«Когда бьют пушки, музы не молчат. А музы не молчали… «Когда бьют пушки, музы не молчат»

Литературная гостиная «А музы не молчали…»

Открытый урок литературы в 7 «А» классе.

Учитель Трофимова Е.Л., ВКК

Тема урока : Стихи и песни поэтов 20 века о Великой Отечественной войне.

Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения; способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения; формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Оборудование : компьютер, медиапроектор, экран, выставка книг о В.О. войне.

Эпиграф к уроку:

Смолкали музы, слушая войну,

Е. Нефёдов.

Ход урока:

    Организационный момент:

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!

Просмотр видеоролика о войне (слайд 1)

Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

    Слово учителя: Слайд 2

Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён поэзии Великой Отечественной войны. В этом году наша страна отметила 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий. Всё чаще мы обращаемся к литературе и искусству военных лет, которые правдиво рассказывают о мужестве и подвигах простых солдат, защищавших свою Родину ценой собственной жизни. Сегодня мы познакомимся с произведениями литературы и музыки времён Великой Отечественной войны. И попробуем ответить на вопросы: Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны? Какое значение имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?

Великие события остаются в памяти людей благодаря творчеству поэтов, композиторов. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сейчас, сегодня. Перед вами выставка книг о Великой Отечественной войне, где представлена в основном поэзия этих лет. Эти книги вы можете прочитать в нашей школьной библиотетке.

Слайд 3. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из песни Е.Нефёдова:

Так было на планете в старину,

Смолкали музы, слушая войну,

Но в наши дни молчание преступно…

Пускай они звучат, пускай в сердцах стучат.

Когда бьют пушки, музы не молчат.

Поэзия воюющего народа опровергла пословицу: “Когда говорят пушки, молчат музы”. С первых дней войны появились десятки новых песен и стихов, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни и стихи распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Сегодня мы расскажем вам о поэтах военного времени, об их песнях и стихах. Многие из них не вернулись с этой страшной войны, но их творчество останется навеки в нашей памяти…

1 ведущий : Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей…

Слайд 4.

2 ведущий : Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война… В этот день писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

Слайд 5.

1 ведущий : С краткими речами выступили А. Фадеев, В.Жаров, И. Уткин, В. Лебедев-Кумач. «Писатели Советской страны, - заявил Фадеев, - знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Слайд 6.

2 ведущий : Уже на третий день по всей стране, как призыв, звучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Прозвучавшая с чеканной простотой и силой, выразившая общее настроение и чувство, эта песня-присяга, песня-гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы

(звучит грамзапись песни).

1 ведущий: Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад.

2 ведущий: Слайд 7. Священна память о павших. Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины! Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?.. Слайд 8.

Чтецы 1-5 (стихотворение А. Екимцева "Поэты"):

1. Где-то под лучистым обелиском,

От Москвы за тридевять земель,

Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,

Завернувшись в серую шинель.

2. Где-то под березою прохладной,

Что мерцает в лунном далеке,

Спит гвардеец Николай Отрада

С записною книжкою в руке.

Слайд 9.

3.И под шорох ветерка морского,

Что зарей июльскою согрет,

Спит без пробужденья Павел Коган

Вот почти уж шесть десятков лет.

4. И в руке поэта и солдата

Так вот и осталась на века

Самая последняя граната -

Самая последняя строка.

Слайд 10.

5. Спят поэты - вечные мальчишки!

Им бы завтра на рассвете встать,

Чтобы к запоздавшим первым книжкам

Предисловья кровью написать!

1 ведущий:
Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная войной жизнь. 2 ведущий:
Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, писавшего даже в гитлеровском застенке. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это звание присвоено и Борису Котову, погибшему в боях при форсировании Днепра.

1 ведущий: Другие не удостоились этого звания, но они и без звания были Героями: под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убит в боях под Смоленском Борис Богатков, под Киевом погиб Борис Лапин, в боях под Смоленском убит Николай Майоров, в боях под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. 2 ведущий:
Пусть им не поставлены памятники. Разве в этом дело? Главный памятник, главный обелиск им всем - это их поэзия. Вчитаемся в стихи повнимательнее: за ними живые, трепетные души тех, кто ушел «не долюбив, не докурив последней папиросы»…

Чтец 6 читает стихотворение Н. Майорова «Есть в голосе моем звучание металла»: Слайд 11

Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет. Не все уйдет в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли.

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Чтец 7 (читает стихотворение М. Джалиля «Если жизнь проходит без следа…») Слайд 12.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь!

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит,

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой –

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не смолкло на устах.

Работа по учебнику (стр. 193-195) Чтение стихотворений.

Учитель: Слайд 13 .Они уходили на войну совсем молодыми, некоторые прямо со школьной скамьи, «недолюбив, недокурив последней папиросы…» Молодые лирики огненных лет, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о горячей и чистой любви, светлой жизни на земле.Их жизнь оборвалась на фронте, но остались стихи – обещания яркой и творческой жизни.

Видеоролик «До свидания, мальчики…»Слайд 14.

1. Ведущий. Многие поэты, принимали участие в армейской печати, они были военными корреспондентами, а также командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Слайд 15 .

2.Ведущий. Среди них - Александр Твардовский, Иосиф Уткин, Михаил Светлов, Константин Симонов, Сергей Орлов, Юлия Друнина, Михаил Львов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко, Булат Окуджава и другие.

1. Ведущий :Слайд 16. Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина . Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.( читает стихотворение «На улице полночь…»,тихо звучит музыка)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

2.Ведущий . Слайд 17.Константин Симонов с началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

1.Ведущий . Поколение 40-х прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня и я вернусь». Слайд 18.

Чтец 8. «Жди меня» К. Симонов(звучит тихо музыка)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1 ведущий: Стихи Симонова знали все – на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, особенно охотно – во фронтовых. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы «Жди меня».

2 ведущий: Слайд 19. В стихотворении Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» с большой поэтической силой выражены думы и чаяния воина в горькую пору отступления. Ведь без дум и забот о судьбе Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы ни блистала она молодостью сил и кипением чувств.

1.Ведущий. Слайд 20. Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

2 Ведущий: Слайд 21. Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

Чтецы 9-10:

Первый солдат:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

(Садятся на стулья и пишут письма)

1 ведущий: Слайд 22. В передышках между боями, тёмными тревожными ночами бойцы пишут письма, вспоминают о родном доме, семье и тихо, вполголоса поют…

Одной из популярных песен в годы войны была “Землянка” на стихи Алексея Суркова.(Слайд 23.) Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку, так родилась песня...

Исполнение песни «В землянке»(2 мин.)

Слайд 24.

2.Ведущий. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, медсёстрами… Они были солдатами. Юлия Друнина… Ольга Берггольц… Анна Ахматова…Слово их тоже было оружием.

Слайд 25.

Чтец 11. Ю. Друнина

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Слайд 26.

Чтец 12:Ольга Берггольц “В Госпитале”.

Солдат метался: бред его терзал.

Горела грудь. До самого рассвета

Он к женщинам семьи своей взывал,

Он звал, тоскуя: – Мама, где ты, где ты? –

Искал ее, обшаривая тьму...

И юная дружинница склонилась

И крикнула – сквозь бред и смерть – ему:

Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый!–

И он в склоненной мать свою узнал.

Он зашептал, одолевая муку:

Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?

Пускай придет, на грудь положит руку.–

И снова наклоняется она,

Исполненная правдой и любовью.

Я здесь,– кричит,– я здесь, твоя жена,

У твоего родного изголовья.

Я здесь, жена твоя, сестра и мать.

Мы все с тобой, защитником отчизны.

Мы все пришли, чтобы тебя поднять,

Вернуть себе, отечеству и жизни.–

Ты веришь, воин. Отступая, бред

Сменяется отрадою покоя.

Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,

Покуда сердце женское с тобою.

1.Ведущий: Слайд 27. Великая Отечественная война застала Анну Андреевну Ахматову в Ленинграде. Она мужественно встретила всенародное горе и испытывала чувство глубокого патриотизма. Вот почему Ахматова в первые дни нашествия фашистов на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:

2 Ведущий:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Стихотворение было написано в 1941 году в Ленинграде. Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе. В феврале 1942 года, когда фашистская армия рвалась на юг и юго-восток, когда Ленинград находился в кольце осады, на страницах «Правды», рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями, появилось подписанное А.Ахматовой стихотворение «Мужество». Слайд 28.

Чтец «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

1.Ведущий

Слайд 29. С первых дней войны песни Михаила Васильевича Исаковского стали постоянными друзьями и спутниками солдат. Тогда в полную силу зазвучали «До свиданья, города и хаты», «Прощание» («Дан приказ: ему - на запад») – песни, с которыми уходили наши воины на фронт, «Огонёк» - песня, с которой провожали в сражения солдат, «Ой, туманы, мои растуманы» - песня, с которой партизаны шли выполнять боевые задания.

Учитель: Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что крепила армейскую дружбу. Знали люди, что война - это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.

Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Говоря современным языком, это многолетний музыкальный «хит». Песня «Катюша» была написана в конце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - всё то, что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особое значение за пределами нашей родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался - «Катюша». А когда в 1943 году на фронте блестяще проявил себя гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название - «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу. Катюша проводила милого на войну, а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, счастье. (звучит песня «Катюша»)

2.Ведущий: Слайд 30.

Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны. Песня делила вместе с воином и горести, и радости, песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли. И победили!

1. Ведущий: Слайд 31.

Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры останутся в строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

Учитель: Слайд 32. И мы с вами не должны забывать, какой ценой завоёван мир, не должны забывать тех, кому обязаны своей жизнью. Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если память каждого человека, погибшего во второй мировой войне почтить минутой молчания, мир молчал бы 50 лет!!!...Вечная память павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Склоним головы перед их беспримерным подвигом.

Слайд 33 .

Зажигаем свечи. «Минута молчания». Метроном

Слайд 34.

Группа чтецов: Реквием Рождественского.

1. Помните!

Через века, через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,-

помните!

2. Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

3. Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте достойны!

4. Люди!

Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой

завоевано счастье,-

пожалуйста, помните!

5. Песню свою

отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда

не споет,- помните!

6. Детям своим

расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

7. Во все времена

Бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,-

о погибших помните!

8. Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет

никогда,-

заклинаю,- Помните!

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:1 вариант: письменно ответить на вопрос: «Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны?»; 2 вариант: стр. 196 задание1,2.

Тип урока: урок-композиция.

  • дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;
  • показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
  • произвести анализ лирического произведения.

Оборудование урока: мультимедийная презентация по теме урока, включающая в себя слайд-шоу, музыкальное сопровождение (песни военных лет), грамзаписи стихов поэтов-фронтовиков.

Примечание:

  1. По техническим требованиям условий участия в фестивале презентация была упрощена и уменьшена до 9 слайдов (для урока использовалось 17 плюс три звуковых файла).
  2. Материал можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.

Ход урока

На рассвете 22 июня 1941 года, когда вся страна ещё спала, гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.

Подвиг Советского народа в годы войны стал также и подвигом литературы. Поэзия воюющего народа опровергла известную поговорку: “Когда говорят пушки, музы молчат”.

В первые дни войны число писателей-фронтовиков достигло двух тыс. Более трёхсот из них не вернулось с полей сражения (Аркадий Гайдар, Мусса Джалиль). Фашизм занёс руку и на будущее советской литературы: на войне погибли десятки молодых талантливых писателей – Николай Майоров, Григорий Суворов, Павел Коган и мн. др.

И не случайно то, что мы литературу военных лет выделяем отдельно, отводим ей особое место.

Для самых первых стихов о войне характерна грозная речь, суровость интонаций. Отчётливо выступает плакатная образность стихов, жанр стихотворения-листовки. Наглядным примером может служить “Священная война” В.Лебедева-Кумача. (Звучит песня)

Сила этого произведения рождена временем, героическим порывом страны, вставшей на бой с фашизмом. В этом стихотворении голос души народа.

Вслед за “Священной войной” появляется “Песня смелых” Алексея Суркова. Её ритм совсем иной – напряжённый, торопящий человека в бой, зовущий в поход:

Песня – крылатая птица –
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

“Песня-птица” - это сравнение подтвердилось жизнью. Песню, а точнее стихи, только что написанные, пели на всех фронтах, облетая войска, она оставалась в сердцах, а затем, в письмах, возвращалась в тыл. Но, можно сказать, уже иная, выстраданная, прошедшая через солдатскую душу. Именно она – “солдатская душа” - стала героем лирики Алексея Суркова.

В этом особенность его поэзии.

Поэт с первого дня войны (с 26 июня) уже на фронте. Официально А.Сурков – военный корреспондент газеты западного фронта “Красноармейская правда”. Он, как участник всех сражений, перенёс и горечь отступлений, и тяжесть оборонительных боёв. Эти слова можно отнести ко всем поэтам-фронтовикам (Константину Симонову, Александру Твардовскому, Юлии Друниной). Поэты видят страдания народа и призывают (чаще в открытой форме) бить врага – это “Бей врага” Веры Инбер, “Убей его!” К. Симонова. Та же тема трактовалась, и более глубоко, в творчестве А.Суркова. Наиболее характерным является стихотворение “Человек склонился над водой”, написанное в 1941 году. Поэт рисует человека, не уточняя, кто он:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он бою жесток? (пауза)

Но не только призывы к защите родины, к уничтожению врага были темой военной поэзии. Именно в те годы появляются нежные, искренние стихи о любви, о верности, о счастье. Именно любовь бережёт солдата от пули, от смерти, она согревает в “холодной землянке”. Эта тема выявляется в стихотворении Суркова “Землянка” 1941гг.

Алексей Сурков говорил о своей песне: “А родилась эта песня случайно… Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”

(Звучит песня)

Тема “заплутавшего” среди войны счастья не оставила поэзию, тема ожидания “всем смертям назло”. Именно так она трактуется у Константина Симонова (например, стихотворение “Жди меня”).

В его творчестве периода войны широко освещена тема Родины, русской матери. Наглядным примером является стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”, написанное в том же 1941 году. Автор выбирает форму стихотворения-посвящения А.Суркову. Повтор заглавной строки даёт возможность воссоздать картину народной трагедии путём воспоминаний, связанных с отступлением войск. Именно тогда автор впервые узнал “дорожную тоску”. Отступление тяжело переживается всеми. Но русская душа великодушна к своим воинам, поэтому и появляются слова старухи “покуда идите, мы вас подождём”…

Поэзия укрепляла душу человека, и стихи создавались не только на фронте. Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц.

Позже она вспоминала:

“Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ели живые ленинградцы”. Поистине – величие русского духа – способность людей, испытывающих такие физические и нравственные терзания, отзываться на поэзию, на искусство.

Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, ставшие известными всему миру, высеченные на граните мемориального Пискарёвского кладбища в Петербурге:

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Уходили на войну и ваши сверстники. И сегодня мы вспомним имя ещё одного поэта-фронтовика, вернее поэтессы, Юлии Друниной.

Стихи: “Бинты”, “И откуда вдруг берутся силы…”

Слова А.Твардовского.

Фон – вечный огонь. Минута молчания.

Соловьева Ксения, Скращук Евгений

Итог ученического проекта по литературному краеведению - сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству ковровских поэтов и писателей фронтовиков. «Когда бьют пушки, музы не молчат».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной

композиции,

посвященной творчеству ковровских поэтов и писателей фронтовиков.

«Когда бьют пушки, музы не молчат».

Учитель русского

языка и литературы

Антипова Н.В.

МУ ООШ №2

2011 год

(Звучит запись песни «Священная война».)

В.1. Родина! Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и безымянных героев.

В.2.Враги! Они напали, как нападают трусы – ночью. Это случилось в воскресенье, 22 июня 1941 года…

(Запись песни нарастает.)

В.1. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле.

В.2.Путь к победе был долгим и трудным…Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев…

В.1. Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

В.2. Свыше тысячи писателей, а если считать тех, кто пришел в литературу после Победы, принеся в нее свой фронтовой опыт, то и все полторы тысячи воевали. День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях.

В.1. Слово на войне часто стоило жизни, зато звучало оно, как никогда, громко. Мы очень гордимся тем, что в нашем городе жили и живут поэты и писатели-фронтовики, в творчестве которых отражена суровая правда войны.

В.2. Вспомним их поименно.

Пашинский Анатолий Никандрович.

Родился в 1921 году в селе Малиново, недалеко от Великого Устюга. Окончил Ленинградское художественное училище, Рязанское пехотно-пулеметное училище.

Фронтовик, имеет два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 1 степени. Работал учителем рисования в школах г.Коврова. Все свободное время посвящал живописи и поэзии. Его стихи о войне, участником которой он был, емки по содержанию, несмотря на их краткость. Умер в 1991г.

(Стихотворение «Шли в бой…».)

Станислав Александрович Штраус- Федоров.

Родился в 1928г. во Владимире. Из 6 класса убежал на фронт. Служил юнгой на боевых кораблях Краснознаменного Черноморского флота. Был демобилизован в мае1945 года из-за непризывного возраста. Награжден медалями. После войны жил и трудился в Коврове.

(Стихотворение С.А. Штрауса-Федорова «Малоземельцам.»)

Шаров Владимир Васильевич.

25 октября 1917г. родился в Московской обл. Участник ВОВ. Имел немало ранений. Кавалер трех орденов. В 1938г. призван в армию на тихоокеанский фронт. Летом 1942 г. в числе военно-морских бригад был отправлен на фронт. Прошел от Москвы до Кенигсберга. Был командиром взвода разведки. После войны работал на заводах г. Коврова.

Шабалин Александр Павлович.

Родился в 1922г. в деревне Фелисова Слободка Владимирской области. Работал на инструментальном заводе слесарем-техником по приборам. Без отрыва от производства окончил техникум и аэроклуб. В июле 1941г. ушел добровольцем на фронт. Учился в военно-авиационном училище. Воевал на четвертом Украинском фронте, участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. В мае 1944г. был тяжело ранен.

(Стихотворение Шабалина А.П.«Кукушка». «Четвертый день…»).

Хорошев Борис Алексеевич.

Родился в апреле 1919г. в Коврове. Писать стихи начал в 6-м классе, а в 7-м написал свой первый рассказ. В 1939г. окончил Ивановское художественно-педагогическое училище. Затем были годы учебы в Московском военно-патриотическом училище, где Борис Алексеевич овладел специальностью инструктора-литератора. В этой должности прошел всю Великую Отечественную войну.

(Стихотворение Хорошева Б.А.«Хутор Веселый»).

В.1. Да., у каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого есть стихи – самые искренние, а потому они продолжают жить.

В.2. Много прекрасных строк посвятили поэты суровой солдатской жизни. Они и сегодня звучат как призыв к пробуждению добрых человеческих чувств, состраданию, душевной отзывчивости и солдатской дружбы.

Звучит песня «Вставай, страна огромная…».

В.1. Песни военных лет… От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом строю.

В.2. Песни военных лет! Сколько их прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, рассказы о боевых подвигах.

В.1. Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два полюса: мирную жизнь и военные будни.

Звучит песня «До свидания, мальчики…».

В.2.Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Звучит песня «Землянка».

В.1.Война не заглушила исконной поэтической темы – темы любви. Поколение 40-х прошло страшную войну: пришлось видеть страдания и смерть, но они не перестали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить! Они любили, верили и ждали.

Звучит песня «На солнечной поляночке».

В.2. Победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям. Сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы.

(Фонограмма «Помните..», МИНУТА МОЛЧАНИЯ).

В.1. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики, оставшиеся в живых, с каждым годом их становится все меньше и меньше. Но в веках будут сиять бессмертные подвиги наших воинов, подвиг поэзии годов Великой Отечественной войны. Стихи остаются в строю как завещание, как совесть «не вернувшихся с войны».

Звучит песня «День Победы».

чал очень рано. В должности инструктора-литератора прошел всю Великую

Отечественную войну в составе Третьей воздушно-десантной бригады. Награж-

ден двумя орденами «Отечественной войны 2степени» и несколькими медалями.

В войну на фронте выпускал многотиражку «На штурм врага».

После войны работал учителем рисования и черчения, рисовал картины и пи-

сал стихи. Выпустил несколько сборников стихов.

  1. «Напевной лиры нежное звучанье». 1999г.
  2. «Город у Клязьмы-реки».1999г.
  3. «Строки любви».1999г.
  4. «Крылья Победы».2000г.

Успешно трудится над стихами и сегодня.

Игорь Петрович Монахов (1923-1997) родился в городе Коврове, учился в сред-

ну с дивизией в Порт-Артуре в сентябре 1945 года. Имеет шестнадцать наград.

Работал преподавателем литературы в Мелеховской средней школе, создал му-

зей боевой славы 262 Краснознаменной стрелковой дивизии, который успешно

Работает и сейчас.

Издания:

  1. «По следам дивизии».1981г.
  2. «По следам героев Великой Отечественной войны».1987г.
  3. «Память ищет приюта».1993г.
  4. «Все это было, было».1995г.
  5. «Шли мальчишки на войну».1995г.

Пашинский Анатолий Никандрович (1921-1991). Родился в селе Малиново, недалеко

от Великого Устюга. Окончил Ленинградское художественное училище. Фронтовик,

награжден двумя орденами «Отечественной войны 1 степени» и орденом «Красной

звезды. Все свободное время после войны посвящал поэзии и живописи.

Публикации в сборниках:

  1. «Венок сонетов».(1992г.)
  2. «Сорванец». (1996г.)
  3. «Пехота». (2000г.)

Абрам Семенович Плоткин родился 3 мая 1923 года в Коврове. Юрист по образованию, автор многих книг, целый ряд из которых он подарил с автографом нашему музею. Окончил среднюю школу №1 в 1941 году, тут же ушел на фронт добровольцем. Награжден орденами и медалями Великой Отечественной войны. Почетный гражданин города, лучший писатель года («Богема 1997г.)

Книги:

  1. «Воспоминание о Никитине»(1950г.)
  2. «Приговор»(1991г.)
  3. «Тупик»(1992г.)
  4. «Безумно болит душа»(1994г.)
  5. «Дети века»(1996г.)

6. «Падший ангел»(1999г.)

Мобилизован в армию в июле 1941 года, служил в военно-строительных вой-

сках. Пошел боевой путь от Сталинграда до Берлина. Награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За оборону Москвы» и медалью « За боевые заслуги». С 1960 года до конца жизни он жил в селе Любец (В 6 километрах от Коврова) и становится детским писателем. Написано 18 книг и масса публикаций его и о нем местных, областных и центральных газет. Учащиеся нашей школы много раз бывали в гостях у С.М. Голицина, и сам он неоднократно посещал наш музей. Бывал у нас в гостях его младший сын Михаил Сергеевич и женой- писательницей Ириной Голициной. В музее о жизни и творчестве С. М. Голицина собран богатый материал.

Шаров Владимир Васильевич (1917-1995).

Родился в г. Перово Московской области. Участник Великой Отечественной войне, воевал на Северо-западном, Центральном и Брянском фронтах, кавалер трёх орденов, закончил войну 1945г. Был рабочим на заводе Дегтярёва, художником-оформителем на Ковровском механическом заводе. В газете «Знамя труда» успел опубликовать 80 очерков, его перу принадлежит 50 басен.

Публикации:

  1. Сборник «Приход весны» (3 стих) 1996г.
  2. Отдельные стихи, очерки, басни, фельетоны в газете «Знамя труда» (1976-1992).

Никольский Нил Николаевич (1904-1988).

Родился в Польше, недалеко от Варшавы, с семьёй много путешевствовал, остался в России. Закончил Нижегородский медицинский институт. Работал врачом в Ковровском и Камешковском районах. С 1942-1945г. трудился в медсанбатах на фронте Великой Отечественной войны, получил звание «Заслуженный врач СССР», трудился в l горбольнице г. Коврова, затем переведён в областной здравотдел. Награждён двумя орденами «Оечествен-

ной войны» ll степени.

Публикации:

  1. «Записки врача» (1987г.)

О нём писала газета « Призыв» (1973, 1974, 1984г.)

Станислав Александрович Штраус-Федоров родился в 1927г. во Владимире. Участник

Великой Отечественной войны, имеет правительственные награды. Работал в Средней

Азии, на Камчатке, на Сахалине.

Темы его стихотворений война, беспризорные дети, связь поколений, трагедия1937г.

Его стихи сюжетны-это маленький рассказ в стихах, это всегда отношение к рас-

Его стихи -- показатель уходящей в историю темы войны вместе с уходящим поко-

лениением.

Книги:

  1. «Точка соприкосновения». (Повести.1991г.)
  2. «Изгои». (Повести.)
  3. «Необыкновенные приключения корабельной собаки».(Повесть,1992г.)

Стихи:

Сборник «Провинция».(1996г.,2000г.)

Существует изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Но во время Великой Отечественной войны музы в нашей стране не молчали. Литература, кино, живопись, музыка помогали защищать Родину, вселяли уверенность в победу.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Популярности этих стихов способствовала прекрасная музыка А. Александрова, родственная гимнам и маршам.

Годы Великой Отечественной войны ознаменовались взлётом поэзии. Она быстрее и эмоциональнее откликалась на события каждого военного дня. Замечательные поэты-песенники в содружестве с композиторами создали такие песни, которые и сейчас любимы нашим народов. Это «Огонёк», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои» Исаковского, «Смуглянка»» Шведова, «Дороги» Ошанина и многие другие. Особенно любима была песня «Орлёнок» композитора Белого на стихи поэта Шведова. Одним из прославленных ее исполнителей был певец Александр Окаёмов. В 1945 году он попал в плен, и, когда после пыток его повели на расстрел, он запел «Орлёнка» и погиб с этой песней на устах.

Говоря о композиторах военного времени, нельзя не сказать о Д. Шостаковиче, создавшем 7-ю Ленинградскую симфонию в дни блокады. Это была симфония всепобеждающего мужества. Становится понятной мысль композитора: «от мрака к свету, через борьбу – к победе».

Не менее весом был вклад в дело победы и советской прозы. Свыше четверти членов Союза писателей в самом начале войны добровольно ушли на фронт солдатами, военными корреспондентами, политработниками. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений. Погибли известные писатели Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Евгений Петров и другие. В фашистских застенках был замучен талантливый поэт Муса Джалиль. Посмертно Джалиль был удостоен звания Героя Советского Союза, а его книга «Маобитская тетрадь» - Ленинской премии.

В годы войны были написаны и замечательные поэмы: «Зоя» М. Алигер, «Киров с нами» Н. Тихонова, «Сын» Антокольского. Особой популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Она была и летописью войны и вдохновляющим словом. В непринужденной, порой шуточной форме автор рассказывает о военном быте. Василий Тёркин, герой поэмы, воплощает в себе черты русского национального характера.

В годы войны были созданы и замечательные прозаические и драматические произведения: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

Вернейшим спутником советских людей стало самодеятельное искусство. Когда ненадолго стихали бои, солдаты тянулись к песне, создавали множество стихов, поговорок, частушек. Художественным творчеством прославилось и партизанское движение: песни, анекдоты, пословицы типа: «Немец бойкий, а партизан стойкий», «Чем глубже в лес, тем хуже для СС» и др.

Не стояла в стороне и живопись. В годы войны возродилась традиция «Окон РОСТА». Были созданы «Окна ТАСС», в которых работали С. Маршак, В. Лебедев-Кумач и другие поэты. Стихотворные тексты сопровождались выразительными рисунками художников-сатириков Кукрыниксов. Уже в июне 1941 года Кукрыниксы поехали в редакцию газеты «Правда» и получили задание по созданию военных плакатов. Работали оперативно: уже вскоре на улицах городов были расклеены их плакаты, например: «Клещи в клещи», «Превращение фрицев» и др. Сюжеты для работы художники черпали из сводок новостей, а также из многочисленных писем фронтовиков.

Тема войны нашла своё отражение и в творчестве А. Дейнеки: «Окраины Москвы», «Осенние хляби», «В оккупации», «Сбитый ас».

Картина «Оборона Севастополя» (1942) – самая известная их них. Батальную сцену, легшую в основу холста, мастер увидел на линии фронта, куда приехал специально, желая запечатлеть моменты сражения и дым, клубящийся над морем. На фоне зарева пожарищ матросы в светлой форме сражаются, погибают, но не сдаются под натиском немцев, одетых в черную форму. Центральная фигура картины – легко раненный советский матрос. Широко расставив крепкие ноги и развернув торс, он бросает связку гранат в приближающихся немцев. Картина изображает схватку жизни и смерти, добра и зла.

Больших успехов добилось в годы войны и советское кино. «Она защищает Родину», « Два бойца», «Жди меня», «Парень из нашего города», «Машенька», «Воздушный извозчик» - вот лучшие фильмы военных лет.

Тема войны вдохновляла советских писателей и после ее окончания. Были написаны прекрасные произведения М. Шолохова, Ю. Бондарева, В. Астафьева. Сняты замечательные фильмы о войне: «Офицеры», «Чистое небо», «Летят журавли» и другие.

Хотелось бы, чтобы достояние советской культуры, в том числе и созданной во время той войны, стало средством воспитания современной молодежи, а не только пошлость и цинизм, ставшие сегодня нормой.

Когда бьют пушки, Музы не молчат. Это утверждение проверено временем. Война всегда отзывалась эхом в душах людей, горечь утраты и радость победы требовали эмоционального выплеска, так рождались стихи и песни. Они писались порой на обрывках обожженной бумаги, в землянках и окопах, в перерывах между боями. Переполненные болью строки выводились слабеющей рукой в блокадном Ленинграде. Некоторые передавались из уст в уста. Так было со стихотворением Михаила Светланова «Жди меня». Так было с песней «Вставай, страна огромная», написанной в первые дни войны и моментально облетевшей весь Союз, ставшей гимном сопротивления врагу. Стихи и песни в военное время выполняли не меньшую роль, чем вся советская политическая пропаганда. Они поднимали боевой дух и заставляли идти в бой эффективнее, чем заградотряды. Они были искренними. Но что же с ними сейчас, как сложилась судьба стихов о войне в мирное время?

Достаточно открыть школьный учебник литературы, чтобы понять плачевную участь гражданской лирики. В школьной программе только «Василий Теркин» в весьма сокращенном варианте. В эпоху перемен чиновники от образования не стали разбираться, что из стихов военного времени отнести к литературным произведениям, а что к творениям той же пропаганды, и исключили из программы все, оставив только классику досоветского периода. Результат можно наблюдать уже сейчас – современный школьник с трудом вспоминает слова «Дня Победы», а ведь эта песня была написана спустя много лет после войны и исполняется ежегодно. Казалось бы, всего лишь стихи. Не так уж и важно для современного человека, живущего в мирное время.

Нет, важно. Важно потому, что в стихах живые эмоции, живая боль, живая история. Можно прочитать параграф в учебнике о войне, узнать расстановку сил, цифры и факты. Но почувствовать, что такое война, понять весь ее ужас, трагедию людей, переживших ее, можно только по художественным произведениям. Именно стихи, песни, фильмы заставляют нас чувствовать. Когда звучит «Бухенвальдский набат», перед глазами проносятся картины немецких концлагерей, и невольно хочется встать, потому что сидя слушать набат невозможно. По силе воздействия не сравнить одну-единственную песню и сотни прочитанных о Бухенвальде книг.

Конечно, есть и светлые моменты в сегодняшней судьбе стихов о войне. Они живут благодаря музыкантам, популярным исполнителям, перепевающим старые военные песни и исполняющим их хотя бы ко Дню Победы. Стало доброй традицией устраивать на Красной Площади или Поклонной Горе концерты с участием молодых музыкантов и групп, поющих «фронтовой репертуар». Они глашатаи для новых поколений, к ним молодежь, не признающая авторитетов, прислушивается быстрее и охотнее, чем к учителям и даже ветеранам. Это реальность, пускай не самая обнадеживающая. Но главное, что стихи о войне живут, исполняются, продолжают поражать своей пронзительностью, искренностью, эмоциональностью. А значит, живет и память.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...