Линия Маннергейма: Укрепрайон Суммакюля. Маннергейма линия

Это одно из самых известных укреплений линии Маннергейма и фактически место ее прорыва. Данный ДОТ представлял собой капонир с казематами системы "ля Бурже" фланкирующего и косоприцельного огня. Строительство ДОТа Sj-5 началось в 1938 г. в несколько этапов, так называемыми "плавающими секциями". Отрывался на глубину 8-10 м котлован, заливался фундамент, ставился арматурный каркас, секционная опалубка и производилась послойная заливка бетоном. По окончании работ переходили к возведению следующей секции. Данный ДОТ был официально назван "Миллионным" (в народе "Миллионник") из-за крайне высокой стоимости строительства.
Западный каземат "А" (см. схему) простреливал все заболоченное пространство до озера и его северный берег. Восточный каземат "Б" держал под прицелом весь западный склон высоты 65,5, подходы к ДОТу SJ-4 (Форт Поппиуса) и дорогу на станцию Кямяря (Гаврилово). Казематы имели соответственно 1 и 2 пулемета системы X. Максима обр. 1910 г., установленных на специальных казематных станках. Имелись также амбразуры ближнего боя для ведения огня из винтовки, автомата или ручного пулемета. В случае опасности амбразуры закрывались броневыми заслонками, рассчитанными на сопротивление 37-мм снарядам. Оба каземата были снабжены специальными прожекторами, дававшими узкий луч света. Их включали после получения тревожного сигнала от электрических датчиков в проволочных заграждениях или по просьбе подразделений, занимавших прилегающие к высоте позиции (полевое заполнение).
Над каждым казематом, как и на наблюдательном пункте, были установлены бронеколпаки. Толщина стенок колпака составляла 18-20 см. Смотровые щели (2.5 х 20 см) обеспечивали наблюдателям круговой обзор и в случае опасности могли закрываться вращающейся внутри на роликах стальной полосой толщиной около 3 см практически без малейшего зазора. Наблюдатель поднимался по прикрепленной к стене лесенке и оказывался стоящим внутри купола на специальной платформе. При необходимости там могли находиться 2 человека, имея телефонную связь с командиром укрепления. © www.aroundspb.ru
В определенной степени внутренние помещения ДОТа сохранились, туда можно попасть через Западный каземат, который в наибольшей степени пострадал. Также рядом с ДОТом имелся колодец (ныне закопан). По дороге к ДОТу можно увидеть противотанковые надолбы.
ВНИМАНИЕ: пежде, чем ехать смотреть, узнайте, есть ли на танковом полигоне в Каменке стрельбы (в ваших же интересах. Честно скажу, ехать на машине прямо по полиону, где только что стреляли, адреналин еще тот... =)) Это можно сделать на сайте www.47news.ru, либо из объявлений в поселке Каменка или на станции Кирилловское.
Обязательно возьмите с собой фонарики, и берегите головы - очень много торчащей арматуры. Внимательно смотрите под ноги, ЛО просто усеяна боеприпасами и пр.

В начале ноября в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений - Линией Маннергейма.

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.

Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" - городом Терийоки.
Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой - очень престижное направление.

Пока мы едем - расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа - в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Фото с сайта glebychevo.narod.ru

Первая остановка - дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.

ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

Sk6 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под №36.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.

Мемориальная плита около ДОТа:

Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.
Sk5 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под №31.

19 декабря 1939 года прорвавшиеся в тыл советские танки расстреляли амбразуру ДОТа, уничтожив пулемет. 24 декабря (по другим данным - 29 декабря) в результате мощного артобстрела полностью разрушена старая часть бункера. Бронеколпак, получивший механические повреждения, разбит 22-23 января (по другим данным - 16 декабря)пятью прямыми попаданиями 152-мм снарядов. Тогда же была разрушена фронтальная стена и часть бокового крыла. Бункер удалось расчистить от обломков, сохранив боеспособность. 9 февраля 1940 года ДОТ выдержал 8-часовой обстрел прямой наводкой, но на следующий день снаряды пробили крышу, и гарнизон был вынужден оставить его.

Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон:

Можно увидеть сохранившуюся амбразуру:

Остаток металлического ящика тех лет (кто-нибудь знает что них хранилось?):

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили.
В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.

ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство - более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:

Sk10 - Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера - "Кюмппи" - "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.

Вход в западный каземат выглядит вот так:

Колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет:

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):

Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено

Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:

Маркировка на гильзе - 39 год:

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).

Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно (во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим (и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты (или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.

Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 - один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.

Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):

Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.

К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 - 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 - 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов - 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 - 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 - 60.512214, 29.009698

жд/ст Лейпясуо - плотина затопления «ИГЛА» на реке Перовка - братское захоронение №70 - Болото Кущевское (Munasuo) - ДОТ Sj3 - Роща Молоток - ДОТ Sj10 - ДОТ Sj11 - ДОТ Sj9 - ДОТ Sj4 - ДОТ Sj8 - ДОТ Sj2 -ДОТ Sj-6 - озеро Желанное (Summajarvi) - ДОТ миллионник Sj-5 - Болото Кущевское (Munasuo) - жд/ст Лейпясуо

Протяженность маршрута (в одну сторону) - 18,6 км.

.

GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:

Sj-2 N60 30.637 E29 05.129

Sj-3 N60 30.788 E29 05.869

Sj-4 N60 30.456 E29 05.216

Sj-5 N60 30.328 E29 04.257

Sj-6 N60 30.752 E29 05.016

Sj-7 N60 30.614 E29 05.201

Sj-9 N60 30.635 E29 05.516

Sj-10 N60 30.649 E29 06.326

Sj-11 N60 30.612 E29 06.384

По окончанию отпуска было решено завершить этот летний сезон походом на линию Маннергейма в укрепрайон Суммаярви (Sj) . Если Вы помните, частично мы уже обследовали в одном из прошлых выходов.

Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?

Итак! Рано утром 3 октября 2015 года в субботу мы отправились на первой электричке (06:55) «Санкт-Петербург-Выборг» с Финляндского вокзала до станции Лейпясуо . Наш выход совпал с сезоном грибов – так что электричка была переполнена пассажирами с корзинами и ведрами. Радовало одно: ехать нам всего лишь 1 час 40 минут.

По прибытию на станцию Лейпясуо мы засекли время, сверились с картой, включили навигатор и отправились в путь. Как правило, в подобных выходах мы делаем небольшой привал недалеко от места старта для того, чтобы проверить экипировку, разложить вещи на длительный переход и заодно позавтракать. Так и сейчас: нашли нужную нам дорогу, зашли в лес и остановились на привал.

С погодой нам в этот день очень повезло: небо ясное, солнце щедрое, воздух бодрящий. Идти в такую погоду по осеннему лесу было одно удовольствие! Примерно через 3,5 км мы подошли к дамбе "ИГЛА " на реке Перовка . Сегодня это полуразрушенное сооружение, которое можно использовать в качестве перехода через реку. Согласно комментариям историков эта дамба была построена финнами в целях искусственного подтопления территории укрепрайона Le (окрестности железнодорожного моста через Перовку) в случае угрозы советского наступления.

Переправившись через речку, мы снова вышли на ту же дорогу. Как я уже упоминал, поход совпал с сезоном грибов, поэтому, даже не углубляясь в лес, мы набрали достаточно много белых грибов и подосиновиков для грибовницы на ужин. А еще лес был богат крупной, спелой, сладкой брусникой, из которой получился замечательный морс.

Вторым пунктом нашего маршрута было братское воинское захоронение №70, расположенное на обочине дороги, у восточного края болота Кущевское (Munasuo) . Под простыми и скромными табличками покоятся сотни погибших красноармейцев, штурмовавших финские позиции. Самое малое, что мы могли сделать – почтить их память, возложив цветы.

Воинское захоронение находится на восточном фланге укрепленного района Суммаярви , входящего в линию Маннергейма . Позиции этого укрепрайона располагались между озером Суммаярви (Summajarvi) , ныне Желанное , и болотом Munasuo , ныне Кущевское . Основные узлы этого участка обороны:

- ДОТ-"миллионник" (Sj-5) , расположенный на высоте "Язык" (Сорми, Sormi) или, как ее прозвали бойцы Красной армии, высоте "Палец" ;

- ДОТ (Sj-4) "Поппиус" , расположенный на высоте 65,5 м;

- ДОТы Sj-9, Sj-10, Sj-11 , расположенные в роще "Молоток" на Кущевском болоте.

Пройдя по дороге от воинского захоронения около 500 м, мы свернули на противотанковый ров, и по нему продолжили свой маршрут в направлении ДОТов Sj-9, Sj-10, Sj-11 . К сожалению, от этих ДОТов мало что осталось: воронки и куски бетона с торчащими прутьями арматуры. Эти ДОТы относились к периоду первой постройки линии Маннергейма : они состояли из одного каземата для ведения пулеметного огня, не были насыщены арматурой и не были такими крепкими, как остальные. ДОТЫ были разрушены в годы войны прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.

Далее, пройдя вдоль надолбов ("зубы дракона"), мы вышли к ДОТу Sj-4 со стороны наступления советской армии. Этот ДОТ, который был назван финнами в честь первого командира - лейтенанта Поппиуса , располагается на высоте 65,5 м. ДОТ представлял собой укрепление, состоящее из двух казематов на два станковых пулеметов каждый. Казематы соединялись между собой ходом. Там же располагались помещения для отдыха личного состава. Задача ДОТа - прикрытие южного направления дороги и фланговый огонь в сторону озера Желанное Sj-5 ). Построен в 1937 году, насыщен арматурой. Толщина железобетонных стен достигала 1,5 м. Как известно из истории, взятие этого ДОТа оказалось ключом ко всей линии Маннергейма , которая была прорвана 10 февраля 1940 года. Тем, кто интересуется этим этапом нашей истории, рекомендуем посетить частный военный музей Карельского перешейка в Выборге (г. Выборг ул. Прогонная, д. 7Б ).

Далее мы направились по дороге на север и осмотрели бетонную траншею Sj-8 , расположенную справа от дороги. Укрепление не было взорвано после войны, и поэтому сохранилось до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Предназначалось оно для укрытия пехоты.

Интересную конструкцию представляет собой ДОТ Sj-2 , который изначально предназначался для ведения флангового пулеметного огня, но в 1939 году был перестроен для проведения испытаний качества бетона различных марок. В бетонных секциях с различным плетением арматуры остались видны отверстия от снарядов.

Недалеко от Sj-2 располагается ДОТ Sj-6 , в котором был размещен командный пункт батальона, оборонявшего этот участок. ДОТ относится к постройке 1939 года, имеет один каземат на один станковый пулемет. ДОТ был поврежден во время войны и окончательно подорван уже в послевоенное время. Все, что от него осталось, можно посмотреть на фотографии.

План первого дня выполнен, можно подумать и о ночлеге. Мы знали, что на берегу озера Желанное есть отличная стоянка с навесом от дождя, поэтому двинулись туда. К сожалению стоянка была занята, и мы разместились чуть южнее, на уютной поляне с выходом к воде. Разбили лагерь, приготовили вкусный грибной ужин, сварили морс. После трапезы долго любовались красивым осенним закатом над озером.

После продолжительного дня легли рано, соответственно и проснулись около 06:30. Утро по своей красоте не уступало вечеру. Над озером медленно поднимался густой туман. Абсолютная тишина. Озеро как зеркало.

После традиционного утреннего кофе группа разделилась по интересам: одни пошли искать грибы, я же пошел разведать тропу от озера до ДОТа "Миллионный" Sj-5 . Как оказалось, до объекта было 15 минут ходу.

«Миллионник» - это один из самых известных больших сооружений линии Маннергейма. Называется он так из-за стоимости постройки (более миллиона финских марок). Располагался на высоте 47 м ("Язык" ). Состоит из двух казематов флангового огня, соединенных между собой подземными ходами расположенными в три яруса. Толщина стен также достигала 1,5 метров. На верху каждого каземата находился бронекупол - "глаза" ДОТа. Восточный каземат прикрывал лощину, простирающую до форта Поппиус. Это долина была названа нашими бойцами "Долиной Смерти" . Каждый бронекупол, помимо защиты стальных плит, был накрыт "подушкой " из земли и камней. В ДОТ можно спуститься и пройти его насквозь, от западного к восточному каземату.

После обследования внутренних помещений Sj-5 мы отправились вдоль надолбов через "Долину Смерти" , и по тропе вышли к ДОТу «Поппиус» , о котором писалось ранее. Собственно, на этом вся информативная часть похода закончилась. Нам же предстояло вернуться на ж/д станцию по той же дороге, по которой и пришли сюда.

В завершении своего рассказа хотел бы сказать, что посещение таких знаковых мест снова и снова дает понять, что история твоей страны находится не только на страницах книг и учебников… история рядом с нами, вокруг нас! И историю эту надо знать и помнить!...

PS: Отправляясь на братское захоронение на Кущевском болоте , не поленитесь взять с собой несколько гвоздичек…

Объектом, который вызывает к себе неподдельный и постоянный интерес у многих поколений людей, является комплекс защитных заграждений Маннергейма. Линия финской обороны расположена на Карельском перешейке. Она представляет собой множество бункеров, взорванных и усеянных следами от снарядов, рядов каменных надолбов, вырытых траншей и противотанковых рвов - все это неплохо сохранилось, несмотря на то, что прошло уже более 70-ти лет.

Причины войны

Поводом для военного конфликта СССР с Финляндией стала необходимость обеспечения безопасности города Ленинграда, так как он находился вблизи финской границы. Накануне Второй мировой войны руководство Финляндии готово было предоставить свою территорию в качестве плацдарма для многочисленных врагов Советского Союза, и главным образом - для гитлеровской Германии.

Дело в том, что Ленинград в 1931 году был переведен в статус города республиканского значения, и часть территорий, подчиненных Ленсовету, оказалось одновременно и границей с Финляндией. Именно поэтому советское руководство и начало переговоры с этой страной, предложив ей обменяться землями. Советы предлагали территорию в два раза большую, чем хотели получить взамен. в договоренностях оказался пункт с просьбой СССР о размещении на финской земле своих военных баз. Но стороны так и не договорились, что и привело к началу советско-финской, или так называемой Зимней войны. Не будь ее, Ленинград был бы захвачен войсками Гитлера еще в в течение всего лишь нескольких дней.

Предыстория

Понятие «Линия Маннергейма» обозначает целый комплекс исторических оборонительных сооружений, которые сыграли основную роль в Советско-Финляндской войне. Она длилась в период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года.

Как только Финляндия получила независимость, она сразу же стала задумываться об укреплении своих границ, и уже в начале 1918 года была начата постройка заграждений из колючей проволоки на месте будущего грандиозного военного щита Маннергейма. Линия была окончательно утверждена в 1920 году и получила сначала название «Линия Энкеля» в честь руководившего ее строительством генерал-майора О. Л. Энкеля, бывшего тогда начальником Генерального штаба. Разработчиком же укреплений являлся французский офицер Ж. Ж. Гросс-Каусси, присланный в Финляндию для оказания помощи по укреплению границ этой страны. Но, следуя уже сложившимся к тому времени традициям, комплексы оборонительных сооружений чаще всего называли в честь «большого начальства», например Линия Сталина или Мажино. Поэтому, во избежание путаницы, эти заграждения были переименованы и названы в честь главнокомандующего войсками Карла Густава Маннергейма, бывшего офицера российской армии.

Фортификационный щит Финляндии

Линия Маннергейма - это оборонительный рубеж протяженностью 135 км, который полностью пересек весь Карельский перешеек - от Финского залива и до Ладожского озера. С запада оборонные коммуникации проходили частично по равнинной, а частично по покрытой холмами местности, прикрывая собой проходы между многочисленными болотами и небольшими озерами. На востоке линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, которая сама по себе являлась серьезным препятствием. Таким образом, в период с 1920 по 1924 год финнами было построено более полутора сотен долговременных военных сооружений.

К концу 1927 года стало ясно, что инженерные заграждения Энкеля по качеству построек и вооружению существенно уступают советским оборонительным укреплениям, поэтому их строительство было временно приостановлено. В 30-е годы снова возобновили строительство долговременных сооружений. Их было возведено немного, но они стали гораздо мощнее и сложнее устроены.

В начале 30-х годов на должность председателя Совета государственной обороны назначают Маннергейма. Линия с тех пор стала строиться под его руководством.

- ДОТы

Самой главной сдерживающей полосой служили узлы обороны, которые состояли из нескольких бетонных ДОТов (долговременных огневых точек), а также ДЗОТов (деревянно-земляных огневых точек), пулеметных гнезд, блиндажей и стрелковых окопов. По линии обороны опорные пункты были размещены крайне неравномерно, и расстояние между ними иногда достигало даже 6-8 км.

Как известно, военное строительство длилось не один год, поэтому по времени возведения ДОТы разделяются на два поколения. К первому относятся огневые точки, построенные в период с 1920 по 1937 год, а ко второму - 1938-39 годов. ДОТы, принадлежащие к первому поколению, - это небольшие укрепления, рассчитанные на установку всего лишь 1-2 пулеметов. Они не были достаточным образом оборудованы и не имели убежищ для солдат. Толщина бетонных стен и перекрытий не превышала 2 м. Позже большую часть из них модернизировали.

Ко второму поколению относятся так называемые миллионники, так как их стоимость обошлась финскому народу в 1 млн финских марок каждый. Всего 7 таких мощных огневых точек имела Линия Маннергейма. ДОТы-миллионники были самыми современными на тот момент железобетонными сооружениями, оборудованными 4-6 амбразурами, из которых 1-2 были орудийными. Самыми грозными и наиболее укрепленными считались ДОТы Sj-4 «Поппиус» и Sj-5 «Миллионер».

Все долговременные огневые точки были тщательным образом замаскированы камнями и снегом, поэтому их очень тяжело было обнаружить, а пробить их казематы было практически невозможно.

Зоны затопления

Кроме целого ряда долговременных и полевых укреплений были предусмотрены и несколько зон искусственного затопления. Внезапно начавшиеся военные действия помешали полностью их достроить, но несколько плотин все же были возведены. Их сделали из дерева и земли на реках Тюеппелянъйоки (сейчас Александровка) и Роккаланъйоки (ныне Гороховка). Плотина из бетона стояла на реке Перонъйоки (р. Перовка), а также небольшая плотинка на Маяйоки и запруда на Сайянъйоки (сейчас р. Волчья).

Противотанковые заграждения

Так как на вооружении СССР было достаточно танков, сам собой напрашивался вопрос о методах борьбы с ними. Проволочные заграждения, ранее установленные на Карельском перешейке, не могли считаться хорошим препятствием для бронированных машин, поэтому было принято решение вырубить из гранита надолбы и выкопать противотанковые рвы глубиной 1 м и шириной 2,5 м. Но, как выяснилось в ходе военных действий, каменные надолбы оказались неэффективными. Их сдвигали с места или обстреливали из артиллерийских орудий. После многократного обстрела гранит разрушался, в результате чего образовывались широкие проходы.

За надолбами финские саперы установили свыше 10 рядов противопехотных и расположенных в шахматном порядке.

Штурм

Зимнюю войну принято делить на два этапа. Первый длился с 30 ноября 1939 г. по 10 февраля 1940 г. Штурм Линии Маннергейма стал самым тяжелым и кровопролитным для красноармейцев в тот период.

Мощный заслон оказался, несмотря на все его недостатки, почти непреодолимым препятствием для советских солдат. Кроме ожесточенного сопротивления финской армии, огромной проблемой оказались сильнейшие сорокаградусные морозы, которые и стали, по мнению большинства историков, главной причиной неудач станы Советов.

11 февраля начинается второй этап зимней военной кампании - генеральное наступление войск Красной Армии. К этому времени к Карельскому перешейку было стянуто максимальное количество военной техники и живой силы. Несколько дней шла артиллерийская подготовка, снаряды сыпались на позиции финнов, которые сражались под руководством Маннергейма. Линия и вся прилегающая территория подверглась сильнейшей бомбардировке. Вместе с сухопутными частями Северо-Западного фронта в боях участвовали корабли Балтийского флота и недавно сформированной Ладожской военной флотилии.

Прорыв

Три дня длился штурм первой полосы обороны, и 17 февраля войска 7-й армии наконец прорвали ее, и финны вынуждены были полностью покинуть свой первый рубеж и перейти на второй, а в течение 21-28 февраля потеряли и его. Прорывом линии Маннергейма руководил маршал С. К. Тимошенко, возглавивший по приказу И. В. Сталина Северо-Западный фронт. Теперь уже 7-я и 13-я армии при поддержке береговых отрядов моряков Балтийского флота предприняли совместное наступление в полосе от Выборгского залива до Видя такой натиск противника, финские войска покинули свои позиции.

В итоге второй прорыв Линии Маннергейма завершился тем, что, невзирая на отчаянное сопротивление финнов, 13 марта Красная Армия вошла в Выборг. Так завершилась советско-финская война.

Итоги войны

В результате Зимней войны СССР добился всего, чего хотел: страна полностью завладела акваторией Ладожского озера, а также к ней отошла часть финской территории в 40 тыс. кв. км.

Сейчас многие задаются вопросом: а была ли нужна эта война? Если бы не победа в Финской кампании, Ленинград мог бы стать первым в списке городов, подвергшихся наступлению гитлеровской Германии.

Экскурсии по местам боев

На сегодняшний день большая часть сооружений разрушена, но, несмотря на это, экскурсии по местам сражения Зимней войны все же проводятся, и интерес к ним не угасает. Сохранившиеся опорные пункты до сих пор представляют огромный исторический интерес - и как военные инженерные сооружения, и как места проведения самых тяжелых боевых сражений этой полузабытой войны.

Существуют историко-культурные центры, которые разрабатывают специальные программы следования по местам, где проходит Линия Маннергейма. Экскурсия обычно включает в себя рассказ об этапах ее строительства, а также о ходе сражений.

Чтобы хоть немного ощутить и прочувствовать быт финской и советской армий, для туристов организовывают полевой обед. Здесь также можно сфотографироваться на фоне грандиозных сооружений с элементами снаряжения, увидеть и подержать в руках макеты оружия.

В истории любых военных конфликтов остается немало белых пятен, скрытых событий и фактов. Не стала исключением и война Советского Союза с Финляндией 1939-40 годов. Она легла тяжелым испытанием на плечи обеих сторон. Всего лишь за 105 дней, когда велись военные действия, было убито около 150 тыс. человек, примерно 20 тыс. пропали без вести. Вот итоги этой полузабытой и, по мнению некоторых историков, «ненужной» войны. Как памятник погибшим воинам осталась на местах боев стоять необыкновенная по своим масштабам Линия Маннергейма. Фото тех времен и камни на до сих пор напоминают нам о героизме советских и финских солдат.

Многие знают что незадолго до ВОВ Советский союз участвовал в короткой, но тяжёлой войне, которую в последствии назвали "зимней". Прежде о зимней войне я знал лишь то, что там победили наши и СССР в итоге отошла часть Финляндии и что после неё советских солдат переодели в ушанки потому, что там они поотмораживали себе уши в будёновках. С той войны в лесах Ленинградской области от берега Ладожского озера до берега Финского залива осталось много разрушенных сооружений, которые когда-то образовывали линию Маннергейма. Я не собираюсь расписывать во всех подробностях историю войны и данного комплекса. Это можно в книжках прочитать. Я лишь расскажу о местах, которые посетил немного опираясь на их историю. Линия состояла из укрепрайонов, в которых находились ДОТы, бункеры, форты. В промежутках между укрепрайонами находились километры противотанковых надолбов колючей проволоки, рвов и окопов, а также минные поля и прочие ништяки. На приложенной ниже карте я обвёл красным места, где ещё что-то осталось. Где обведена большая территория-там укрепрайон с несколькими строениями. Маленькие кружки-это единичные строения. К сожалению некоторые укрепрайоны находятся в таких дебрях, что туда без трактора не добраться. Поэтому расскажу только про те, до которых смог добраться на своей легковушке.



История линии Маннергейма берет свое начало в 1918 году, когда Финляндия получила независимость от России. Как только образовался СССР, в Финляндии начали думать как защититься от них. Строить начали в 1920-ом и продолжали с перерывами вплоть до начала войны в 1939 году. К Началу войны финны отгрохали аж три линии: главную ближе всех к границе, затем шла линия поменьше - промежуточная и ещё одна на подступах к Выборгу. Оба государства давно готовились к агрессии друг друга, но первый удар всё-таки нанесла Финляндия артобстрелом 26 ноября 1939 года, и СССР "запустил свою боевую машину".



Сначала я добрался до УР "Мялкеля(Салменкайта)". Он находится в центре Карельского перешейка. Там я лишь нашёл четыре взорванных ДОТа - ma32, ma21, ma11, ma22. В ходе боёв артиллерия Красной армии обстреливала все укреплённые точки, а после прорыва линии большинство строений подорвали к чертям. Всё что можно обнаружить там - это остатки стен в окружении разбросанных взрывом кусков из бетона и железа. Кое-где можно увидеть остатки крыши, пулемётные амбразуры и вентиляционные решётки.








Где-то говорят можно найти уцелевшие ДОТы, но я в этом районе таковых не нашёл. Сначала я пошёл по грунтовке до ближайших дотов, которые показал навигатор. После осмотра первых трёх ДОТов я решил, что до остальных лучше доехать на машине, так как грунтовка вполне для этого годная, а пешком пилить до них ещё не один километр. Но дорога была годной не везде и в одном месте меня ждала огромная лужа, в которую я заехал, а выехать сам не смог. К счастью недалеко находился дачный поселок, где я нашёл людей, которые помогли мне выехать. Они поинтересовались - что я там у них забыл. Я объяснил, что хотел доехать до ДОТов, может целый где-нибудь найду. Они мне сказали, что там везде одни руины и смотреть там нечего.

Гораздо больше мне повезло, когда я оказался в УР Суурниеми. Находится он между озером "Глубоким" и дорогой А181 "Спб-Выборг". Там я обнаружил более-менее сохранившиеся ДОТы и бункеры. Укрепрайон был из поздних, то есть сооружён в 1938-1939 годах и вероятно был более технически оснащён, более вооружён, и более неприступен.


В декабре 1939 года этот район несколько раз штурмовала 24 стрелковая дивизия, но УР выстоял. В этих боях погиб командир этой дивизии комбриг Вещев П.Е. В последствии его именем был назван бывший финский поселок "Хейнъиоки" и железнодорожная станция. После неудач 24-ой дивизии атаки на УР ограничивались лишь артобстрелами. В феврале 1940г после прорыва ЛМ командование финской армии приказало солдатам оставить район.

Бункер SU3. Конечно он тоже не сохранился в идеальном состоянии, но по его виду уже можно представить что из себя представляло это сооружение. Использовался он в качестве батальонного командного пункта.
Внутри под потолком уже наросло много маленьких сталактитов. Думаю лет через сто эти сталактиты отрастут на порядок и будут выглядеть как сталактиты в известных пещерах.


Колодец водоснабжения.


Амбразура.


Кстати сложно не обратить внимание на то, что во всех строениях ЛМ на стенах видны горизонтальные полосы на равном между собой расстоянии, будто это стыки между блоками. Я ничего не понимаю в военном строительстве, но могу предположить, что конструкция собиралась на месте без использования заранее приготовленных блоков, и стены наращивали(заливали бетоном) на железную арматуру слой за слоем.



ДОТ SU2. Это был железобетонный капонир с казармой на 30 человек. У обоих входов имеются амбразуры для ручных пулемётов. Раньше имелся бронеколпак.



Тогда он выглядел примерно так, как показано на схеме.


От казармы остались только стены.



Входная амбразура.


Дыра на месте амбразуры в пулемётном каземате.



ДОТ SU6 - полу-капонир с казармой на 24 человека с амбразурами на один станковый и один ручной пулемёты. Во время боёв повреждений не получил, по был подорван позже.


Да и взрыв только нёс крышу в середине оставив остальное почти целым.




Между ДОТами тянутся уже слабо заметные, но ещё заметные траншеи. По такой траншее я прошёл от ДОТа SU6 до ДОТа SU7.



ДОТ SU7 - тоже полу-капонир, но отличается по конструкции от SU6. Его довольно сильно потрепало взрывом. Целым пожалуй остался только вход.





В в первой половине этого дня я тусил на заброшенном военном аэродроме при посёлке "Вещево" и до "Суурниеми" добрался только к 6 вечера и потому из семи объектов я обошёл лишь четыре, а когда добрался до SU7, то было уже 8 и начало темнеть. В местах их нахождения уже нет дорог и идти приходилось напрямик по навигатору через дебри, что довольно утомительно.

На следующий день я посетил районы "Сумма–Хотинен" и "Суммаярви–Ляхде". Через УР "Сумма–Хотинен(Суммакюля)"проходит региональная дорога 41К-083 "Молодёжное-Черкасово" и первые разрушенные до основания ДОТы sk5, sk6, sk15 и памятный крест можно найти прямо у дороги. Всего тут было 18 сооружений построенных в 20-ых и 30-ых годах. Район пытались штурмовать два раза - в декабре 1939 и в феврале 1940, после чего финны оставили район. Когда я пошёл искать другие ДОТы, то упёрся в КПП с табличкой "проезд запрещён". Оказалось что на месте УР и близлежащих местах расположились полигоны мотострелковой В/Ч из Каменки и тут периодически летают снаряды. Я уже было смирился и хотел ехать отсюда, но вдруг на машине подъехали дед с бабкой по экипировке похожие на грибников. Дед вышел из машины и поднял шлагбаум. Я поинтересовался - неужели гражданским можно проезжать за шлагбаум? Дед сказал, что когда стрельбы не проводят, то можно, а сегодня не проводят.


Поначалу всё также: разрушенные ДОТы, братские захоронения.




Но это только до определенного места на дороге, где на дереве висит эта табличка.


Тут я начала слегка испытал "жим-жим". Там за табличкой вроде как опасно, но там находится УР "Суммаярви–Ляхде" и вся вкуснота. Суммаярви-Ляхде - это место, где и произошел прорыв Линии Маннергейма и самые тяжёлые бои. Машину я оставил на обочине около таблички и пошел дальше пешком. Дорога сначала приближала, а потом вела меня вокруг озера "Желанного". Там я прошел вдоль берега, где было оборудовано место под лагерь и куда на внедорожнике прикатила семья с палатками. И тут я подумал, что либо они психи либо местные и пользуются тем, что сегодня не стреляют. После озера дорога превратилась в тропинку и чуть дальше стала идти параллельно с линией противотанковых надолбов. Они именовались "зубами дракона" и стояли на всём протяжении ЛМ, но сохранились неплохо только в этом районе.


И вот я подошел к высоте "язык(палец)", где находится ДОТ-миллионник SJ5. Он пожалуй самый мощный из всех ДОТов ЛМ. Его назвали "миллионный" из-за высокой стоимости постройки.





На картинке показано как он выглядел раньше. Он был погружен в землю, а на поверхность выходили казематы с бронеколпаками. Толщина стен полтора метра выдержала многочисленные удары артиллерии. Казематы держали под прицелом территорию до озера "Желанного" на востоке и территорию до ДОТа SJ4 на западе. На каждом каземате было два станковых пулемёта и противотанковое орудие, а также амбразуры для ручного оружия. Территория к югу от ДОТа являлась лощиной полностью открытой для прострела, где в боях погибло около 2 тысяч советских солдат позже получила название "долина смерти".


Он слегка подразвален, но крыша не обвалилась. Я залез внутрь через почти засыпанный вход.



Внутри тьма, холод, и сырость. Воздух там настолько влажный, что на большинстве снимков, которые я сделал запечатлелись капельки в воздухе. А при свете фонаря видно как они отлетают целым потоком от взмаха руки.


Я прошел через довольно длинный коридор с ответвлениями и уровнями и нашел в конце дыру, через которую вылез наружу.







Пошел дальше по тропинке вдоль "зубов дракона".



Лес менялся с хвойного в лиственный и наоборот. Я шел себе спокойно, чернику собирал, и вдруг увидел торчащий из земли снаряд. Не знаю боевой он или учебный, проверять как-то не хотелось.



Следующий найденный мной ДОТ SJ4(поппиус). Ему даже табличку поставили, которая сообщает, что ЛМ была прорвана в этом месте 10 февраля 1940 года.


На входе кто-то изобразил трафарет с Пикачу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...