Настасья Филипповна Барашкова: биография, характеристика персонажа и интересные факты. Настасья Филипповна: психоанализ Настасья филипповна идиот где жила

Пересмотрев пырьевского "Идиота", как-то неприятно поразилась его театральности. Странно: другие экранизации классики того времени, как "Анна Каренина", тоже вполне театральны, но такого диссонанса не производят. А у Пырьева получился какой-то лубочный Достоевский. Яркие краски, режущий глаза грим, подчеркнуто карикатурные второстепенные персонажи, красивые крики профессионально поставленными голосами, изящные жесты, драматические пощечины и обмороки... А на выходе - какое-то моралите о "власти чистогана", вместо Достоевского - в лучшем случае, Бальзак или Золя.
Нет, я безусловно предпочитаю сериал, и из двух Настасий Филипповн однозначно выберу Вележеву.

Хоть о ней и говорят, что она играет какую-то "вяленую рыбу" и "холодную злобную стерву", в то время как в Борисовой есть огонь, страсть, порыв, огромное сердце, доброта и благородство, растоптанные жестоким миром... Но точно ли НФ должна быть "с огромным сердцем"?

Мне кажется, ключ к ее характеру - это слова Мышкина при взгляде на портрет: "Только вот не знаю, добра ли она! Ах, если бы добра! Тогда бы все было спасено!"
Как мы помним, "спасено" ничего не было, наоборот - погибло все, что только могло погибнуть, не исключая и самого бедного князя. :-(
А когда она много раз повторяет Мышкину, что, мол, не должна связывать с ним свою жизнь, потому что не хочет его губить - о чем речь? Только ли о том, что такой брак испортит его репутацию (Мышкину абсолютно наплевать на свою репутацию, и НФ, женщина умная и проницательная, не может этого не понимать) - или о чем-то более серьезном?
Здесь, как с Анной Карениной - стоит смотреть не столько на то, как характеризуют героиню другие люди или на то, какой она старается выглядеть, сколько на то, что она делает . Точнее, сначала - на то, что сделали с ней, потом - на то, что стала делать с другими людьми она сама.

Жизнь НФ началась с круглого сиротства. Уже в довольно сознательном возрасте (6-7 лет) - в один миг потеряла отца и мать, родной дом, а затем и младшую сестренку. Все, кого она любила, кто составлял весь ее мир, ее бросили - так это воспринимает ребенок.
Это очень травматический опыт, способный нанести серьезный удар по способности любить как таковой.
Дальше в ее жизни появляется Тоцкий. Он берет над ней опеку, селит девочку у себя в поместье, полностью ее материально обеспечивает, дает хорошее домашнее образование, следит за тем, чтобы она была всем довольна и ни в чем не знала нужды... и где-то в 15-16 лет делает ее своей любовницей.

Связь зрелого мужчины и юной девушки можно оценивать по-разному; но здесь, исходя и из контекста ситуации (ее полная зависимость от Тоцкого - и позднейшая оценка этих событий), и из значения этого мотива в творчестве Достоевского вообще, нельзя сомневаться, что речь идет именно о растлении . Может быть, и об изнасиловании - если не в прямом смысле, то в смысле психического насилия и принуждения.
Для Достоевского растление ребенка (или подростка) - вообще очень важный мотив, проходящий через все его творчество. Девочки или совсем юные девушки, которых насилуют, совращают, пытаются совратить, "обманывают" и бросают - появляются у него едва ли не в каждом романе. Растление ребенка - это у Достоевского "архетипическое преступление", самое мерзкое и зверское, что только может сотворить человек с человеком. Растление надламывает и убивает душу растлеваемого - и, мало того, втягивает в это злодеяние его самого, делает как бы соучастником насилия над собой, убийства лучшего, что в нем есть (вспомним, как Матреша из "Бесов" в предсмертном бреду говорит: "Я Бога убила")
Но чаще всего такие загубленные дети в его романах умирают - или исчезают из поля зрения.
Настасья Филипповна - это "Матреша, которая выжила". И на ее примере можно попытаться узнать, что же значит "Бога убила". Что умирает в человеке в результате насилия.

Мы не знаем, что именно и как делал с ней Тоцкий - знаем лишь, что она и в то время, и впоследствии воспринимала это как какую-то жуткую мерзость. Мерзость, от которой не может отказаться, не может даже дать понять, что ей это неприятно. Даже не потому, что "выгонит на мороз", а... ну, просто потому, что она еще ребенок, а он солидный взрослый дядя, которому лучше знать, как правильно. И не просто взрослый, а человек, заменивший ей родителей. У нее никого и ничего больше нет. Один раз ее уже бросили все, кто о ней заботился.
Итак, телесная близость, вообще отношения мужчины и женщины (а может быть, и межчеловеческие отношения как таковые) предстали для нее, как нечто невыносимо отвратительное. Обязательно связанное с насилием, если не физическим, то психическим и эмоциональным. И при этом - что-то такое, от чего она не может отказаться. Как бы ни было противно, отказываться нельзя - иначе тебя бросят.
На протяжении пяти лет она постепенно понимает, что произошло и что сделал с ней Тоцкий - проникается к нему ненавистью и решает отомстить. Узнав, что он собрался жениться, приезжает к нему в Петербург и "показывает когти".
Бедный Афанасий Иваныч, джентльмен и любитель клубнички, к такому повороту оказался совершенно не готов. Против младенцев он молодец - но, обнаружив, что его очаровательная малышка вдруг выросла во взрослую, решительную, бесстрашную и очень рассерженную женщину, позорно празднует труса. Он отказывается от своих планов, исполняет все желания Настасьи Филипповны, прыгает вокруг нее и всячески пытается ее улестить или как-то от нее откупиться. Они поменялись ролями: теперь она - госпожа, он - раб.
А дальше начинается что-то странное. Еще на пять лет (!) они застывают в таком подвешенном положении. Близости между ними уже никакой нет, все отношения ограничиваются тем, что Афанасий Иваныч финансирует Настасью Филипповну и очень ее боится. Так боится, что старается лишний раз не попадаться ей на глаза. А она - просто живет на его средства, ни в чем себе не отказывая, "что-то читает, чему-то учится" - но в целом как-то непонятно проводит время. "Отношения" - ни с кем и ни в каком виде - ее не интересуют. Над попытками Тоцкого чем-то или кем-то ее соблазнить и отвлечь она откровенно смеется. Однако и попыток порвать с Тоцким, "начать новую жизнь", вообще найти какие-то иные точки опоры - не делает. Единственное, что обращает на себя внимание - "странное направление знакомств": она любит общаться с людьми не своего круга, с какими-то бедняками, больными старичками, дружит с каким-то чахоточным учителем и его семьей... Само по себе это, может быть, говорило бы только о добром сердце; но вот еще один странный знакомый, Фердыщенко, "очень сальный и грязный шут" - такого неожиданного приятеля у молодой девушки добрым сердцем уже не объяснишь.
Кстати, "странное направление знакомств", и точно такого же рода, потом буквально повторится у Ставрогина. Вообще у них довольно много общего - а разное скорее лишь то, что связано с разницей полов.
Казалось бы: ненавидишь своего "погубителя", хочешь ему отомстить - так отомсти. Во всяком случае, стоит попробовать - вдруг от этого станет легче. Разбей ему жизнь, как грозила. Это вполне возможно (а дальше, с появлением влюбленного и на все готового Рогожина - возможностей станет еще больше). Не странно ли, что своему "злодею" она так ничего плохого и не сделала - зато по-настоящему мстить начала впоследствии совсем другим людям, которые были ни при чем?
Он так противен, что даже мстить ему не хочется - что ж, плюнь на него, разорви с ним и начни жизнь сначала. Но зачем продолжать за него цепляться, угрожать ему, пугать... и ничего не делать? Что удерживает ее рядом с Тоцким? Уж точно не его деньги - во всяком случае, не только деньги. Комфорт и праздность, может быть, значат для Настасьи Филипповны не так мало, как она старается показать - но уж точно не значат всего. И крутые перемены в жизни ее не страшат...
По-моему, удерживает ее только одно - но держит очень прочно. Упоение своей властью .
Тоцкий растлил ее дважды. Сперва - когда, пользуясь своей властью, совершил над ней насилие; второй раз - когда сдался без боя и дал ей самой ощутить вкус насилия и власти. Он "подсадил" ее на иерархические, садо-мазохистские отношения. Сначала преподнес их как что-то отвратительное, но неизбежное; а потом помог обнаружить, что, когда тебя пугают, унижают и мучают - это ужасно, но совсем другое дело - когда ты кого-то сама... К тому же - он совершил над ней преступление, остался безнаказанным, и тем как бы дал ей право на злобу и неразборчивость в злобе. Обиженный и несчастный человек - в своем праве, ему многое прощается, а еще больше он прощает себе сам.
Отношения - это всегда насилие и борьба за власть. Либо ты насильник, либо жертва. Выйти из игры нельзя. Но можно согласиться, а затем, заманив "насильника" в ловушку, поменяться с ним ролями - и выместить на нем все свои обиды, сделав так, чтобы уже ему жизнь медом не казалась. Это и есть высшее наслаждение: вести опасные психологические игры, бороться за власть, подчинять своей воле, мучить, "ломать", провоцировать. Да, по большому счету все это противно - но ничего другого нет. Во всяком случае, для таких, как ты, "порченных". И насчет моральной оценки своих действий не беспокойся: с тобой поступили гнусно, сломали тебе жизнь - так что и ты теперь никому ничего не должна. Тебя не жалели - и ты ни о ком не думай и никого, кроме себя, не жалей.
Вот какой урок преподал своей воспитаннице гнусный старый педофил.

Проблема в том, что Тоцкий в роли жертвы скучен. Он холоден как рыба и плосок как доска. От него не дождешься ни сильных чувств, ни бурных реакций - тупо боится, и все. Его неинтересно "ломать" - он сразу прогибается. Он не в силах насытить ее ненависть. К тому же с Тоцким ее связывает некоторая история, и с ним она все-таки не чувствует себя свободно.
Поэтому предложение о браке с Ганей Иволгиным становится для нее манной небесной. Ганя - молодой человек с горячей кровью, амбициозный, резкий, самолюбивый. Не Наполеон, конечно - но уж, во всяком случае, поинтереснее Тоцкого. Интереснее не как мужчина - как противник и потенциальная жертва.

Жертва из него действительно недурная, особенно если взглянуть на его собственную историю. Ганя вырос в неблагополучной семье, и перед глазами у него не слишком приятная модель семейных отношений. Его отец - никчемный алкоголик, который их всех разорил и опозорил; реальная глава семьи - мать, у которой вся жизнь - одно сплошное терзание, а сын - единственная надежда. (Кстати, очень похожая семья (только без отца) - у Раскольникова; и проблемы Раскольникова схожи с Ганиными.) Ганя с детства живет под бременем стыда за отца и необходимости доказать матери, что сам он не такой. К властным и манипулирующим женщинам он привык, к семейным скандалам - тоже.
Он женится на НФ только ради денег - сам считает такой брак постыдным и сильно из-за этого терзается (и, между прочим, после свадьбы собирается выместить все свои переживания на НФ - и она об этом прекрасно знает, и ее это совершенно не смущает. Для нее это норма.) Вся его семья - решительно против этой свадьбы, и дома у них каждый день из-за этого скандалы. Об этом НФ тоже прекрасно знает - ей доносит Фердыщенко. (Вот, кстати, зачем ей нужен "сальный шут" - как информатор. Помогает узнать, что происходит в стане противника.)
Казалось бы, перспективы ужасные. Зачем _так_ выходить замуж?
Не хочешь - откажись. Противно, считаешь оскорбительным, что тебя "продают и покупают" - откажись в резкой форме. Но НФ поступает иначе: не говорит ни да, ни нет - ставит Ганю в такое же подвешенное положение, как ранее Тоцкого, и начинает его мучить.
Как именно - мы хорошо видим в сцене у него дома. Неужели кто-то серьезно видит в этой сцене "браваду несчастной женщины, доведенной до отчаяния этим жестоким и лицемерным миром"? Нет, может, сама НФ мысленно так себя и оправдывает - но вообще-то это сцена хладнокровного, садистского издевательства над "женихом" и его семьей. Причем НФ "бьет по площадям": унижает не только самого Ганю - который, допустим, обидел ее своим предложением, не только его мать и сестру, о которых слышала, что они ее терпеть не могут, но и полусумасшедшего старика-отца, и мальчика Колю, и даже Мышкина, которого принимает за слугу.
Кстати, для характеристики "доброты" или "недоброты" героя очень важно, как он относится к "простым людям". И к прислуге, к "низшим", и просто к посторонним, не замешанным в его драму. Наше знакомство с Мышкиным начинается с того, что он сначала в поезде разговорился с незнакомыми и совсем "не его круга" попутчиками, потом стал делиться своими задушевными мыслями с лакеем. Настасью Филипповну мы тоже впервые видим в момент общения с "лакеем" - и боже мой! Сколько высокомерия и злобы, с каким удовольствием она шпыняет бедного "дурачка"! Конечно, в этот момент она готовится к встрече с Ганечкиным семейством, накручивает себя для обретения боевого духа - но можно ли этим оправдывать откровенное хамство по отношению к безответному и ни в чем перед ней не повинному человеку?
Другая интересная деталь - как она извиняется (точнее, как-бы-извиняется) перед матерью Гани в конце этой сцены. У Пырьева НФ с театральными слезами в голосе вскрикивает: "Простите, простите меня!" Неудивительно - у него НФ именно "гордая, порывистая, но добрая и благородная", а такая, если уж в сердцах разыграет подобную сцену - непременно после устыдится и будет просить прощения. Но ничего подобного нет у Достоевского. В книге она подходит к матери Гани, вроде бы для того, чтобы извиниться - и говорит ей: "Я в самом деле не такая, он [т.е. Мышкин] угадал". Никаких "простите" - речь только о себе самой. Мышкин заставил ее взглянуть на себя - и, в самом деле, ужаснуться тому, чем она занимается; но от этого она не начала жалеть людей, которых только что изощренно унижала, не задумалась о том, каково им - думает она только о себе и о производимом ею впечатлении.

Но Ганя - все-таки не идеальная жертва. И с ним есть проблема: его не получится держать на крючке вечно, рано или поздно придется все-таки либо ему отказать, либо за него выйти; а там столкнуться с его матерью и сестрой, которые и сами умеют играть в игры, и голыми руками их не возьмешь...
Есть еще один человек, "павший жертвой ее чар", она его рассматривает в качестве потенциальной добычи, но быстро отвергает. Это генерал Епанчин. Ясно, что ни о каких серьезных отношениях с ним она и думать не может - однако поначалу принимает его подарки и вообще дает ему надежду. Для "благородной, но несчастной" такое поведение совершенно непонятно. Послала бы его сразу, вместе с подарочками! Но понятно - если вспомнить принцип: "Отказываться нельзя - но можно затянуть в ловушку, а потом на нем отыграться".
Однако очень скоро становится ясно, что жертва из генерала никудышная. Для этой роли он слишком цельная личность. "Крепкий хозяйственник" (в наше время непременно был бы единороссом:-)), отец семейства, деловой человек без всяких там душевных терзаний. Твердо стоит на земле. Не видно у него кнопочек, на которые можно понажимать. Развлечься с куртизанкой - пожалуйста, но ее рабом он точно не станет и "вампирить" себя не позволит. Это не то.

И вдруг появляется человек, просто самой судьбой посланный. Идеальная пара для Настасьи Филипповны.

Рогожин - тоже "ребенок-травматик". Тоже с опытом систематического насилия - не сексуального, конечно, "обычного", но также очень сильно его поломавшего.
Он вырос под властью деспотического отца. Супер-деспотического - настолько, что его, уже взрослого парня, лет 25-27, отец избивал до полусмерти и запирал дома. И это было совершенно обычное дело: и все вокруг считали, что так и надо, и сам Парфен считал, что так и надо. Он мог сделать (и часто делал) что-то тайком от отца, мог, в крайнем случае, сбежать - но сопротивляться ему и в голову не приходило.
И ему, в отличие от НФ, так и не удалось отомстить или взять верх, или даже четко осознать, что отец с ним обращается как-то неправильно.
Это прекратилось само собой. Отец внезапно умер. Осталась пустота, которую нужно чем-то заполнить.
Нельзя сказать, что Рогожин вырос мазохистом; удовольствия от страданий он явно не получает. Но, как и НФ, он привык к иерархическим отношениям как единственно возможным - и привык в этих отношениях быть "нижним". Смотреть снизу вверх, пресмыкаться, терпеть наказания, или бунтовать, а потом за это расплачиваться. Парадоксально: сильный человек с сильными страстями - привык быть рабом. Непокорным, злым, бунтующим, нуждающимся в "укрощении" - но именно рабом. Ему самому от этого тошно - но никак иначе он не умеет.
Поэтому и влюбился он не просто в красавицу - в женщину, стоящую намного выше его во всех отношениях: по происхождению, социальному положению, образованию. (И повезло ему еще, что НФ оказалась содержанкой, это позволяло найти к ней хоть какие-то подступы - а окажись она законной женой или дочерью какого-нибудь генерала?) Рядом с которой он, со своей "подлой рожей" и "мужицким видом", "никогда ничему не обучавшийся", изначально обречен на резкое, бьющее в глаза неравенство и на большие проблемы, даже в повседневном общении.
И еще - должно быть, он сразу почувствовал в ней то, что не стала играть Борисова и сыграла Вележева: злую "королеву", одержимую гордостью, властью и местью. Это его и привлекло.
Когда она у него на глазах издевается над другими - он приходит в буйный восторг от такого истинно "королевского" поведения. По его понятиям, "верхний" должен вести себя именно так. Он готов на все, чтобы НФ так же поиграла и с ним - еще не представляя, да и не задумываясь, чем это для него может обернуться.
И это не Тоцкий с рыбьей кровью, даже не Ганечка - это дикий зверь из дикого леса, крупный и опасный, приполз к тебе и лижет руки, умоляя, чтобы ты позволила ему стать твоей комнатной собачкой. Как отказаться от такого соблазна?
Только дикого зверя комнатной собачкой не сделаешь - да в качестве "собачки" он ей и не нужен. Ей интересно ломать, провоцировать, доводить до крайности - а он действительно готов до самой крайности дойти. И начинается саморазрушительная игра, которая для обоих закончится гибелью...

А что же Мышкин? А Мышкин воплощает другой тип отношений - на равных, без борьбы за власть, без садистских игр и самоутверждения за счет ближнего, без взаимного унижения и мучительства. И каждому из героев дает возможность как бы бросить взгляд в какой-то иной мир, где можно - иначе.

Но иначе они не могут. Они все уже слишком привыкли - вот так.
Это сложившаяся система; корни ее уходят глубоко в детство; чтобы ее изменить, требуется что-то гораздо большее, чем желание и доброе сердце.

Пересмотрев пырьевского "Идиота", как-то неприятно поразилась его театральности. Странно: другие экранизации классики того времени, как "Анна Каренина", тоже вполне театральны, но такого диссонанса не производят. А у Пырьева получился какой-то лубочный Достоевский. Яркие краски, режущий глаза грим, подчеркнуто карикатурные второстепенные персонажи, красивые крики профессионально поставленными голосами, изящные жесты, драматические пощечины и обмороки... А на выходе - какое-то моралите о "власти чистогана", вместо Достоевского - в лучшем случае, Бальзак или Золя. Нет, я безусловно предпочитаю сериал, и из двух Настасий Филипповн однозначно выберу Вележеву. Хоть о ней и говорят, что она играет какую-то "вяленую рыбу" и "холодную злобную стерву", в то время как в Борисовой есть огонь, страсть, порыв, огромное сердце, доброта и благородство, растоптанные жестоким миром... Но точно ли НФ должна быть "с огромным сердцем"? Мне кажется, ключ к ее характеру - это слова Мышкина при взгляде на портрет: "Только вот не знаю, добра ли она! Ах, если бы добра! Тогда бы все было спасено!" Как мы помним, "спасено" ничего не было, наоборот - погибло все, что только могло погибнуть, не исключая и самого бедного князя. :-(А когда она много раз повторяет Мышкину, что, мол, не должна связывать с ним свою жизнь, потому что не хочет его губить - о чем речь? Только ли о том, что такой брак испортит его репутацию (Мышкину абсолютно наплевать на свою репутацию, и НФ, женщина умная и проницательная, не может этого не понимать) - или о чем-то более серьезном? Здесь, как с Анной Карениной - стоит смотреть не столько на то, как характеризуют героиню другие люди или на то, какой она старается выглядеть, сколько на то, что она делает . Точнее, сначала - на то, что сделали с ней, потом - на то, что стала делать с другими людьми она сама. Жизнь НФ началась с круглого сиротства. Уже в довольно сознательном возрасте (6-7 лет) - в один миг потеряла отца и мать, родной дом, а затем и младшую сестренку. Все, кого она любила, кто составлял весь ее мир, ее бросили - так это воспринимает ребенок. Это очень травматический опыт, способный нанести серьезный удар по способности любить как таковой. Дальше в ее жизни появляется Тоцкий. Он берет над ней опеку, селит девочку у себя в поместье, полностью ее материально обеспечивает, дает хорошее домашнее образование, следит за тем, чтобы она была всем довольна и ни в чем не знала нужды... и где-то в 15-16 лет делает ее своей любовницей. Связь зрелого мужчины и юной девушки можно оценивать по-разному; но здесь, исходя и из контекста ситуации (ее полная зависимость от Тоцкого - и позднейшая оценка этих событий), и из значения этого мотива в творчестве Достоевского вообще, нельзя сомневаться, что речь идет именно о растлении. Может быть, и об изнасиловании - если не в прямом смысле, то в смысле психического насилия и принуждения. Для Достоевского растление ребенка (или подростка) - вообще очень важный мотив, проходящий через все его творчество. Девочки или совсем юные девушки, которых насилуют, совращают, пытаются совратить, "обманывают" и бросают - появляются у него едва ли не в каждом романе. Растление ребенка - это у Достоевского "архетипическое преступление", самое мерзкое и зверское, что только может сотворить человек с человеком. Растление надламывает и убивает душу растлеваемого - и, мало того, втягивает в это злодеяние его самого, делает как бы соучастником насилия над собой, убийства лучшего, что в нем есть (вспомним, как Матреша из "Бесов" в предсмертном бреду говорит: "Я Бога убила") Но чаще всего такие загубленные дети в его романах умирают - или исчезают из поля зрения. Настасья Филипповна - это "Матреша, которая выжила". И на ее примере можно попытаться узнать, что же значит "Бога убила". Что умирает в человеке в результате насилия. Мы не знаем, что именно и как делал с ней Тоцкий - знаем лишь, что она и в то время, и впоследствии воспринимала это как какую-то жуткую мерзость. Но мерзость, от которой не может отказаться, не может даже дать понять, что ей это неприятно. Даже не потому, что "выгонит на мороз", а... ну, просто потому, что она еще ребенок, а он солидный взрослый дядя, которому лучше знать, как правильно. И не просто взрослый, а человек, заменивший ей родителей. У нее никого и ничего больше нет. Один раз ее уже бросили все, кто о ней заботился. Итак, телесная близость, вообще отношения мужчины и женщины (а может быть, и межчеловеческие отношения как таковые) предстали для нее, как нечто невыносимо отвратительное. Обязательно связанное с насилием, если не физическим, то психическим и эмоциональным. И при этом - что-то такое, от чего она не может отказаться. Как бы ни было противно, отказываться нельзя - иначе тебя бросят. На протяжении пяти лет она постепенно понимает, что произошло и что сделал с ней Тоцкий - проникается к нему ненавистью и решает отомстить. Узнав, что он собрался жениться, приезжает к нему в Петербург и "показывает когти". Бедный Афанасий Иваныч, джентльмен и любитель клубнички, к такому повороту оказался совершенно не готов. Против младенцев он молодец - но, обнаружив, что его "очаровательная малышка" вдруг выросла во взрослую, решительную, бесстрашную и очень рассерженную женщину, позорно празднует труса. Он отказывается от своих планов, исполняет все желания Настасьи Филипповны, прыгает вокруг нее и всячески пытается ее улестить или как-то от нее откупиться. Они поменялись ролями: теперь она - госпожа, он - раб. А дальше начинается что-то странное. Еще на пять лет (!) они застывают в таком подвешенном положении. Близости между ними уже никакой нет, все отношения ограничиваются тем, что Афанасий Иваныч финансирует Настасью Филипповну и очень ее боится. Так боится, что старается лишний раз не попадаться ей на глаза. А она - просто живет на его средства, ни в чем себе не отказывая, "что-то читает, чему-то учится" - но в целом как-то непонятно проводит время. "Отношения" - ни с кем и ни в каком виде - ее не интересуют. Над попытками Тоцкого чем-то или кем-то ее соблазнить и отвлечь она откровенно смеется. Однако и попыток порвать с Тоцким, "начать новую жизнь", вообще найти какие-то иные точки опоры - не делает. Единственное, что обращает на себя внимание - "странное направление знакомств": она любит общаться с людьми не своего круга, с какими-то бедняками, больными старичками, дружит с каким-то чахоточным учителем и его семьей... Само по себе это, может быть, говорило бы только о добром сердце; но вот еще один странный знакомый, Фердыщенко, "очень сальный и грязный шут" - такого неожиданного приятеля у молодой девушки добрым сердцем уже не объяснишь. Кстати, "странное направление знакомств", и точно такого же рода, потом буквально повторится у Ставрогина. Вообще у них довольно много общего - а разное скорее лишь то, что связано с разницей полов. Казалось бы: ненавидишь своего "погубителя", хочешь ему отомстить - так отомсти. Во всяком случае, стоит попробовать - вдруг от этого станет легче. Разбей ему жизнь, как грозила. Это вполне возможно (а дальше, с появлением влюбленного и на все готового Рогожина - возможностей станет еще больше). Не странно ли, что своему "злодею" она так ничего плохого и не сделала - зато по-настоящему мстить начала впоследствии совсем другим людям, которые были ни при чем? Он так противен, что даже мстить ему не хочется - что ж, плюнь на него, разорви с ним и начни жизнь сначала. Но зачем продолжать за него цепляться, угрожать ему, пугать... и ничего не делать? Что удерживает ее рядом с Тоцким? Уж точно не его деньги - во всяком случае, не только деньги. Комфорт и праздность, может быть, значат для Настасьи Филипповны не так мало, как она старается показать - но уж точно не значат всего. И крутые перемены в жизни ее не страшат... По-моему, удерживает ее только одно - но держит очень прочно. Упоение своей властью. Тоцкий растлил ее дважды. Сперва - когда, пользуясь своей властью, совершил над ней насилие; второй раз - когда сдался без боя и дал ей самой ощутить вкус насилия и власти. Он "подсадил" ее на иерархические, садо-мазохистские отношения. Сначала преподнес их как что-то отвратительное, но неизбежное; а потом помог обнаружить, что, когда тебя пугают, унижают и мучают - это ужасно, но совсем другое дело - когда ты кого-то сама... К тому же - он совершил над ней преступление, остался безнаказанным, и тем как бы дал ей право на злобу и неразборчивость в злобе. Обиженный и несчастный человек - в своем праве, ему многое прощается, а еще больше он прощает себе сам. Отношения - это всегда насилие и борьба за власть. Либо ты насильник, либо жертва. Выйти из игры нельзя. Но можно согласиться, а затем, заманив "насильника" в ловушку, поменяться с ним ролями - и выместить на нем все свои обиды, сделав так, чтобы уже ему жизнь медом не казалась. Это и есть высшее наслаждение: вести опасные психологические игры, бороться за власть, подчинять своей воле, мучить, "ломать", провоцировать. Да, по большому счету все это противно - но ничего другого нет. Во всяком случае, для таких, как ты, "порченных". И насчет моральной оценки своих действий не беспокойся: с тобой поступили гнусно, сломали тебе жизнь - так что и ты теперь никому ничего не должна. Тебя не жалели - и ты ни о ком не думай и никого, кроме себя, не жалей. Вот какой урок преподал своей воспитаннице гнусный старый педофил. Проблема в том, что Тоцкий в роли жертвы скучен. Он холоден как рыба и плосок как доска. От него не дождешься ни сильных чувств, ни бурных реакций - тупо боится, и все. Его неинтересно "ломать" - он сразу прогибается. Он не в силах насытить ее ненависть. К тому же с Тоцким ее связывает некоторая история, и с ним она все-таки не чувствует себя свободно. Поэтому предложение о браке с Ганей Иволгиным становится для нее манной небесной. Ганя - молодой человек с горячей кровью, амбициозный, резкий, самолюбивый. Не Наполеон, конечно - но уж, во всяком случае, поинтереснее Тоцкого. Интереснее не как мужчина - как противник и потенциальная жертва. Жертва из него действительно недурная, особенно если взглянуть на его собственную историю. Ганя вырос в неблагополучной семье, и перед глазами у него не слишком приятная модель семейных отношений. Его отец - никчемный алкоголик, который их всех разорил и опозорил; реальная глава семьи - мать, у которой вся жизнь - одно сплошное терзание, а сын - единственная надежда. (Кстати, очень похожая семья (только без отца) - у Раскольникова; и проблемы Раскольникова схожи с Ганиными.) Ганя с детства живет под бременем стыда за отца и необходимости доказать матери, что сам он не такой. К властным и манипулирующим женщинам он привык, к семейным скандалам - тоже. Он женится на НФ только ради денег - сам считает такой брак постыдным и сильно из-за этого терзается (и, между прочим, после свадьбы собирается выместить все свои переживания на НФ - и она об этом прекрасно знает, и ее это совершенно не смущает. Для нее это норма.) Вся его семья - решительно против этой свадьбы, и дома у них каждый день из-за этого скандалы. Об этом НФ тоже прекрасно знает - ей доносит Фердыщенко. (Вот, кстати, зачем ей нужен "сальный шут" - как информатор. Помогает узнать, что происходит в стане противника.) Казалось бы, перспективы ужасные. Зачем так выходить замуж? Не хочешь - откажись. Противно, считаешь оскорбительным, что тебя "продают и покупают" - откажись в резкой форме. Но НФ поступает иначе: не говорит ни да, ни нет - ставит Ганю в такое же подвешенное положение, как ранее Тоцкого, и начинает его мучить. Как именно - мы хорошо видим в сцене у него дома. Неужели кто-то серьезно видит в этой сцене "браваду несчастной женщины, доведенной до отчаяния этим жестоким и лицемерным миром"? Нет, может, сама НФ мысленно так себя и оправдывает - но вообще-то это сцена хладнокровного, садистского издевательства над "женихом" и его семьей. Причем НФ "бьет по площадям": унижает не только самого Ганю - который, допустим, обидел ее своим предложением, не только его мать и сестру, о которых слышала, что они ее терпеть не могут, но и полусумасшедшего старика-отца, и мальчика Колю, и даже Мышкина, которого принимает за слугу. Кстати, для характеристики "доброты" или "недоброты" героя очень важно, как он относится к "простым людям". И к прислуге, к "низшим", и просто к посторонним, не замешанным в его драму. Наше знакомство с Мышкиным начинается с того, что он сначала в поезде разговорился с незнакомыми и совсем "не его круга" попутчиками, потом стал делиться своими задушевными мыслями с лакеем. Настасью Филипповну мы тоже впервые видим в момент общения с "лакеем" - и боже мой! Сколько высокомерия и злобы, с каким удовольствием она шпыняет бедного "дурачка"! Конечно, в этот момент она готовится к встрече с Ганечкиным семейством, накручивает себя для обретения боевого духа - но можно ли этим оправдывать откровенное хамство по отношению к безответному и ни в чем перед ней не повинному человеку? Другая интересная деталь - как она извиняется (точнее, как-бы-извиняется) перед матерью Гани в конце этой сцены. У Пырьева НФ с театральными слезами в голосе вскрикивает: "Простите, простите меня!" Неудивительно - у него НФ именно "гордая, порывистая, но добрая и благородная", а такая, если уж в сердцах разыграет подобную сцену - непременно после устыдится и будет просить прощения. Но ничего подобного нет у Достоевского. В книге она подходит к матери Гани, вроде бы для того, чтобы извиниться - и говорит ей: "Я в самом деле не такая, он [т.е. Мышкин] угадал". Никаких "простите" - речь только о себе самой. Мышкин заставил ее взглянуть на себя - и, в самом деле, ужаснуться тому, чем она занимается; но от этого она не начала жалеть людей, которых только что изощренно унижала, не задумалась о том, каково им - думает она только о себе и о производимом ею впечатлении. Но Ганя - все-таки не идеальная жертва. И с ним есть проблема: его не получится держать на крючке вечно, рано или поздно придется все-таки либо ему отказать, либо за него выйти; а там столкнуться с его матерью и сестрой, которые и сами умеют играть в игры, и голыми руками их не возьмешь... Есть еще один человек, "павший жертвой ее чар", она его рассматривает в качестве потенциальной добычи, но быстро отвергает. Это генерал Епанчин. Ясно, что ни о каких серьезных отношениях с ним она и думать не может - однако поначалу принимает его подарки и вообще дает ему надежду. Для "благородной, но несчастной" такое поведение совершенно непонятно. Послала бы его сразу, вместе с подарочками! Но понятно - если вспомнить принцип: "Отказываться нельзя - но можно затянуть в ловушку, а потом на нем отыграться". Однако очень скоро становится ясно, что жертва из генерала никудышная. Для этой роли он слишком цельная личность. "Крепкий хозяйственник" (в наше время непременно был бы единороссом:-)), отец семейства, деловой человек без всяких там душевных терзаний. Твердо стоит на земле. Не видно у него кнопочек, на которые можно понажимать. Развлечься с куртизанкой - пожалуйста, но ее рабом он точно не станет и "вампирить" себя не позволит. Это не то. И вдруг появляется человек, просто самой судьбой посланный. Идеальная пара для Настасьи Филипповны. Рогожин - тоже "ребенок-травматик". Тоже с опытом систематического насилия - не сексуального, конечно, "обычного", но также очень сильно его поломавшего. Он вырос под властью деспотического отца. Супер-деспотического - настолько, что его, уже взрослого парня, лет 25-27, отец избивал до полусмерти и запирал дома. И это было совершенно обычное дело: и все вокруг считали, что так и надо, и сам Парфен считал, что так и надо. Он мог сделать (и часто делал) что-то тайком от отца, мог, в крайнем случае, сбежать - но сопротивляться ему и в голову не приходило. И ему, в отличие от НФ, так и не удалось отомстить или взять верх, или даже четко осознать, что отец с ним обращается как-то неправильно. Это прекратилось само собой. Отец внезапно умер. Осталась пустота, которую нужно чем-то заполнить. Нельзя сказать, что Рогожин вырос мазохистом; удовольствия от страданий он явно не получает. Но, как и НФ, он привык к иерархическим отношениям как единственно возможным - и привык в этих отношениях быть "нижним". Смотреть снизу вверх, пресмыкаться, терпеть наказания, или бунтовать, а потом за это расплачиваться. Парадоксально: сильный человек с сильными страстями - привык быть рабом. Непокорным, злым, бунтующим, нуждающимся в "укрощении" - но именно рабом. Ему самому от этого тошно - но никак иначе он не умеет. Поэтому и влюбился он не просто в красавицу - в женщину, стоящую намного выше его во всех отношениях: по происхождению, социальному положению, образованию. (И повезло ему еще, что НФ оказалась содержанкой, это позволяло найти к ней хоть какие-то подступы - а окажись она законной женой или дочерью какого-нибудь генерала?) Рядом с которой он, со своей "подлой рожей" и "мужицким видом", "никогда ничему не обучавшийся", изначально обречен на резкое, бьющее в глаза неравенство и на большие проблемы, даже в повседневном общении. И еще - должно быть, он сразу почувствовал в ней то, что не стала играть Борисова и сыграла Вележева: злую "королеву", одержимую гордостью, властью и местью. Это его и привлекло. Когда она у него на глазах издевается над другими - он приходит в буйный восторг от такого истинно "королевского" поведения. По его понятиям, "верхний" должен вести себя именно так. Он готов на все, чтобы НФ так же поиграла и с ним - еще не представляя, да и не задумываясь, чем это для него может обернуться. И это не Тоцкий с рыбьей кровью, даже не Ганечка - это дикий зверь из дикого леса, крупный и опасный, приполз к тебе и лижет руки, умоляя, чтобы ты позволила ему стать твоей комнатной собачкой. Как отказаться от такого соблазна? Только дикого зверя комнатной собачкой не сделаешь - да в качестве "собачки" он ей и не нужен. Ей интересно ломать, провоцировать, доводить до крайности - а он действительно готов до самой крайности дойти. И начинается саморазрушительная игра, которая для обоих закончится гибелью... А что же Мышкин? А Мышкин воплощает другой тип отношений - на равных, без борьбы за власть, без садистских игр и самоутверждения за счет ближнего, без взаимного унижения и мучительства. И каждому из героев дает возможность как бы бросить взгляд в какой-то иной мир, где можно - иначе... Но иначе они не могут. Они все уже слишком привыкли - вот так. Это сложившаяся система; корни ее уходят глубоко в детство; чтобы ее изменить, требуется что-то гораздо большее, чем желание и доброе сердце.

Главная героиня романа впервые является читателю на фотографическом портрете. Случайно увидев этот портрет, Мышкин не может оторвать от него глаз. Заметив это, генерал Епанчин и секретарь в его доме Ганя Иволгин «с изумлением посмотрели на князя». Мышкину кажется, что эта красавица является обладательницей израненной души, что судьба ее трагична. Еще до встречи с ней Мышкин проникается к ней глубоким состраданием.

С шестнадцатилетнего возраста Настасья Филипповна в романе «Идиот» находилась на воспитании у помещика Тоцкого, но теперь ей двадцать пять, она уже приобрела опыт плавания в этом мире, она настолько своенравна, что мужчины боятся вспышек ее гнева.

В этой зрелой вроде бы женщине присутствуют литературные черты девицы — нарциссизм и мазохизм. Она убеждена, что была невинной девочкой, но вот развратник Тоцкий превратил ее в уличную девку, и теперь она — человек конченый. Именно из этого убеждения она и строит свое поведение: одушевляется злобой и устраивает целые представления, имеющие своей целью продемонстрировать свою оскорбленность.

Мужчина зрелых лет — Тоцкий, у которого она была на воспитании, считает ее «колоритной женщиной», но на самом деле в ее характере отсутствуют цветовые сочетания. Если собрать воедино разбросанные по роману ее слова и поступки, то мы не обнаружим большого многообразия. Настасья Филипповна в романе «Идиот» проклинает свою жизнь падшей женщины, ненавидит утешающих ее мужчин, она вступает с ними в конфликты и мстит. В общем, перед нами встает недобрый образ. Разросшиеся до предела униженность и месть за нее — вот что такое Настасья Филипповна и ее театр.

Без всякой нужды она заявляется к Иволгину и сеет там семена раздора, на своем дне рождения выставляет себя жертвой и наградой за победу в азартной игре, пристает к гостям, разыгрывая из себя оскорбленную невинность.

Для Тоцкого Настасья стала слишком большой обузой, он дает ей денег на приданое, чтобы она вышла замуж за Ганю Иволгина. Прямо перед всеми гостями Настасья Филипповна в романе «Идиот» оскорбляет его, заявляя, что тот за деньги готов ползти аж до Васильевского острова. Она бросает в огонь обернутые в газету сто тысяч рублей, принесенных ей Рогожиным, и тут же велит Гане достать их голыми руками — в таком случае она отдаст деньги ему. Все эти ее выходки являются следствием ее неудовлетворенной злобы.

У Настасьи много сил, она энергична, но она ходит по замкнутому кругу, у нее не появляется новых мыслей и чувств. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, нужен или сердечный друг, или какие-то желания, которые могут осуществиться в близком будущем. Но Настасья не знает, что человеку нужны такие подпорки. Поэтому она полностью погружена в свои прошлые несчастья, несчастье для нее — козырная карта, которую она использует при общении с другими людьми, над которыми она издевается, которых она ненавидит. И в этом смысле она действительно выделяется на общем фоне.

Фамилию Настасьи Филипповны — Барашкова — тоже можно считать «говорящей». Рогожин и вправду преследует ее, как охотник — добычу. Но оба они оказываются в страшном и мрачном тупике, и Рогожин своим ножом ставит предел ее жизни, но на самом деле причина ее смерти в том, что она сама отказалась от будущего. Она не умеет реагировать на новые обстоятельства, она всегда пребывает в состоянии бешеной злобы — вот ее идентичность, и в этом состоит ее несчастье. Аглая говорит Настасье Филипповне: «Вы могли полюбить один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили».

Да, Настасья Филипповна в романе «Идиот» по-настоящему страдает, собственная греховность приводит ее в отчаяние, и она мечтает о чистоте, но мы видим, что она не может найти выхода из этой ситуации. Вместе с тем писателя Достоевского манил этот образ этой эмоциональной и несчастной женщины. С самого первого своего произведения — «Бедных людей» — писатель постоянно преподносит нам героев, которые переполнены «отрицательной эмоциональностью» — страдающих от неполноценности, аутизма, оскорбленности, героев злобных, подверженных страхам. Поэтому такая женщина, как Настасья Филипповна, которая своими несчастьями порождает трагедию, пользуется явным сочувствием Достоевского. Он постоянно описывает ее мысли и чувства, пытаясь «набить им цену». То, что кажется нам тривиальной злобой, интерпретируется Достоевским в самом «высоком» смысле: она, де, стыдится своей греховности и хочет избавиться от нее.

В тогдашней российской действительности было, думается, немало греховных и равнодушных к своей «нечистоте» женщин, но Достоевский обделяет их своим писательским вниманием, он выбирает в качестве своей героини женщину с выставленным напоказ осознанием драматичности своей судьбы, он выводит ее эмоции за пределы чисто внутренних переживаний. Федор Михайлович признает в Настасье Филипповне мечтательность и наивность, но в то же самое время считает, что в ней есть сила и глубина. Такова пристрастная оценка Достоевского.

Мысли этой героини вращаются по замкнутому кругу: она беспрерывно пытается решить, кто нехорош — она ли сама, или кто-то другой. Она успокаивает себя тем, что когда-то к ней явится добрый и хороший человек, она изо всех сил ожидает его — и в этом отношении она походит на Марию Магдалину. Вот такая героиня и была нужна Достоевскому.

Почти во всех произведениях этого автора появляется подобная Настасье Филипповне женщина: не желающая совместных действий с другими, ненавидящая позитивную деятельность, погруженная в собственные переживания, мечтающая о союзе с чистым и прекрасным человеком. И в «Бедных людях», и в «Хозяйке», и в «Белых ночах», и в других ранних произведениях мы уже встречались с таким типажом «мечтающей женщины».

Главные героини произведений Достоевского — это тоже «мечтательницы». Самая яркая представительница этой плеяды — Настасья Филипповна в романе «Идиот» — эмоциональная, живущая в плену своих фантазий, что приводит ее к неминуемому краху.

Возможно, при конструировании образа Настасьи Филипповны, помимо собственных пристрастий к «мечтающей женщине», на Достоевского оказали влияния и воспоминания о своей первой покойной жене Марии, которая долгое время была прикована к постели и жила в плену своих мечтаний.

Настасья Филипповна - один из центральных персонажей бессмертного произведения Достоевского «Идиот». Вокруг Настасьи завязаны основные сюжетные линии романа. Образ героини противоречив и трагичен.

В детстве героиня осталась сиротой. Девушка росла и воспитывалась у помещика по фамилии Тоцкий. В шестнадцать лет Настасья становится любовницей помещика. Но романтическая идиллия Тоцкого и героини длится не долго. Однажды, он уезжает в Петерург, где находит себе особу из знатного рода, оставив не у дел свою малолетнюю содержанку.

Настасья очень красивая и женственная: волосы темно-русые, фигура статная. У неё бледное лицо, темные глаза, высокомерный и в то же время добродушный взгляд. Эталонная внешность героини производит неизгладимое впечатление на представителей сильного пола. Настасья - объект мужского сладострастия, желания и любви. Она словно магнитом притягивает взгляды офицеров, князей и прочей интеллигенции.

Покоренные неземной красотой Настасьи, мужчины, все как один, стараются добиться её расположения. Некоторые, пытаются купить любовь героини за определенную сумму. Автор подчеркивает надменность героини и гордость. Характер у Настасьи непростой, своенравный, вызывающий противоречивые чувства. Она умна, образованна и благородна, но в то же время кажется совершенно сумасшедшей женщиной. Несмотря на непростой характер героини, поклонники готовы броситься к её ногам, а один из мужчин даже предлагает руку и сердце. Изначально, героиня не смогла сделать выбор в чью-то пользу, но в итоге, решила выйти замуж за князя Мышкина, от которого потом сбежала.

Судьба Настасьи трагична. Героиня много страдала. Страдала от потери родителей в семилетнем возрасте, от своей нерешительности и сумасшедшего характера. Интимная связь с помещиком в юном возрасте, его потребительское отношение к ней - всё это также негативно отразилось на её психологическом состоянии. Героиня не видела счастливого будущего в своей жизни, не верила в простое женское счастье. Настасья погибает от рук своего воздыхателя Рогожина, после того, как сбегает со свадьбы, бросив жениха.

Образ Настасьи - воплощение женской красоты и печальной судьбы человека, который совершенно не нашел себя в жизни.

Вариант 2

Настасья Филипповна в произведении Ф. М. Достоевского «Идиот» - это личность с двойственным внутренним миром. В детстве лишившись родителей, маленькая Настя воспитывалась из жалости у сердобольного соседа. Однако в 12 лет превратившись в прелестного подростка, она стала очередной жертвой помещика Тоцкого.

Заприметив девочку, знаток женского пола Тоцкий велит воспитывать ее как дворянку. Он нанимает гувернантку, учителей для девочки и вот когда ей исполняется шестнадцать лет, Тоцкий делает из нее любовницу.

Девушка испытывает отвращение, ужас и презрение к своему покровителю. Это ужасное событие превращает ее в мстительную натуру, хотя по природе она бесконечно добра и доверчива. Главной ее чертой, после того, как она стала ослепительной светской красавицей - это гордость. Князь Мышкин так и заявляет ей: «Вы горды».

Вначале романа он видит ее портрет и задумывается. Удивительная красота трогает его, но чуткий князь замечает печаль во взгляде светской львицы и больше всего на свете он хочет, чтобы она была добра, не мстила за себя. Интуитивно он понимает, что страсть, с которой она живет, рано или поздно сожжет ее дотла. Так впрочем и выходит.

В эту необыкновенную женщину влюбляются все вокруг: миллионер Парфен Рогожин, генерал Епанчин, Ганя Иволгин. Однако они хотят всего лишь «купить» гордую красавицу. Лишь один благородный князь Мышкин предлагает ей руку и сердце.

Сердце Настасьи Филипповны мечется. Она не находит успокоение, понимая, что князь делает ей предложение из жалости. На самом деле он любит другую - Аглаю. Настасья Филипповна желает спасения, но совесть мучает ее. Ей ли, наложнице Тоцкого и Рогожина быть княгиней? Однако она надеется на счастье до конца. Лишь узнав, что Мышкин женится на ней из жалости, Настасья Филипповна Барашкова убегает в подвенечном платье из храма и бежит на верную смерть к Рогожину.

Федор Михайлович Достоевский в образе Настасьи Филипповне показал нам чистую, непорочную красоту. Став жертвой сладострастного Тоцкого, она до такой степени ненавидит себя, что считает себя хуже уличной. С одной стороны она хочет избавления, надеется на светлое будущее, но злой дух сильнее ее. Он бросает ей вызов, напоминая о всех прегрешениях.

Не выдержав «чистоты» князя Мышкина, Настасья Филипповна погибает. В конце романа богатый купец Рогожин, убивший женщину, приводит князя Мышкина к ее телу. Они вдвоем сидят пред ней, именно они убили ее своей любовью. По сути они сообщники. Эта несчастная женщина всю жизнь была несчастной. Она страдала от жестокости людей еще с самого детства. Необыкновенная красота и сильный характер не позволили ей быть заурядным человеком. В ее смерти виновны все, кто только с ней общался. Зависть, злоба, ехидство, сплетни сделали свое дело.

Ни за что погибла гордая красавица с пламенным сердцем.

Сочинение про Настасью Филипповну

Знаменитое произведение Идиот Федора Михайловича Достоевского известно всем. Особенно мы уделяем внимание главной женской роли Натальи Филипповне. Это тот образ, эта женщина, вокруг которой проходят все сюжетные линии рассказа.

Наталья Филипповна очень красивая с темно русыми волосами женщина. Ее темные глаза при одном взгляде проникают глубоко в душу. Одежды скромны, но со своим чувством вкуса и изящества. Все говорит о том, что она из дворянской семьи, где вкусу и благородству учат с самого детства. Ее судьба тяжела и непроста, так как в раннем возрасте она стала сиротой и воспитывалась в семье Тоцкого. Как исполнилось Наталье Филипповне шестнадцать лет, то ее опекун начинает пользоваться прелестями ее женского тела. Он удовлетворяет свои желания постоянно наведываясь к ней. Все это ее ожесточает и она начинает злиться на весь окружающий ее мир.

Ситуация, в которой оказывается главная героиня ее травмирует и унижает. Став содержанкой она становится из прекрасной женщины в несчастную рабыню. После женитьбы Тоцкого она приезжает в Петербург и показывает всем своим видом отчужденность и безразличие к нему. Ее непокорность его удивляет и завораживает. Тоцкий решает поселить в столице и выдать замуж девушку с элегантной красотой за хорошего богатого жениха.

Князь Мышкин является прекрасной партией для утонченной красавицы. Ее портрет его завораживает и судьба несчастной Настасьи Филипповны начинает его волновать. А другой богатый человек Рогожин увидев ее начинает желать всем сердцем. Тоцкий начинает понимать, что эта девушка его творение и ее дерзость и высокомерность это из-за отношения его к ней. Ее спасение Мышкин находит в предложение руки и сердца этой невинной как он думает женщине. Его мечта, что бы эта прекрасная особа вышла из всей этой неприятной ситуации с высоко поднятой головой и чистой честью. Но из-за своей гордости и злобы которая скопилась в душе она сначала отказывается от чистой и светлой любви. По прошествии времени дав согласие на брак, Настасья Филипповна сбегает из-под венца и попадает в руки безжалостному убийце Рогожину. Из-за ее вечной злобы он ее убивает.

Как бы не были сильны чувства милосердия к женщине из-за ее нелегкой судьбы, читатель прекрасно понимает что ее не способность верить в чистоту окружающего мира и поступков идет из ее прошлого. Ее неверие в счастливый исход жизни пугает. Вся эта трагедия заставляет задуматься о наших поступках и действиях по отношению к окружающим людям, которые могут отразить в будущем многих из них.

  • Анисья в романе Обломов характеристика, образ сочинение

    Русский писатель Иван Александрович Гончаров раскрывает в романе «Обломов» не только человеческие пороки, изъяны, но и показывает простой народ и глубину русской души с помощью образов главных и второстепенных персонажей.

  • Сочинение по картине Сурикова Взятие снежного городка (описание)

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

  • Тема любви в творчестве, лирике Есенина сочинение

    Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям.

  • В доме своего знатного родственника генерала Епанчина Мышкин видит фотографию замечательной красавицы - Настасьи Филипповны, блестящей петербургской «камелии», которую хотят выдать замуж за секретаря генерала Епанчина - Ганю Иволгина. Впервые он услышал о ней ещё в вагоне от Рогожина. Рогожин рассказывает историю о том, как он растратил отцовские деньги на бриллиантовые подвески для Настасьи Филипповны, а отец «поехал седой к Настасье Филипповне, земно ей кланялся, умолял и плакал; вынесла она ему наконец коробку, шваркнула: «Вот, говорит, тебе, старая борода, твои серьги, а они мне теперь в десять раз дороже ценой, коли из-под такой грозы их Парфён добывал». Чуткий и впечатлительный Мышкин сразу улавливает в лице этой блестящей женщины выражение затаённого внутреннего страдания. Портрет Настасьи Филипповны - одна из лучших описательных страниц Достоевского. Александр Блок поставил её эпиграфом к своей драме «Незнакомка».

    Трагична судьба этой женщины. Рано осиротевшая красавица-девочка, дочь бедного помещика, была взята на воспитание дельцом и богачом Тоцким, для которого стала впоследствии предметом жизненных утех. Но умная, глубокая, талантливая и волевая женщина протестует против этого деспотизма и обиды. В ней растёт чувство возмущения против бесправия, несправедливости и угнетения человека. Она готова мстить обществу, надругавшемуся над её мечтами о человеческом счастье и чистой жизни. Она стремится вырваться из душного мира лжи, цинизма и низости, чтоб возродиться для глубокого чувства и душевного счастья. Встретив князя Мышкина, столь не похожего на окружающих её представителей великосветского Петербурга, она полюбила его.

    Узнав Настасью Филипповну, князь Мышкин проникается к ней глубоким чувством - любовью-жалостью.

    «Вы страдали и из такого ада чистая вышли», - говорит он ей, поражённый её страдальческой красотой. Чтоб вывести её из роскошного и ужасающего столичного «полусвета», он предлагает ей стать его женой. Она отвечает ему любовью-восхищением и любовью-жертвой: «содержанка Тоцкого» не станет «губить младенца» - она потопит своё чувство к нему в разгуле. Уезжая на тройке с Рогожиным, она раскрывает Мышкину всю свою душу: «Прощай, князь, в первый раз человека видела!»

    Отношения их вскоре осложняются. В Настасью Филипповну без памяти влюблён Рогожин, необузданный в своих инстинктах и вожделениях.

    Не смея думать о сочетании своей опозоренной судьбы с жизнью лучезарного праведника, Настасья Филипповна принимает поклонение необузданного Парфёна, но отдаёт все силы своего горячего сердца и тонкого ума на устройство счастья своего взрослого младенца: брак князя с дочерью генерала Епанчина - красавицей и умницей Аглаей - представляется её достойным осуществлением её плана. Она обращается к девушке с чудесными посланиями, раскрывая в них всю любовь к ней князя и всю свою решимость навсегда отказаться от него.

    Но вскоре личная встреча двух женщин приводит их к резкому разрыву. Мышкин полон преданности и дружбы к обеим, но в решительный момент остаётся с униженной и страдающей Настасьей Филипповной. Они у порога счастья. Князь ведёт её под венец.

    Но Настасья Филипповна продолжает метаться в поисках выхода из своего нравственного тупика. Вот почему она бессильна бороться, когда появляется Рогожин. Он увозит к себе невесту князя Мышкина и в припадке отчаяния и ревности убивает её. Страшный мир стяжателей и распутников погубил двух прекрасных людей, попавших в его заклятый круг.

    Красота спасёт мир

    При изображении женских характеров Ф.М. Достоевский придерживался традиций, которые сложились в русской литературе, наверное, со времён Н.М. Карамзина.

    Особо следует отметить женские характеры, созданные М.Ю. Лермонтовым, и связь этих женских образов с персонажами Ф.М. Достоевского. Например, характеры Бэлы и подруги контрабандистов поражают своей порывистостью, дерзостью, дикостью, гордостью. Их загадочность интригует Печорина, ищущего применения своим душевным силам.

    Княжна Мери - нежная, мечтательная натура. И, наконец, Вера, которая Печорина особо волнует. Все эти женщины любят Печорина, они, как бабочки, летят на свет его любви, его личности и сгорают в ней. Женский портрет у Лермонтова динамичен, позволяет проследить образ в развитии. То же самое мы наблюдаем и у Ф.М. Достоевского в романе «Идиот». В этом произведении автор воплощает задачу, которую он считает «бесконечно трудной, почти непосильной для художника», потому что это вопрос об идеале, вопрос о красоте.

    «Красота великая сила. Красота спасёт мир», - писал Достоевский, создавая образ Настасьи Филипповны. Конечно, философским первоисточником отношения Достоевского к красоте и её земному воплощению был Шеллинг. Но Достоевский всегда пользовался многими источниками для своих синтетических и качественно новых сплавов, в его художественную память врезались и слова Гоголя: «Красота женщины есть тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами; недаром определено, чтобы всех равно поражала красота, - даже и таких, которые ко всему бесчувственны и ни к чему не способны», - даже Рогожина, например.

    Красота хрупка и уязвима, она волнует потому, что, будучи лучшей частью реального мира, как ничто другое, заслуживает лучшей участи, заслуживает любви. Красота для Достоевского - тайна человеческого бытия, понятие почти безбрежное, и в романе она явлена в разных ипостасях: в большей мере как совершенство души (князь Мышкин) и в меньшей мере как природная гармония. Совершенно особое место в нём занимает красота женская. Красота - свойство многих героинь этого романа: «странная», «необыкновенная», «невыносимая», «ослепляющая» красота Настасьи Филипповны; «совсем красавица» и даже «чрезвычайная красавица» - Аглая. «Замечательно хороши собой» и её сёстры Александра и Аделаида, причём о красоте первой сказано, что её лицо, «прекрасное и очень милое», имеет оттенок Гольбейновой Мадонны, а у Аделаиды, как тонко ощутил князь, лицо самое «симпатичное», «счастливое лицо», как у доброй сестры. Даже второстепенные женские персонажи чаще всего аттестуются автором именно с точки зрения их внешней привлекательности.

    Что же касается роли «положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины», то смысл её преображающего воздействия на людей писатель связывает с правдой, правдой «бесспорной и осязательной». Как видим, в красоте писатель усматривал сверхматериальные начала, которые потому и способны улучшать жизнь, что воплощается в мире человеческого духа.

    Впрочем, не всем понятна красота. Часто на неё смотрят с вожделением, стремясь завладеть ею. Натурами эгоистическими, страстными овладевает слепая решимость «соблазна», при этом, действуя сообразно инстинкту, они не способны отличить подлинного совершенства, проявляя в погоне за красотой лишь собственную нравственную ущербность. Так, о Настасье Филипповне до появления её в жизни князя Мышкина сказано: «о красоте её знали все, но и только…».

    Портрет настасьи филипповны

    Настасья Филипповна, казалось бы, описана очень сдержанно, без малейшей попытки внести в описание авторские впечатления: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона;

    волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…».

    Видим ли мы эту женщину? Нет, не видим. Но верим - «действительно необыкновенной красоты». Достоевский не раз ещё упомянет о необыкновенном лице Настасьи Филипповны, о её фантастической, страшной красоте - и ни разу он не опишет её так, чтобы мы увидели, - это не входит в его задачу. В «Преступлении и наказании» мы видели Соню, видели яркую красоту Дуни - сестры Раскольникова, в «Братьях Карамазовых» увидим Грушеньку, но в «Идиоте» Настасья Филипповна, в сущности, не описана: мы видим платье «чрезвычайно простого и изящного фасона», причёску и глаза, но о глазах мы узнаём только, что они тёмные, глубокие. Все эпитеты, выбранные Достоевским, не показываю т человека, а рассказывают о нём, автору потому и не нужны пояснения о впечатлении, произведённом на него, потому что он уже передал нам эти впечатления в самой краткой форме.

    Образ настасьи филипповны

    Одно из высших достижений романа «Идиот», как и всего творческого пути Достоевского, - образ Настасьи Филипповны. Это центр, к которому тянутся все нити сюжета и от которого исходят все импульсы действия.

    Есть два толкования этого сложного и глубокого женского образа. По одному из них героиня Достоевского - вакханка, гетера, «бесноватая», одержимая чувственной страстью, которая и приводит её к гибели. Недаром сама она называет себя «уличной», «рогожинской», «бесстыдной». Это мстительница, не знающая пощады. Красоту её один из героев романа называет «фантастической и демонической».

    По другому толкованию Настасья Филипповна - воплощение нравственной чуткости и чистоты, устремлённости к идеалу и любви. Она любит музыку, она читала много поэм, у неё безошибочный вкус и врождённая культурность. Она мечтает о человеке, который придёт и поймёт её. Это смелая и мужественная натура, способная на протест и борьбу.

    В окончательной редакции господствует эта вторая, «чистая» Настасья Филипповна. Достоевский «оправдывает» свою героиню. Он изображает её на фоне растленной среды высокопоставленного Петербурга и прекрасно передаёт возникновение её высокого чувства к первому человеку необычайной душевной просветлённости, которого она встретила. Возрождённая к новой жизни, она поднимает бунт против мира тоцких, епанчиных, иволгиных. Правдой и справедливостью звучат протесты, брошенные ею в лицо её плотоядным искателям, лишившим юную девушку высшего права на любовь и счастье. Образ вырастает до высокого трагизма.

    Писатель изображает свою героиню нравственно одарённой натурой. У неё репутация бескорыстной женщины. Никто не может похвалиться успехом у этой всем известной куртизанки. В Петербурге её связь с Тоцким только видимость - она уже навсегда ушла от него и строго замкнулась; её кружок - это какие-то бедные чиновницы, захудалые актрисы, семейство безвестного учителя. Она любит юродивых и старушек. Её влечёт ко всему незаметному, смиренному, убогому.

    Изредка у неё собираются ценители её блестящей внешности. Тогда она являет тип Перикловой возлюбленной. Остроумная, увлекающаяся, неотразимая, она обладает тонким даром беседы, искусством меткой реплики, умением вести опасный спор. Слушатели дивятся «блестящему уму и светлому чувству, с которым она иногда рассказывала, когда увлекалась».

    Но она способна на высшие проявления сердечности и самопожертвования. Так выступает она в одной из лучших сцен романа - при встрече главных героев ночью в Павловске у дачи Епанчиных.

    И вот, наконец, она стояла перед ним лицом к лицу, в первый раз после их разлуки; она что-то говорила ему, но он молча смотрел на нее; сердце его переполнилось и заныло от боли. О, никогда потом он не мог забыть эту встречу с ней и вспоминал всегда с одинаковой болью. Она опустилась перед ним на колена, тут же на улице, как исступленная; он отступил в испуге, а она ловила его руку, чтобы целовать ее, и точно также, как и давеча в его сне, слезы блистали теперь на ее длинных ресницах.

    Смерть Настасьи Филипповны

    Невозможность для «содержанки Тоцкого» унизить своей близостью чистый образ рыцаря бедного заставляет ее бежать из-под венца к Рогожину и принять от его руки смертельный удар.

    Если поначалу князь относится к Настасье Филипповне как к божеству: «В вас всё совершенство… даже то, что вы худы и бледны… вас не желаешь представить иначе…», - то в конце романа, в сцене перед венчанием, вышедшая на крыльцо, «бледная, как мертвец», Настасья Филипповна, поначалу привычно получившая букет пошлостей от собравшихся зевак, так посмотрела на них, «большие чёрные глаза её сверкали на толпу как раскалённые угли; этого-то взгляда толпа и не вынесла; негодование обратилось в восторженные крики».

    Что же произошло с Настасьей Филипповной за этот промежуток времени? Что наделило её такой чудной силой? Конечно, любовь, ведь главным источником духовного опыта является именно она.

    Аглая епанчина

    Образ Настасьи Филипповны контрастно оттесняется Аглаей Епанчиной. Это сильная и умная девушка. Она способна на критическое отношение к своей среде и рвётся из своего гнезда на волю. «Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить…» Её захватывает революционная литература, она «все запрещённые книги прочла». В эпилоге романа Аглая порывает со своей аристократической средой и связывает свою судьбу с польским революционером для борьбы за освобождение его поверженной родины.

    Отсюда душевное внимание Настасьи Филипповны к этой генеральской дочке и завершающий их необычные отношения «поединок» - знаменитая встреча соперниц, из которой бесправная и отверженная выходит победительницей. Достоевский мастерски раскрывает и недосягаемое чувство собственного достоинства этой «загубленной женщины» и бурю страдания, охватывающую под конец её оскорблённую душу.

    Аглая прошла другой путь, нежели Настасья Филипповна. Ей многое было дано от жизни: красота, дружная семья, любовь к ней князя. Но «загадка» её красоты разрешилась по-земному мелко и нелепо. То, что поначалу воспринималось как капризы домашней любимицы, постепенно приобрело отчётливый характер духовной слепоты и взбалмошного эгоизма. Её чувство к князю носит покровительственный характер. Она, пожалуй, более стесняется его своеобразия в глазах обычных людей, чем отождествляет себя с любимым, и в качестве счастливой соперницы она не высказала ни великодушия, ни сострадания.

    Отношения Аглаи с князем открыли в ней качества собственника: желание испытать, проверить его, побудили её на рискованный эксперимент и … на бестактное поведение.

    Вот почему всегда помнятся сказанные о ней слова её матери Лизаветы Прокофьевны, которая хоть и любя, но грубовато-точно аттестовала дочь так: «Девка своевольная, девка фантастическая, девка злая, злая, злая! Тысячу раз буду утверждать, что злая!».

    Трагедия красоты

    Красота, которую на земле воплощала Настасья Филипповна, ушла из жизни, и это трагедия. Но она ушла, приобщившись таинственной и прочной гармонии между Творцом и человеком; ушла, узрев свою собственную сущность, божественно отпечатавшись в жизни. А значит - ушла состоявшись. Именно этот свет победоносного духа и разлит в трагической концовке романа.

    Духовная сумятица привела Аглаю «в каталическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего её умом до исступления». Это тоже трагедия красоты. Но трагедия в её земных пределах, в которых небо благосклонного участия не принимает.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...