление материальной помощи Ввод в эксплуатацию по частям Входной НДС по импортным товарам, можно ли принять к вычету. Изменилась стоимость земли, как считать налог. Срок давности по привлечению к ответственности Затраты на создание объектов благоустройства О совмещении ЕНВД и УСН Расчеты банковской картой. предприниматель ЕНВД

О приеме на работу Отражение убытков в декларации Учётные и налогообложение Составление Возврат НДФЛ Проценты по кредитам Оплата больничного внешнему совместителю О подтверждении командировочных затрат Мероприятия с декларациями Изменения в устав Транспортные расходы страховые взносы предприниматель Оформление табеля Списание ТМЦ порча уменьшить налоговую базу НДФЛ на земельный налог Исправление корректировочного счета-фактуры Уведомления об увольнении иностранца Нарушаем ли мы российское законодательство? Взаимозависимые лица, последствия. страна происхождения в счете-фактуре ЭВМ Оформление приема на работу совместителя О сроке выставления счет-фактуры хранение уведомления Об отчете о финансовом результате Заполнение платежного поручения Аудиторская проверка О сроках сообщения в налоговую о невозможности удержать НДФЛ Заполнение табеля О представлении нулевых деклараций Оформление документов при оплате наличными за аренду жилья Письмо Минфина Особенности корректировки налога на прибыль при получении дивидендов Денежная премия Возврат налога Применение ЕНВД Оформление удержания из заработной платы по инициативе сотрудника Списание кредиторской задолженности Представительские расходы Оферта Налоговый агент по НДС Дегустация алкогольной продукции НДС Ошибки в трудовой книжке Как оплачивается сверхурочная работа в выходной день?

Бонус Применение БСО Счет-фактуры при установке счетчиков Расчеты наличными без применения ККТ Справка в службу занятости Налогообложение выплат восстановленному на работе сотруднику. Оплата доставки Ликвидация учредителя Фактический адрес Безвозмездное пользование Сдача выручки в главную кассу предприятия Исправление суммы договора, НДС Продажа НМА О минимизации налогообложения при продаже земли Момент определения налоговых баз Об оформлении сделки Уценка материалов Необходимость представления статистической отчётности Периодические издания Расчёт действительных стоимостей долей Безвозмездная передача денежных средств О распределении взносов в 2014 г. Расчет пособия по уходу за ребенком до 3х лет при переводе сотрудницы в другую организацию Определение первоначальной стоимости объекта О основного средства Пособие по уходу за ребенком Налог на прибыль. Учет расходов. Какую сделать в трудовой книжке директора в случае увольнения по причине ликвидации компании Отчет РСВ-1 ПФР Документы на реализацию Можно ли сменить юридический адрес организации если у нее есть долги по налогам Если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа Особенности соблюдения лимита расчетов наличными О патентной системе налогообложения Что делать если работодатель уклоняется от подписания трудового договора Налогообложение застройщика при долевом участии в строительстве Строка 140 Особенности исполнение обязательств по договору поручительства Пенсия гражданину белоруссии Возмещение перерасхода по авансовому отчету Замена видов деятельности Справка о неполучении пособий на ребенка Очередной отпуск О расчетах наличными денежными средствами

Место проведения: г. Москва
Тема: «Налог на прибыль. Изменения второго полугодия»
Длительность: 6 часов
Стоимость: 14 000 руб.
Компания-организатор: «Байбуз и партнеры» ,
тел. (495) 967-98-58

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

ВОПРОС УЧАСТНИКА

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль» . В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет учет расходов на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06 /1/2875 .

О ЛЕКТОРЕ

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (

Норма расхода топлива – это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или солярке для различных видов автотранспорта на конкретный километраж (как правило, отталкиваясь от расчета литров горючего на 100 км пути).

Данная величина актуальна для компаний, у которых в наличии есть несколько служебных автомобилей. Служебные автомобили – это весь транспорт, который числится на балансе компании и используется ею для работы.

Для того, чтобы обеспечить работу транспорта компании, его необходимо обеспечить бензином. Обеспечения служебных машин горючим лежит на плечах компании и отражается в бухгалтерских и налоговых проводках.

Нормы расхода горючего для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать его со счетов компании согласно законам Российской Федерации.

Для чего еще нужны данные показатели:

  • для ведения отчетности;
  • для того, чтобы определить себестоимость конкретной перевозки и себестоимость всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;
  • исходя из данных норм, осуществляется налогообложение предприятий;
  • это помощь в ведении расчетов с сотрудниками, которые пользуются транспортными средствами для служебных целей.

В графу «материальные расходы» бухгалтер должен внести только то количество топлива, которое входит в предел нормы, установленной законом РФ. Если топлива расходовано больше нормы, сверхнормированное количество бухгалтер должен внести в графу учетности под названием «внереализационные расходы».

Нормы расчета потребности ГСМ (горюче-смазочных материалов) зависят от типа транспорта, возраста машины и условий, в которых она работает.

Последние поправки в данные нормы вносились еще в 2015 году. На 2019 год предприятия, которые имеют в распоряжении автопарк, расход ГСМ могут рассчитывать самостоятельно, либо же учитывая предписания Министерства Транспорта РФ.

Все дело в том, что на 2018 год было указано, что нормы, установленные Минтрансом РФ, не являются обязательными, а только рекомендованными. Поэтому бухгалтер предприятия может сам решить, как ему лучше делать расчет расхода топлива.

Данная таблица является сокращенным вариантом. Полный перечень марок автомобилей вы можете найти в нормах расхода топлива на 2019 год, утвержденных Минтрансом РФ .

Для того, чтобы узнать нормативные величины расхода горючего для конкретного авто, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения). После этого необходимо открыть нужную таблицу и найти точную марку автомобиля (нормы расхода бензина для конкретного авто уже посчитаны за вас).

Если для автомобиля в силу его эксплуатационных характеристик можно применить повышающую надбавку, ее добавляют к норме расхода бензина/газа/солярки.

Как рассчитывается расход топлива в 2019 году

Расход топлива для предприятия можно рассчитывать самостоятельно, но при проверке проверяющих органов лучше всего сказать, что предприятие учитывает рекомендации Минтранса РФ, но желает самостоятельно рассчитать данный показатель в силу специфики работы транспортных средств.

Таким образом, мы узнаем, сколько бензина необходимо автомобилю, чтобы пройти 100 км пути.

Необходимо напомнить, что данная величина может немного отличаться в зимнее и летнее время, а также в случаях, если автомобиль ездит по горной местности или по хорошим дорогам.

Пример: водитель проехал из точки А в точку Б 3350 км. За время пути он сжег 700 литров бензина.

Для того, чтобы выяснить, сколько бензина ему необходимо на 100 км пути, нужно сделать следующее: 700 / 3350 * 100 = 20,9 литров.

Нужно заметить, что для более точного расчета расхода бензина применяется другая, более сложная формула:

Пояснение: в данной формуле норматив горючего указан для марки автомобиля КАМАЗ, для других марок машин также можно использовать данную формулу, беря за основу показатели на конкретную марку транспортного средства.

Для уверенности можете сравнить тот показатель, который у вас вышел, с показателем, приведенном в нормах расхода топлива.

Порядок списания бензина в 2019 году

Случаи применения повышающих надбавок

В некоторых случаях для учета использования топлива используют не стандартные нормы, а повышенные надбавки.

Конкретные случаи, при которых используются повышенные надбавки:

  1. Зимнее время года. В зимнее время года автомобиль использует больше топлива, поэтому и нормы для его расчета увеличиваются от 5 до 20%.
    Для каждого региона Российской Федерации действует свой процент надбавки и определенное время ее действия (все это можно найти в прописанных нормах).
  2. Работа машины в горной местности: надбавка составляет от 5 до 20% (в зависимости от положения местности касательно уровня моря).
  3. Особенности городских дорог: надбавка составляет от 5 до 25% (в зависимости от количества жителей, проживающих в том или ином городе РФ).
  4. Для городского транспорта надбавка также составляет от 5 до 25%.

Кроме этого, чем больше лет авто находится в эксплуатации, тем больше надбавка применяется для проведения расчета нормы расхода топлива. Так, если пробег машины составляет более 100 тыс. км, а срок эксплуатации машины составляет более пяти лет, норму расхода топлива можно увеличивать на 5%.

Норма расхода топлива – это величина, которая необходима многим предприятиям, ведь практически каждое второе предприятие имеет на своем счету служебный транспорт.

О расчёте расхода топлива и формуле стоимости топлива на поездку узнайте из видео.

Вконтакте

На 2017 год уже официально приняты нормативы, по которым производится списание ГСМ. В данной статье рассматривается последняя редакция распоряжения Минтранса нашего государства о нормах ГСМ - горюче-смазочных материалов

11.11.2016

Нововведения в нормативы расходования ГСМ

На сегодняшний день нормирование стоимости топливных материалов для налогового учета не является обязательным. Но такое право у налогоплательщика есть, это подтверждает два письма из Минфина:

  • №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.);
  • №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

Это напрямую зависит от того, в НК нашего государства нет прямых требований по установлению определенных норм затрат ГСМ. В связи с этим компании и ИП сами для себя решают, нужно устанавливать нормы на затраты ГСМ.

В том случае, когда выбран вариант установки подобных норм, то для учета ГСМ предусмотрено использование следующих основных документов:

  • нормы, разработанные самостоятельно;
  • данные, предоставляемые заводом, на котором изготовлено транспортное средство;
  • нормы, что утверждает Минтранс (на сегодняшний день это распоряжение №АМ-23-р от 14.03.08 г.).

Последний пункт является обязательным для автотранспортных компаний, другие компании (в том числе и ИП) могут использовать нормы Минтранса на свое усмотрение.

Недавно в эти нормы был внесен ряд изменений - распоряжение №НА-90-р Минтранса (от 14.07.15 г.). Рассмотрим их более подробно:

1. Расширение перечня моделей автомобилей (как отечественного, так и иностранного производства), по которым нормы расходования ГСМ предусмотрены на официальном уровне. Так, добавили следующие модели машин и нормы для них (в %):

  • Lada Granta или ВАЗ-21126 - 9,7%;
  • Lada Priora или ВАЗ-21116 - 8%;
  • Honda Accord IX 2.4 - 9,7%;
  • Toyota RAV4 2.0 2WD - 8,9% и др. (поэтому специалисты рекомендуют внимательно ознакомиться с дополненным перечнем и учесть при самостоятельном установлении норм ГСМ).

2ю Коэффициенты для повышения нормативов затрат ГСМ устанавливаются с учетом эксплуатационного срока или пробега автомобиля (до внесения изменений можно было использовать одновременное применение названных условий - и пробег, и эксплуатационный срок). На сегодняшний момент применяются следующие условия для применения повышающего коэффициента:

  • с пробегом от 100 тысяч км или эксплуатационным периодом от 5 лет - до 5%;
  • с пробегом от 150 тысяч км или эксплуатационным периодом от 8 лет - до 10%.

3. Увеличились надбавки для крупных городов (раннее максимум такой надбавки для увеличения норм по списанию ГСМ был 25% и применялся для городов с численностью населения от 3 миллионов):

  • до 35% для городов с численностью населения от 5 миллионов;
  • до 25% для городов с численностью жителей от 1 до 5 миллионов (раньше лимит для этой категории городов был 20%).

Сравнительная таблица по изменениям надбавок для ГСМ (города крупного типа)

Помимо названных нововведений, другие надбавки остались прежними:

  • для населенных пунктов до 10 тысяч человек - максимум 5%;
  • от 100 тысяч до 250 тысяч жителей - максимум 10%;
  • от 2150 тысяч жителей - максимум 15%.

Но согласно с нововведениями пятипроцентную надбавку применяют для населенных пунктов любого типа (в том числе поселков, деревень и т. д.), но для этого в них должны быть перекрестки уличной регулировки движения со светофорами и прочими знаками дорожного движения. Если численность какого-либо населенного пункта неизвестна, подобную информацию можно взять на сайте Росстата, перейдя по вкладке «Демография».

Еще одно новшество коснулось надбавок для транспорта технологического типа, которому относится техника, что используется в производственных помещениях, промышленных площадках:

  • строительные краны;
  • бетоноукладчики;
  • бульдозеры;
  • экскаваторы и т.д.

Надбавка по ГСМ для подобного транспорта стала выше - лимит до 20%.

То есть при списывании расходов по ГСМ в соответствии с нормативами Минтранса, нужно внести корректировку по последним нововведениям. Для этого в компании предпринимаются следующие действия:

  1. Издается приказ, в котором утверждается нормирование расхода по ГСМ.
  2. В нем должна быть ссылка на новый документ - распоряжение №НА-90-р Минтранса нашего государства (от 14.07.15 г.), чтобы сотрудники налоговой службы не придирались к увеличенным нормам затрат на топливо.
  3. В обязательном порядке отмечается дата, с момента которой начинают действовать нововведения (их можно официально применять только начиная с 14.07.15 г.).

Учет ГСМ и его документальное подтверждение

Учет ГСМ проводится на основании следующей документации:

  1. На приобретение ГСМ - это могут быть чеки, корешки талонов, отчеты (и авансовые, и топливной карты).
  2. На применение автотранспорта в целях производственного типа - путевые листы (они могут быть составлены в соответствии с типовой общепринятой формой, а могут разрабатываться самостоятельно компанией), отчеты из контролирующих систем - по пробегу и по расходованию топлива (обязательно распечатанные в бумажном варианте с подписью руководящего работника).
  3. На расходование ГСМ - справки из бухгалтерии, соответствующие отчеты.

Для списания ГСМ компания может воспользоваться следующими документами:

  • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, предназначенного для автотранспорта служебного типа;
  • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, а также поправочные коэффициенты (то есть надбавки) к этим нормам (для автотранспорта служебного типа);
  • справка с информацией по расчетам максимальной величины расходов по ГСМ (для ИП, что работают по «упрощенке»);
  • книга учета талонов на ГСМ;
  • договор на поставку ГСМ;
  • ведомости по учету и движению ГСМ;
  • акты о списании ГСМ (в том числе и при работе газонокосилки);
  • карта пережогов топлива тепловой электростанции;
  • договора по продаже и доставке топлива твердого типа;
  • форма №4-запасы, которая содержит информацию о запасах ГСМ.

Порядок, согласно которому проводится процедура списания ГСМ

Для «упрощенки» стоимость приобретенных ГСМ должна списываться в статью расходов на тот момент, когда производилась оплата поставщику.

Для общей налоговой системы стоимость всего топлива, что было израсходовано за отчетный месячный период, должна включаться в статью расходов на последнее число отчетного месяца.

Нормативы расходования ГСМ в 2017г.

Нормативы расходования ГСМ утверждаются по рекомендациям Минтранса нашего государства.

Согласно с этими рекомендациями, существуют повышающие коэффициенты для применения автотранспорта в зимний период. Величина таких коэффициентов зависит от региональных нормативов (до 20% от установленной государством нормы). Так, для Москвы и Брянской области - 10%, в Кировской области - 12%, а в Республике Саха - 20%.

Но нормы расходования ГСМ учитывают и количественный состав жителей населенного пункта, где было зарегистрировано транспортное средство. Рассмотрим этот критерий подробнее:

  • 5% - население до 100 тысяч человек;
  • 10% - от 100 тысяч до 250 тысяч жителей;
  • 15% - от 250 тысяч до 1 миллиона человек;
  • 25% - от 1 миллиона до 5 миллионов жителей;
  • 35% - от 5 миллионов.

Помимо этого также следует рассматривать эксплуатационный возраст и километраж пробега автотранспортного средства. Повышающий коэффициент будет выше, в зависимости от следующих показателей:

  • 5% - при эксплуатации от 5 лет или при пробеге от 100 тысяч километров;
  • 10% - при эксплуатации от 8 лет или при пробеге от 150 тысяч километров.

Формула расчета нормативов ГСМ

Нормативы расходования ГСМ для автомобилей легкового типа должны рассчитываться по специальной формуле:

QH =0,01 х Hs х S х (1+0,01 х D), где:

  • QH - это норма расхода ГСМ (в литрах);
  • Hs - это базовый норматив расходования ГСМ на пробег машины (в л/100 км);
  • S - пробег машины (в км);
  • D - коэффициент надбавки либо снижения (% от нормы).

Нормативы расходования ГСМ для определенных машин в зависимости от вида топлива (актуально на 2016 год):

  1. Для реагентов:
  • 5% - Евро-4;
  • 6% - Евро-5;
  • 7% - Евро-6.
  1. Для сжиженных газов (пропана):
  • если автомобиль работает на СУГ: 1,22+/-0,10 л СНГ к 1 л бензина;
  • если автомобиль работает на КПГ: 1+/-0,1 куб.м СПГ (КПГ);если автомобиль работает на СУГ (при установке фургонов): до 2,64 л/100 км;
  • если автомобиль работает на КПГ: до 2 куб. м/100 км.
  1. Для бензина: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда - до 2 л/100 км.
  2. Для дизельного топлива: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда - до 1,3 л/100 км.

Пример расчета нормативов по ГСМ в 2017 году

Компания «Нева» является ООО, на ее балансе состоит автомобиль легкового типа «Лада Гранта Лифтбек». Он прошел процедуру регистрации в Оренбургской области, а именно в городе с численностью населения в 1 миллион.

Нам известны следующие сведения:

  • пробег автомобиля в зимний период - 200 км;
  • нормы расходования устанавливаются «Невой» самостоятельно (в соответствии с рекомендациями Минтранса нашего государства);
  • норматив для расходования ГСМ именно для такой машины - Нs=8,2л/100 км;
  • надбавочный коэффициент за работу в населенном пункте с численностью жителей в 1 миллион - 15%;
  • надбавочный коэффициент за работу в зимний период: D=15%.

Теперь приступим к расчетам по специальной формуле: 0,01 х 8,2 х 180 х (1+0,01 х (15+15)) = 19,2 л.

Нормы расходования ГСМ

Российский Налоговый кодекс не ставит условий по нормам ГСМ для транспортных средств. Но, все же, любое расходование топлива в обязательном порядке подтверждаются такими документами, как путевые листы. Формы для таких документов компания может разработать самостоятельно, но для этого необходимо использовать те реквизиты, о которых говорится в приказе №152 Минтранса нашего государства (от 18.09.08 г.). Но еще нельзя забывать о таких разделах, как сведения о прохождении медосмотров поездках.

На сегодняшний день компании, работающие по «упрощенке», не обязаны нормировать стоимость ГСМ для налогового учета. Но они имеют на это право в соответствии с письмами Минфина:

1. №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.).

2. №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

Это связано с тем, что в НК нет строгих требований по нормированию расходов на ГСМ. Поэтому компании самостоятельно должны принять решение о нормировании затрат по ГСМ. Если компания, все же, решила самостоятельно утвердить нормы на расходы топлива, то необходимо учитывать два фактора:

  • какая машина используется;
  • основания для списания расходов ГСМ.

В зависимости от того, какой автомобиль использует компания устанавливаются основания для списания затрат по ГСМ.

1. Если автомобиль принадлежит компании - величина стоимости ГСМ должна учитываться для УСН в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 12.

2. Если автомобиль принадлежит ИП - стоимость топлива по «упрощенке» можно отражать в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12. Это должны подтверждать такие документы:

  • накладные;
  • чеки;
  • квитанции;
  • путевые листы.

Эти бумаги будут свидетельством того, автомобиль применялся в производственных целях - НК, статья №252, пункт 1 и статья №346.16, пункт 2. Подобные расходы на техобслуживание автотранспорта относятся к расходам материального типа - НК, статья №254, пункт 1, подпункт 6. В НК особых условий для списания нет. При наличии ремонтных расходов на автомобили подобного типа, они учитываются по НК - статья №346.16, пункт 1, подпункт 3. Этот учет производится сразу после внесения оплаты - НК, статья №346.17, пункт 2.

3. Если автомобиль арендован у сотрудника компании - такие расходы ГСМ списываются по статьям «Расходы в качестве материальных затрат» - НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 5, или «Расходы на содержание служебного транспорта» - НК, статья№346.16, пункт 1, подпункт 12. Для подобного учета компании, что работают по УСН, должны в договорных документах об аренде прописать следующее: «расходы на содержание арендованной машины насеет арендатор». Но еще обязательно учитывается в расходах и выплачиваемую арендную плату за этот автомобиль - НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 4. ИП не может заключать договора об аренде автотранспорта с собой самим - ГК, статья №413.

4. Если автомобиль является собственностью рабочего компании, но используется для служебных целей - в этой ситуации стоимость топлива не учитывается в отдельную статью расходов. Для подобного учета подходит только общая сумма компенсационной выплаты, которая предназначается самому рабочему компании - владельца автомобиля (НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12). Нормативы установлены в постановлении №92 (пункт 1) Правительства нашего государства от 08.02.02 г.:

  • для автомобилей легкового типа с объемом двигателя до 2 тысяч куб.см. - до 1 тысячи 200 рублей;
  • для автомобилей легкового типа с объемом от 2 тысяч куб.см. - 1 тысяча 500 рублей.

Но в эти цифровые показатели сумм также входят и те затраты, что несет сам рабочий, который использует транспортное средство (в соответствии с письмом №03-03-01-02/140 Минфина от 16.05.05 г.):

  • техобслуживание;
  • ремонт и т.д.

Поэтому руководство компании может утверждать любой размер для компенсационных выплат рабочему, а при «упрощенке» учитывается только строго установленная норма.

Также следует учитывать факт: называемая норма утверждена на официальном уровне в расчете на полный месячный период при эксплуатации машины в служебных целях - письмо №03-03-01-02/140 Минфина (от 16.05.05 г.).

Например, рабочий использовал автомобиль 2 дня из 22 рабочих дней за весь месяц. Значит, компенсация, которую списывают по статье «Расходы», уменьшится в 11 раз.

Учетные документы по ГСМ для компании, работающей по «упрощенке»

Рассмотрим основные документы, которые необходимо использовать для учета стоимости ГСМ для тех компаний, что работают по «упрощенке».

  1. Путевой лист - служит для подтверждения обоснованности эксплуатации автотранспорта. Он оформляется для каждого транспортного средства отдельно. Период его действия - от одного дня до одного месяца. Официальные общепринятые формы бланков путевых листов утверждаются постановлением №78 Госкомстатом (от 28.11.97 г.), которые обязательны для автотранспортных компаний. Если компания к таковому типу не относится, то форма бланка путевого лица может быть разработана руководством компании самостоятельно - письмо № 03-03-06/2/161 Минфина. В этом случае такая форма отражается в учетной политике компании, как дополнительное приложение с образцом, в котором должны отражаться определенные реквизиты - приказ №152 Минтранса. В путевом листе следует еще прописывать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для определенного транспортного средства.
  2. Накладные, чеки об оплате с АЗС, выписки со счетов - перечисленные документы являются первичными платежными подтверждениями на расходы ГСМ, что фактическая оплата была совершена. Этот список зависит от того, как покупают ГСМ. То есть на АЗС покупателю выдадут чек, а по топливной карте при безналичном расчете - выписка со счета + ежемесячная накладная + отчеты продавца.
  3. Авансовый отчет - данный документ нужен в случае, когда ГСМ покупались с помощью подотчетного лица, который служит приложением к отчету. Эти расходы являются оплаченными компанией на момент утверждения авансового отчета.
  4. Приказ директора о порядке учета расходов по ГСМ - нужен для установления способа определения величины расходов по топливу в учете, производимом при УСН - как налоговом, так и бухгалтерском. Этот документ может составляться в произвольной форме, с учетом:
  • нормативов ГСМ;
  • указаний о списании расходов по ГСМ в полном объеме.

Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующий нюанс: нормирование расходов по ГСМ производится, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Но это не является обязательным условием. В бухучете такое списание производится в размере понесенных затрат (по факту) без нормирования - ПБУ 5/01, пункт 5. В налоговом учете также это нормирование на является обязательным, а фактические затраты ГСМ подтверждены в путевом листе.

Учет ГСМ при «упрощенке» в вопросах и ответах

1. Можно ли расходы по ГСМ списывать в полном объеме без нормирования?

Да, такой вариант возможен. Это связано с тем, что обязательных требований к нормам стоимости для ГСМ в российском законодательстве нет. Но если подобного нормирования нет, то объем списываемого ГСМ должен быть документально обоснован для налогового учета. Поэтому целесообразным будет создать одну схему учета, как для налогового учета, так и для бухгалтерского.

2. Какие есть способы нормирования ГСМ?

Для УСН есть три варианта нормирования:

  • использовать те нормы, которые разработаны специально Минтрансом;
  • учитывать ГСМ в пределах нормировки, что устанавливается заводом-изготовителем автомобиля;
  • применять нормирование, разработанное компанией самостоятельно (это должно быть прописано в актах контрольного заезда машины в определенных условиях).

3. Может ли пересмотр нормативов ГСМ в середине годового отчетного периода считаться нарушением?

Такой пересмотр установленных нормативов по ГСМ может быть допустим, если такая процедура обоснована документально. Примером этого может служить следующая ситуация: новая машина расходует топливо в большем количестве, чем было запланировано.

В статью расходов при УСН должны списываться те затраты, что являются экономически оправданными и документально обоснованными. Причина таких изменений должна быть отражена в приказном порядке от лица директора компании - приказ о новых нормативах расхода ГСМ.

4. Существует ли возможность разработать два разных норматива - для зимнего и летнего периода отдельно?

Это возможно, так как российское законодательство разрешает такое действие. В приказе по компании от лица директора указывается, какие периоды будут считаться летними, а какие - зимними. Только в таком случае возможно отдельное нормирование.

5. Имеется ли возможность официально удержать с зарплаты водителя произведенный им перерасход ГСМ?

Да, такая возможность работодателю будет предоставлена, если перерасход ГСМ будет произведен по вине данного водителя. Для этого созывается специальная комиссия, в состав которой входят помимо директора и другие компетентные специалисты - ТК, статья №247. Водитель должен объяснить причину возникшего перерасхода топлива. Директор компании имеет право издать соответствующее распоряжение об удержании денежных средств с водителя после расчета ущерба всей компании. Но этот размер не должен быть выше одного размера среднемесячного заработка - ТК, статья №248. Через суд денежные средства взыскиваются с водителя, если месячный срок уже пропущен или размер ущерба выше установленной законодательством суммы.

Бухучет по ГСМ для «упрощенки»

Операция

Документальное подтверждение

Бухгалтерская проводка

Приобретение ГСМ оплачивается с помощью подотчетного лица

Кассовый ордер расходного типа

Дт счета «71» - Кт счета «50» (проводка выданных денежных средств подотчетному лицу для приобретения ГСМ)

Авансовый отчет подотчетного лица

Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «71» (принятие к учету приобретенных ГСМ)

Путевой лист

Дт счета «20» («25», «26») - Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости потраченного ГСМ на расходы)

При покупке ГСМ оплата производилась в форме безналичного расчета с продавцом

Выписка со счета компании, работающей по УСН

Дт счета «60» - Кт счета «51» (при перечислении денежных средств для приобретения ГСМ)

Накладная (другой первичный документ от поставщика)

Дт счета «10» субсчет «Топливо» - Кт счета «60» (при бухучете приобретенных ГСМ)

Путевой лист

Дт счета «20» («25», «26») - Кт счета «10» субсчет «Топливо» (при списании стоимости затраченного топлива на расходы)

АДИМ

сколько ж тут брехни - начиная прямо с заголовка!

Даня

подскажите пожалуйста норма расхода на тайоте калдине с обьемом 1.8 или же 2.0

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...