Олег янковский - биография, информация, личная жизнь. Олег Янковский: биография, личная жизнь, семья, жена, дети, смерть — фото От чего умер актер олег янковский

Олег Иванович Янковский. Родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (Казахская ССР) - умер 20 мая 2009 года в Москве. Советский, российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987), двух Государственных премий Российской Федерации (1996, 2002).

Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия».

На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях «Идиот» , «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» , «Шут Балакирев» Г. И. Горина.

Лучший актёр 1983 года по опросу журнала «Советский экран» за главную роль в фильме «Влюблён по собственному желанию».

Лауреат многочисленных кинематографических наград. Среди прочего:

1983 - Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актёрские работы» за 1983 год;
1989 - Приз «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» - за роль в фильме «Убить дракона»;
1992 - Премия «Ника» - за лучшую мужскую роль в фильме «Цареубийца»;
1992 - Премия «Ника» - за лучшую мужскую роль в фильме «Паспорт»;
1993 - Премия имени А. А. Ханжонкова «Кинособытие года»;
2000 - Приз «Золотая подкова» - за режиссуру фильма «Приходи на меня посмотреть»;
2001 - Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи - за фильм «Приходи на меня посмотреть»... И многих других.

Олег Янковский родился в городе Джезказган Казахской ССР (ныне Казахстан) 23 февраля 1944 года в семье Ивана Павловича и Марины Ивановны Янковских. Род Янковских имеет белорусские и польские корни.

Отец актёра Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван) до революции 1917 года был гвардейским офицером, штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка, в Первую мировую войну награждён орденом Святого Георгия Во время Брусиловского прорыва был тяжело ранен. Служил вместе с Тухачевским, который тоже начинал карьеру в Семёновском полку. В начале 1930-х был арестован, а в 1936 году освобождён.

В 1937 году Иван Павлович был снова арестован, - как утверждал сам Олег Янковский, - «погорел» за то, что «был другом Тухачевского». Вскоре освобождён. Во время Великой Отечественной войны работал в тылу - на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. В 1951 году семья перебралась в Саратов, где в 1953 году Иван Павлович скончался (дало знать о себе ранение, полученное в Первую мировую войну).

Иван Павлович любил театр, искусство, музыку; Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Когда семья переехала из Джезказгана в Саратов, увлечением сыновей стал театр - старший Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, средний брат, Николай, - в театральном кружке. Братья обожали спектакли местного ТЮЗа. Ростислав, окончив театральную студию в Ленинабаде, стал работать в местном театре. В 1957 году он перебрался в Минск, где начал играть на сцене Минского русского драматического театра им. М. Горького.

Чтобы избавить мать от части материальных забот (в семье остался один кормилец - средний брат Николай), через год Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, который как раз закончил седьмой класс. В Минске Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую травести - исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле - однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу. Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.

Марина Ивановна переживала в связи с отъездом сыновей, и как только появилась возможность, Олег вернулся в Саратов, где окончил школу № 67. После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. Вспомнив свой минский опыт на сцене, он решил попробовать свои силы. К его разочарованию, приёмные экзамены уже закончились, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега - Николай - втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл творческий конкурс. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем. Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса.

На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, которая училась на курс старше. Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища (педагог - А. С. Быстряков) Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.

В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч» . Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислава Любшина, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), вызвали подыгрывать молодому артисту. Олег очень волновался. У него совсем не было опыта в кино, а в театре его опыт состоял из крошечных эпизодов.

Станислав Любшин рассказывал: "Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Всё трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: «Действительно, он всё интереснее и интереснее делается». И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем»" .

Так Олег Янковский был приглашён в свой первый фильм. Труппа театра отправилась после Львова в Ялту, там Олег читал сценарий фильма «Щит и меч». В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища» . Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим» .

Олег Янковский в фильме "Щит и меч"

Олег Янковский в фильме "Служили два товарища"

На съёмках этого фильма Янковский встретился сразу с двумя звёздами - Роланом Быковым, который играл Ивана Карякина, и с , сыгравшим поручика Брусенцова. С Роланом Быковым молодой актёр подружился. Совет Быкова стал пророческим для Янковского и запал ему в память: "Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм. Звать будут многие театры - и московские и ленинградские" .

В роли Некрасова Янковский научился молчать и научился смотреть. Валерий Фрид, один из авторов сценария, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова, которого играл Янковский, так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички.

После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Олег Иванович стал получать серьёзные роли, как классического («Стакан воды» - Мешем, «Таланты и поклонники» - Мелузов, «Идиот» - Мышкин), так и современного репертуара («Человек со стороны» - Чешков).

В 1972 году Олег Янковский сыграл в фильме «Гонщики» Игоря Масленникова. Фильм был снят как реклама экспортного варианта автомашины «Москвич-412». Как и в первых двух его фильмах, у Янковского был великолепный партнёр Евгений Леонов. Они были двумя раллистами: Леонов играл умудрённого опытом Ивана Кукушкина, а Янковский - молодого, удачливого красавца Николая Сергачёва. В салоне машины они фактически прожили несколько месяцев, выезжая на съёмки в Абхазию, Прибалтику, Финляндию. Янковский преклонялся перед Леоновым. Леонов тоже приметил «саратовского самородка». Именно Леонов порекомендовал вновь назначенному главному режиссёру Ленкома Марку Захарову присмотреться к Янковскому. Марк Захаров специально съездил в Саратов (как он описывает этот эпизод в своей книге "Театр без вранья") и посмотрел спектакли «Идиот» и «Таланты и поклонники» с участием Олега Янковского (в августе 1973 года Саратовский академический театр драмы гастролировал на сцене Большого драматического театра имени М. Горького).

После успешных гастролей в Ленинграде Олегу стали поступать предложения играть в различных московских и ленинградских театрах, но он ждал предложения от Марка Захарова. На встречу с Олегом Марк Захаров не пришёл, что не обескуражило молодого актёра, который сам позвонил режиссёру и напомнил о встрече. В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком) и начал репетировать там главную роль - Горяева, молодого секретаря парторганизации на стройке гигантского автозавода в «молодёжно-музыкальном» спектакле «Автоград XXI», первой постановке Марка Захарова в качестве главного режиссёра этого театра. Пьеса была написана им в содружестве с Юрием Визбором. Спектакль недолго просуществовал в репертуаре, был прохладно принят критиками, но актёр вспоминал о нём с добрым чувством, как «совместный с Захаровым дебют в Ленкоме». Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын... Но профессионально я не чувствовал никаких опасений» .

В кино в эти годы Олег Янковский создаёт много интересных образов: бескомпромиссного парторга Соломахина в «Премии» по пьесе Александра Гельмана и весёлого схолара Франциска Скорину («Я, Франциск Скорина»), следователя Воронцова («Длинное, длинное дело») и декабриста Рылеева в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», полярника («72 градуса ниже нуля») и спецкора столичной газеты («Жди меня, Анна»).

Заметной работой Олега Янковского середины 1970-х годов стала роль Отца в фильме «Зеркало». Актёр попал в фильм благодаря своему сходству с Арсением Тарковским, отцом режиссёра. Для Янковского роль Отца была расширена. Также в фильме сыграл маленький Филипп, сын Олега Янковского (он играл самого Андрея Тарковского в детстве). Тарковский мечтал экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Гамлет» и предложил роль Гамлета Олегу Янковскому, но снять фильм Тарковскому не дали. И тогда он решил поставить эту пьесу на подмостках сцены. Олег Янковский принёс эту пьесу в Ленком, уговорил Марка Захарова, ждал два года, но за пять дней до начала репетиций (премьера состоялась в 1977 году) Тарковский сказал: «Ты, Олег, герой романтический, твоя роль - Лаэрт, а Толя Солоницын сыграет Гамлета» . Янковский обиженно отказался от участия в спектакле. Это охладило отношения между режиссёром и актёром.

В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе . Руководству «Мосфильма» понадобилась картина, которая могла бы подойти для показа в новогоднюю ночь. Это должна была быть лёгкая, милая комедия. Снять её предложили Марку Захарову, театральному режиссёру, на счету которого была только одна картина - «12 стульев», снятая для телевидения и признанная неудачной.

Существовала черно-белая экранизация сказки Шварца, которую снял в 1964 году Эраст Гарин. Несмотря на то, что в роли Медведя был признанный секс-символ Олег Видов, а в роли Короля - сам Гарин, фильм был забыт. Марку Захарову не нравилась эта пьеса, он считал её легковесной, не видел в ней философского подтекста. Но, решив по-своему изложить эту историю, он всё-таки согласился. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Его легко утвердил худсовет, памятуя об его большом послужном списке в кино. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации. Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать» . Съёмки были приостановлены. И начались только после того, как актёр вышел из больницы.

Марк Захаров вспоминал, как Янковский помогал ему своим киноопытом на съёмочной площадке. И на этот раз фильм получился. Медведя сыграл совсем юный , а Принцессу, которая влюбилась в него - Евгения Симонова. А виновным во всей этой истории был Волшебник - Олег Янковский. Марк Захаров противопоставлял Волшебника всем остальным персонажам своего мира. Он единственная фигура с философским характером. Остальные - или лирические, или сатирические. Он - главное лицо, и именно он поведал мораль этой сказки: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны».

Олег Янковский в фильме "Обыкновенное чудо"

Волшебник Олега Янковского не потерялся на фоне мужественного обаяния Медведя-Абдулова, фееричной гротескности Короля-Леонова и нежного очарования Принцессы-Симоновой. Несмотря на то, что средств для создания его образа режиссёр отпустил Янковскому меньше, скупыми красками он сумел показать сущность Творца - он обладал способностью творить чудеса, но при этом был вполне реальным человеком - эгоистичным, властным, подчас жестоким, и в то же время мудрым. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона. Благодаря оглушительному успеху «Обыкновенного чуда» режиссёр наконец смог доказать, что он «не случайный человек в кинематографе».

В 1978 году Олег Янковский сыграл следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». «Красивый человек в белом костюме», как написал об этом Марк Захаров. Эту роль Олег Янковский посвятил своей маме, Марине Ивановне. Фильм был плохо принят критикой из-за вольного обращения с первоисточником, но имел оглушительный успех у зрителей (особенно зрительниц), а Янковский после фильма стал, что называется, «секс-символом». В киноконцертах, которые так любили показывать на нашем телеэкране в советское время, сцена, где Камышев - Олег Янковский кружит на руках Оленьку - Галину Беляеву под звуки гениального вальса Евгения Доги, была обязательной.

Олег Янковский в фильме "Мой ласковый и нежный зверь"

Также в 1978 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова. Это был смелый эксперимент - Олег Янковский сыграл не просто Ленина, но Ленина без грима, без привычной картавости вождя, сыграл его не бронзовым памятником, а обычным человеком, больным, уставшим, мучающимся от того, что ему мало осталось. Даже те, кто не принял спектакль, восхищались работой Янковского, который смог отойти от традиционного отображения Ленина. Актёр играл не реального Ленина, а его романтическое представление в умах людей, не того человека, каким он был, а каким его хотели видеть.

В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен» , в основу которого легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый», изначально написанная для театра Советской армии. В этом спектакле главные роли исполняли Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, было бы логично пригласить их в фильм, но Марк Захаров видел в образе Мюнхгаузена только Олега Янковского, несмотря на то, что это было в определённом смысле смелое решение.

Как вспоминал потом Горин - «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии». Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо - это ещё не признак ума, господа» . В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо - это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.

31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена. В исполнении Олега Янковского Мюнхгаузен предстал вовсе не тем бароном-вралём, который знаком по книге Эриха Распе и каноническим иллюстрациям Гюстава Доре. Это притча о мужестве человека, который способен остаться самим собой, не пасуя перед лицемерами и ханжами. Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров.

Олег Янковский в фильме "Тот самый Мюнхгаузен"

В 1981 году Олег Янковский сыграл роль Джека Степлтона в фильме "Приключения Шерлока Холмса".

В 1982 году Олег Янковский сыграл главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию» . Янковский попал в этот фильм благодаря Евгении Глушенко, которая была уже утверждена на главную роль Веры. Глушенко уговорила режиссёра Сергея Микаэляна прекратить поиски главного героя и пригласить Янковского: «Только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!» . Сергей Микаэлян согласился, несмотря на то, что главному герою фильма по сюжету 27 лет, а Олегу Янковскому было уже 38, и уже не видел другого актёра в этой роли. Когда Ленком должен был уехать на съёмки в Среднюю Азию, Микаэлян настоял, чтобы всю киногруппу отправили вслед за Янковским. Фильм посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Олег Янковский был признан лучшим актёром года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Также в 1982 году Олег Янковский снялся в фильме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Сценарий был написан Виктором Мережко специально для , но когда Роман Балаян случайно увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила его игра, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берём Янковского». Балаян вспоминал об этом: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещё что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах» .

Виктор Мережко позвонил актёру и предложил ему главную роль, но Янковский, узнав, что фильм будет снимать неизвестный ему режиссёр на киностудии имени Довженко, отказался. Но потом, случайно выяснив детали сюжета от самого Никиты Михалкова, Олег Янковский согласился. Этот фильм стал началом плодотворного сотрудничества актёра с режиссёром Романом Балаяном. Роман Балаян охарактеризовал главного героя фильма так: «Герой в сюжете и такой, и сякой. Вот тебе и не нравится, вот он хороший, вот он почти негодяй, вот он опять замечательный, вот он комикует, вот он плачет. В одном фильме артисту было предоставлено сыграть всё». За роль в фильме «Полёты во сне и наяву» Олег Янковский был удостоен Государственной премии СССР. В 1980-х Роман Балаян снял с Олегом Янковским фильмы «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Филёр» (1987).

Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть любимый актёр Андрея Тарковского, его друг и протагонист его фильмов - Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил главную роль Олегу Янковскому. Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Героем «Ностальгии» вначале должен был быть русский крепостной композитор (прототипом которого служил Дмитрий Бортнянский), отправленный на учёбу в Италию. Но по сценарию главным персонажем фильма стал современный писатель Андрей Горчаков. Он приезжает в Италию, чтобы найти материалы о крепостном графа Шереметева, композиторе XVIII века, Сосновском.

Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили - без знания языка, без денег. Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаяньи, и тут явился наконец Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».

Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на Гран-при. Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Руководство Госкино, особенно председатель Госкино СССР Ф. Т. Ермаш, требовало, чтобы Тарковский вернулся в страну. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.

В 1983 году Марк Захаров поставил на сцене Ленкома пьесу Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Олег Янковский сыграл в этом спектакле царского офицера капитана Беринга - роль, которая продемонстрировала его фактурную аристократичность и его умение выразительно молчать.

В 1986 году Олег Янковский сыграл роль Гамлета в постановке Глеба Панфилова в Ленкоме. Это была первая работа кинорежиссёра в театре. Спектакль недолго продержался в репертуаре и был недооценён критиками. Они не приняли трактовку знаменитой пьесы Шекспира режиссёром-дебютантом в театре. Самую большую неприязнь вызвала роль Гамлета в исполнении Олега Янковского. Актёр играл не духовные искания, а конечный результат. Это не был безумец и не человек, притворяющийся безумцем, это был холодный, трезво мыслящий человек.

Несмотря на то, что Олег Янковский от спектакля к спектаклю всё лучше и лучше понимал свою роль, спектакль был снят с репертуара, и актёр считал, что эта роль была его неудачей.

Зато роль Василия Позднышева в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого), снятого в том же 1986 году, Олег Янковский считал своей удачей. Актёр был утверждён без проб на эту роль. Янковскому было физически тяжело играть. Большую часть фильма занимал монолог главного героя, убившего свою жену. Актёру приходилось учить огромный текст и ни на йоту не отходить от первоисточника. Жена режиссёра стояла рядом с томиком Толстого и следила, «чтобы произнесён был каждый слог и каждый предлог». За роль Позднышева Олег Янковский в 1989 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1980-х годах Олег Янковский снялся ещё в двух фильмах Марка Захарова - в 1982 году в фильме «Дом, который построил Свифт» и в 1988 году - в фильме «Убить дракона». У обеих картин была непростая судьба. Фильм «Дом, который построил Свифт» цензура долго не выпускала на телеэкран из-за сложного «эзопового языка» пьесы Григория Горина. Хотя на этот раз драматург остался доволен работой Олега Янковского, в отличие от сложностей с озвучанием фильма «Тот самый Мюнхгаузен», и с долей иронии отмечал: «Зато в следующем фильме, „Дом, который построил Свифт“, Олег работал безукоризненно... поскольку на протяжении почти всего фильма декан Свифт не разговаривал, а просто молча смотрел… Молча же смотреть на этот мир не может никто лучше Янковского» . Пьесу «Дракон» Е. Шварца Марк Захаров ставил ещё в студенческом театре МГУ, спектакль был сыгран всего несколько раз и потом закрыт. Но на исходе «перестройки» пьесу удалось наконец перенести на телеэкран. Олег Янковский сыграл в фильме Дракона, который держит в страхе весь город. В город прибывает странствующий рыцарь Ланцелот, который хочет освободить жителей от его господства. Но люди так привыкли к тирану, что чинят всяческие препятствия освободителю. Критики обвиняли Марка Захарова в конъюнктурности, потому что на этот раз параллели с современностью лежали на поверхности и были легко узнаваемы.

В 1991 году Олег Янковский сыграл в фильме «Цареубийца» Карена Шахназарова - первом российском фильме о расстреле семьи бывшего российского императора Николая II. В том же году актёр был удостоен национальной премии «Ника» за лучшие мужские роли в «Цареубийце» и «Паспорте».

В начале 1990-х «в стране всё рухнуло, кинопроизводство в том числе», - вспоминал Олег Янковский. По приглашению режиссёра Клода Режи Янковский на полгода уехал во Францию, где участвовал в международном театральном проекте. Он вспоминал, как Марк Захаров пришёл к нему в гримёрку, сел и грустно спросил его: «Олег, ты что, насовсем, да?».

Работая во Франции, Олег Янковский узнал, что стал народным артистом СССР. Его фамилия стояла последней в последнем списке. У него это вызвало иронию. Он шутил, что после введения этого звания в Советском Союзе первым его получил : «с кого начали и кем закончили» .

Весной 1992 года Олег Янковский вернулся в страну и не узнал её: "Я ехал по центру родного города и испытывал чувство, будто попал на чужую планету. Больше всего поразили барахолки у Большого театра и «Детского мира». Примерно в то же время в Москве открыли гостиницу «Савой», и бьющая в глаза роскошь на фоне костров на улице, людей, с рук торгующих шмотками, казалась жуткой нелепицей, сюрреализмом" .

За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырёхсот в год - в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии.

В это время Олег Янковский тоже много снимался, но некоторые картины с его участием так и не были завершены. Сергей Соловьёв не смог доснять фильм «Иван Тургенев. Метафизика любви», где Олег Янковский играл Ивана Тургенева, а Татьяна Друбич - Полину Виардо. Режиссёр Семён Аранович умер, так и не завершив свой фильм «Агнец божий», где Олег Янковский сыграл полковника НКВД. Съёмки запущенного в производство в 1993 году многосерийного фильма Сергея Соловьёва «Анна Каренина» из-за финансовых проблем затянулись на 16 лет.

В 1993 году Олег Янковский стал президентом Открытого Российского кинофестиваля в Сочи ОРКФ «Кинотавр».

Олег Янковский сыграл также в картинах у Романа Балаяна в фильме «Первая любовь», у Игоря Масленникова в фильме «Тьма», в «Ревизоре» (экранизация произведения Н. В. Гоголя), экранизации повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Он снимался у британского режиссёра Энтони Уоллера в фильме «Немой свидетель», во Франции в фильме «Мадо, до востребования» у Александра Адабашьяна и в Греции в фильме «Терра инкогнита».

В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный фильм «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» и сыграл в нём главного героя, Игоря - «нового русского», который по ошибке попал к «старым русским» - старой деве, ухаживающей за умирающей матерью. Олег Янковский говорил об этой работе: "Это была «проба пера». В потоке чудовищно-чёрного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино" .

В 2001 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Шут Балакирев» по последней пьесе Григория Горина. Драматург умер, не дописав второй акт пьесы, поэтому Марку Захарову пришлось больше года сводить отдельные диалоги второго акта в единое целое, что по отзывам критиков получилось не очень хорошо. Олег Янковский сыграл в этом спектакле Петра Великого. Несмотря на неоднозначные оценки постановки критики отмечали прекрасную игру Олега Янковского, называя эту работу одной из лучших его ролей этих лет. За эту роль Олег Янковский был удостоен Государственной премии РФ, театральной премии имени К. С. Станиславского, премии «Кумир» и был номинирован на театральную премию «Золотая маска».

В 2002 году Олег Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». За работу в фильме Олег Янковский был удостоен приза за лучшую мужскую роль XIII открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» и приза гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой Овен».

В 2004 году известный эстонский режиссёр Эльмо Нюганен поставил в Ленкоме спектакль «Tout payé, или Всё оплачено» по популярной пьесе французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар платит». Олег Янковский, ранее принципиально не принимавший участия в антрепризах, на этот раз согласился сыграть в спектакле, потому что ему понравилась пьеса. Он сыграл главного героя - месье Амилькара, одинокого и потерявшего веру в жизнь человека, который за деньги нанимает людей, чтобы они изображали для него близких - старого друга, дочь и жену. Жену изображает актриса-неудачница, дочь - проститутка, старого друга - бедный художник. Когда в конце пьесы выясняется, что месье Амилькар вовсе не богач, а только клерк, ограбивший свой банк, все уже успевают привязаться к нему по-настоящему. Пьеса была осовременена, мрачный финал заменён на хеппи-энд. Олег Янковский выступал также режиссёром этого спектакля.

В 2006 году на телеэкраны вышел сериал «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, за который писатель получил Нобелевскую премию. Авторы фильма поставили в титрах слова «по мотивам», потому что сериал сильно отошёл от первоисточника. Это касалось и отображения адвоката Виктора Иполлитовича Комаровского, персонажа, которого сыграл Олег Янковский. В романе Комаровский описан лишь чёрной краской, но Олегу Янковскому не хотелось играть этого персонажа также поверхностно, как это делали актёры в других экранизациях романа. Он играет яркую личность, человека, который всегда будет в центре внимания в любое время.

Олег Янковский в сериале "Доктор Живаго"

Олега Янковского обвиняли в том, что он дал согласие сниматься в сериале, хотя обещал никогда не участвовать в подобных проектах. Но актёр считал «Доктора Живаго» телевизионным фильмом, снятым по законам кино. «Я дал согласие сниматься, потому что мне импонировали личности сценариста Юрия Арабова и режиссёра Александра Прошкина. Эти люди всегда работали честно» , - говорил актёр. Сериал снимался по заказу телеканала НТВ, но канал по каким-то причинам не сразу выпустил его на экран, чем не преминули воспользоваться «пираты», благодаря которым фильм вышел до премьеры на НТВ в плохом качестве на DVD. Затем НТВ всё же выпустил сериал на экран, но заполонил рекламой, на каждую серию приходилось до 40% рекламы, что оттолкнуло зрителей. Показ сериала в России, в отличие от показа в Белоруссии, имел низкий рейтинг и был объявлен провальным. Многие критики не приняли трактовку романа, но отмечали блестящую игру Олега Янковского. За свою роль в этом сериале Олег Янковский был удостоен приза «Золотой орёл» и премии Российской академии телевидения ТЭФИ.

В 2009 году режиссёр Сергей Соловьёв смог завершить свою картину «Анна Каренина». В начале 1990-х картина попала под секвестирование государственного бюджета. Хотя уже были подобраны все актёры и сшиты костюмы, финансирование проекта было приостановлено. Режиссёр признавался: если бы ему были выделены деньги для работы над картиной, на съёмки любых других фильмов денег бы уже не нашлось. Картина попала под консервацию. Как только появлялись деньги, Соловьёв возвращался к съёмкам. В 1998 году экономический кризис вновь заставил остановить работу над картиной. За время съёмок от лейкемии умерла Ирина Метлицкая, которая вначале была утверждена на роль Анны Карениной. Её роль перешла к Татьяне Друбич. Актёры становились старше, но, по словам режиссёра, для Олега Янковского это стало благом, потому что в его глазах появилась «та жизненная горечь», которая была нужна ему для роли Каренина. Соловьёв много времени уделил именно Каренину, сам фильм идёт от его лица, это история человека, искренне любившего женщину, с которой его развела судьба.

В 2008 году Олег Янковский сыграл митрополита Филиппа в фильме Павла Лунгина «Царь». В центре повествования - конфликт между Иваном Грозным и игуменом Соловецкого монастыря Филиппом, другом детства царя, вызванным Иваном Грозным в Москву и возведённым в сан митрополита. Филипп соглашается стать митрополитом в надежде остановить опричнину и убедить царя следовать христианским добродетелям. По словам режиссёра, он выразил в фильме своё восхищение поступком святителя, который «сам пошел на жертву, пытаясь остановить немыслимое кровопролитие».

Лунгин долго не мог найти исполнителя, который смог бы справиться со сложной ролью митрополита. По словам , именно он посоветовал Лунгину взять Янковского на эту роль, которая стала для актёра последней в кино. Когда режиссёру задали вопрос, почему он взял именно Олега Янковского, он ответил: «Потому что лучше актёра у нас сейчас нет». Для этой роли был специально изготовлен нательный крест - точная копия того, который носил митрополит Филипп. В конце съёмок Олег Янковский попросил Охлобыстина освятить этот крест.

Фильм был показан на Каннском фестивале за три дня до смерти актёра.

Рабочее название фильма «Иван Грозный и митрополит Филипп» было заменено на короткое «Царь» и с именно таким названием картина открывала 31-й ММКФ. 13 октября в Государственной Думе прошёл закрытый просмотр фильма и вызвал бурную дискуссию среди депутатов и представителей РПЦ.

Фильм вышел в широкий прокат 4 ноября и за два дня собрал 25 миллионов рублей, став претендентом на звание самого успешного кинопроекта года. Картина вызвала недовольство критиков из-за вольного обращения режиссёра с историческими фактами, но их большая часть отмечала безупречную игру Олега Янковского.

Последней работой Олега Янковского в театре стала роль моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по Н. В. Гоголю, поставленного Марком Захаровым на сцене Ленкома. 18 февраля 2009 года актёр в последний раз вышел в этой роли на сцену.

Янковский был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президентом благотворительного фонда имени Евгения Леонова (1996-2009).

В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован в отделение неотложной кардиологии одной из столичных клиник. Врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца и назначили медикаментозный курс лечения. В клинике актёр признался, что боли беспокоят его уже несколько месяцев, но он не придавал этому значения. Несмотря на плохое самочувствие Олега Янковского, в Ленкоме прошёл спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актёр мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства, стабилизирующие работу сердца.

Выйдя из клиники, актёр вернулся к прежнему образу жизни, и только в конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. После того, как появились серьёзные симптомы заболевания, врачи назначили биопсию, и диагноз подтвердил самые худшие опасения - болезнь (рак поджелудочной железы) была выявлена на поздней стадии. В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву. В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 Олег Янковский сыграл свой последний спектакль («Женитьба»).

В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник.

Президент Российской Федерации направил родственникам О. И. Янковского телеграмму соболезнования. Среди тех, кто направил семье и близким Олега Ивановича Янковского свои соболезнования, были его коллеги по актёрской профессии, друзья, те, кто знал его и любил его творчество. 22 мая 2009 года в московском театре «Ленком» прошла церемония прощания, отдать дань памяти Олегу Янковскому пришли тысячи людей.

Олег Янковский - интервью

Рост Олега Янковского: 182 сантиметра.

Семья и личная жизнь Олега Янковского:

Вдова - актриса, заслуженная артистка России , бракосочетание состоялось во время обучения Олега Янковского на втором курсе театрального училища.

Племянник - Игорь Янковский - актёр кино.

Фильмография Олега Янковского:

1968 - - Генрих Шварцкопф
1968 - Служили два товарища - Андрей Некрасов
1969 - Жди меня, Анна - Сергей Новиков
1969 - Я, Франциск Скорина - Франциск Скорина
1970 - О любви - Андрей, друг Николая
1970 - Расплата - Алексей Платов
1970 - Сохранившие огонь - Семён
1970 - Белая земля - Франц Риттер
1972 - Гонщики - Николай Сергачёв
1974 - Нечаянные радости - Лёша Канин (фильм не закончен, пленка смыта; в дальнейшем был переснят Никитой Михалковым под названием «Раба любви»)
1974 - Гнев - Леонте Чеботару
1974 - Зеркало - Александр, отец
1974 - Под каменным небом - Яшка, шофёр-одессит
1974 - Премия - Лев Алексеевич Соломахин, секретарь парткома
1974 - Сержант милиции - «Князь»
1974 - Пир во время чумы (телеспектакль) - Священник
1975 - Доверие - Георгий Пятаков
1975 - Звезда пленительного счастья - Кондратий Рылеев
1975 - Мой дом - театр - Дмитрий Андреевич Горев, провинциальный трагик
1975 - Полковник в отставке - Алексей, сын полковника
1975 - Чужие письма - Женя Пряхин
1976 - Семьдесят два градуса ниже нуля - Сергей Попов, штурман
1976 - Длинное, длинное дело… - Владимир Воронцов, следователь
1976 - Сентиментальный роман - Илья Городецкий
1976 - Сладкая женщина - Тихон Дмитриевич Соколов
1976 - Слово для защиты - Руслан Шевернёв
1977 - Обратная связь - Леонид Александрович Сакулин
1978 - Мой ласковый и нежный зверь - Сергей Петрович Камышев
1978 - Обыкновенное чудо - Хозяин, волшебник
1978 - Поворот - Виктор Веденеев
1978 - Парень из нашего города (телеспектакль) - Аркадий Бурмин
1979 - Тот самый Мюнхгаузен (телефильм) - Мюнхгаузен
1979 - Открытая книга (многосерийный телефильм) - Раевский, издатель писем профессора Лебедева
1981 - Мы, нижеподписавшиеся (телефильм) - Геннадий Михайлович Семёнов, член комиссии
1981 - Повести Белкина. Выстрел (телеспектакль) - Граф
1981 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (телефильм) - Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль
1981 - Шляпа - Дмитрий Денисов
1982 - Ностальгия - Андрей Горчаков, русский писатель
1982 - Влюблён по собственному желанию - Игорь Брагин
1982 - Дом, который построил Свифт (телефильм) - Джонатан Свифт, декан
1982 - Полёты во сне и наяву - Сергей Иванович Макаров
1982 - Попечители (телеспектакль) - Вадим Григорьевич Дульчин (По пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»)
1983 - Поцелуй - Михаил Рябович, штабс-капитан
1983 - Вечера на хуторе близ Диканьки - Повествователь
1984 - Два гусара - Фёдор Иванович Турбин, граф
1986 - Храни меня, мой талисман - Алексей
1987 - Крейцерова соната - Василий Позднышев
1987 - Филёр - Воробьёв
1988 - Убить дракона - Дракон
1989 - Мой двадцатый век (Az én XX. századom) - Z.
1990 - Мадо, до востребования - Жан-Мари, режиссёр
1990 - Паспорт - Боря, эмигрант из СССР
1991 - Цареубийца - Смирнов, психиатр / Николай II
1992 - Сны о России - Кирилл Лаксман, академик Петербургской АН
1992 - Тьма - Террорист
1993 - Я - Иван, ты - Абрам - Граф
1994 - Немой свидетель - Ларсен
1994 - Метафизика любви - Тургенев (Фильм не был завершён, консервация)
1994 - Agnus Dei. Агнец божий - Полковник НКВД (Фильм не был завершён из-за смерти режиссёра)
1995 - Первая любовь - Отец
1995 - Крестоносец - камео
1995 - Роковые яйца - Владимир Ипатьевич Персиков, профессор
1995 - Терра инкогнита - Оди Атрагон, писатель
1996 - Ревизор - Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья
1997 - Шизофрения - камео
1997 - Алиса - Кутц
1998 - Райское яблочко - Жора, культработник
1999 - Китайскій сервизъ - Дмитрий Петрович Строганов, граф
2000 - Бременские музыканты & Co - Трубадур-старший
2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе (телефильм) - Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль
2000 - Приходи на меня посмотреть (телефильм) - Игорь
2000 - Человек, который плакал - Абрамович
2000 - Прокрустово ложе - Джордж Ладима
2001 - Поллианна - Мистер Пендлтон
2002 - Любовник - Дмитрий Чарышев
2003 - Бедный, бедный Павел - Пётр Пален, граф
2006 - Доктор Живаго (телесериал) - Виктор Комаровский
2006 - Живая рыба (Фильм не был завершён)
2006 - Влюблён по собственному желанию 2
2007 - Лузер - камео
2008 - Райские птицы - Николаша
2008 - Без вины виноватые - Григорий Львович Муров
2008 - Стиляги - Брусницын-старший, отец Фрэда
2009 - Анна Каренина - Алексей Александрович Каренин
2009 - Царь - Митрополит Филипп (Колычёв).

Режиссёрская работа Олега Янковского : 2000 - Приходи на меня посмотреть (совместно с Михаилом Аграновичем).

Детство

Актер появился на свет в дворянской семье. Его папа был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка и происходил из польских дворян. Иван Павлович близко знал Тухачевского, но за такое знакомство поплатился. Отца Янковского по сфабрикованному обвинению арестовали и отправили в сталинские лагеря. Мама актера опасалась ареста и уничтожила все семейные архивы. Не уцелела даже дворянская грамота и Георгиевский крест Янковского-старшего.

Детство Олег Янковский провел в Джезказгане. Как и все мальчишки, он гонял футбольный мяч с дворовыми друзьями и очень стеснялся аристократичной бабушки, которая ходила с элегантной прической, брошкой на кофточке и с пенсне.

Семья, состоятельная когда-то, жила впроголодь. Мама стала бухгалтером и содержала всю семью, в которой росло трое сыновей – Олег, Николай и Ростислав. Все жили в 14-метровой комнате. Дети же ходили в обносках.

Однако семья Янковских сохранила богатую библиотеку, говорила на иностранных языках, читала взахлеб, а по вечерам принимала гостей – ссыльную интеллигенцию.

Театральный дебют

Семья Янковских со временем перебралась в город Саратов. В молодости мама Янковского грезила балетом, но родители даже думать запретили о пачках. Тягу к сцене Марина Ивановна смогла передать своим сыновьям.

Старший сын окончил театральное училище в Саратове и стал играть в Русском театре в Минске. Позже он забрал к себе 14-летнего Олега, чтобы снять с мамы хоть часть материальных проблем. В Минске Олег Янковский и дебютировал на сцене. Тогда надо было заменить заболевшего исполнителя одной эпизодической роли.

Но такой ответственности Олег не придал значение. Он в этом возрасте видел себя футбольным нападающим или вратарем. А однажды даже проспал свой выход на сцену. После этого брат Ростислав запретил Янковскому-младшему даже приближаться к футбольному полю.

Как только появилась возможность, Олег вернулся к матери в Саратов. Он уже оканчивал школу, и необходимо было выбрать себе будущую профессию. Янковский выбрал медицинский институт. Но что-то неведомое опять отправило Олега на сцену.

Он увидел объявление о наборе в театральное училище, вспомнил минский опыт и решил рискнуть. Но очень разочаровался, когда узнал, что экзамены окончены. Янковский пошел к директору узнать об условиях зачисления, не успел объяснить ему ситуацию, как тот заявил, что Олег принят. Так решилась его судьба.

Однако осенью такая странная ситуация прояснилась. Оказывается средний брат Николай грезил театром. Он уже работал сталеваром на заводе, но мечты о сцене не давали ему покоя. Он пришел поступать в театральный, не сказав родственникам. Но когда узнал, что вместо него случайно приняли Олега – просто промолчал.

Встреча с Людмилой Зориной

Мама воспитала в Янковских преданность семье. «Если решил жениться, то уж на всю жизнь», - говорила Марина Ивановна.

Документальный фильм, посвященный Олегу Янковскому

Будучи второкурсником, Олег Янковский встретился с Людмилой Зориной, которая была годом старше. Девушка была талантливой, красивой и очень заметной. За хорошую учебу, однажды, и Олега и Людмилу наградили поездкой в Москву. Тогда они не знали, что их судьба именно в столице.

После театрального Людмила Зорина пошла работать в Саратовский драматический театр. В 1967 году туда пришел и Янковский, не без помощи своей подруги. И вскоре Олег и Людмила поженились. Тем временем, театральная карьера Янковского складывалась не так удачно, как у его супруги. На Людмилу приходил смотреть весь город и говорил: «Смотрите, вот муж самой Зориной». Но позже все изменилось, благодаря случаю.

Дебют в кино

Как-то на гастролях Саратовского театра Янковский пошел обедать в гостиничный ресторан. А за соседним столиком сидели Владимир Басов со своей супругой Валентиной Титовой и членами съемочной группы фильма «Щит и меч». Они обсуждали, где взять артиста на роль Генриха Шварцкопфа. И тут Титова кивнула на Янковского со словами «Смотри, вот сидит типичный арийский молодой человек, но он наверное филолог или физик». Уточнить так ли это на самом деле не поленился один из ассистентов.

Почти сразу Янковскому досталась роль красноармейца Андрея Некрасова в картине «Служили два товарища» Евгения Карелова. Кстати, Олегу сначала хотели отдать роль белого офицера Бруснецова, но режиссер решил иначе. Бруснецова сыграл Владимир Высоцкий.

Театр

Популярность буквально свалилась на голову Янковского после выхода картин «Служили два товарища» и «Щит и меч». Изменилось его положение в театре. На актера обратили внимание и стали давать серьезные роли современного репертуара («Человек со стороны») и классического («Таланты и поклонники» и «Стакан воды»). Но самая выдающаяся роль – князь Мышкин в постановке «Идиот».

Интервью с Олегом Янковским

В 1973 году Олег Янковский отправился работать в Московский театр Ленинского комсомола. А вот его супруга ради него пожертвовала карьерой и с головой ушла в семью.

На новом месте Олег Янковский сразу стал ведущим актером. Лучшие его работы того времени: «Парень из нашего города», «Автоград-XXI», «Революционный этюд», «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Варвар и еретик», «Гамлет» и «Чайка».

70-е

Кинорежиссеры заметили талантливого актера и стали предлагать работу. На съемках фильма «Гонщики» в 1972 году Янковский попал в аварию: машина с актером и оператором перевернулась и полетела кувырком. Оператора выбросило, а на Янковском сгорела куртка. Сам актер даже царапин не заработал.

Самая заметная работа Олега в 70-х – отец в картине «Зеркало» Андрея Тарковского. Туда актер попал совершенно случайно, поскольку имел сходство с папой режиссера.

Чуть позже, в 1983 году Тарковский опять позвал Янковского – в драму «Ностальгия».

Кстати, в 70-е актер много снимался. Он получал разноплановые роли: в «Премии», «Обратной связи», «Звезде пленительного счастья», «Чужих письмах», «Сладкой женщине», «Повороте», «Слове для защиты».

Тандем с Марком Захаровым

Первой совместной работой Марка Захарова и Олега Янковского стала картина «Обыкновенное чудо» в 1978 году. Волшебника актер сыграл очень искрометно и тонко. Фильм и сейчас пользуется популярностью у зрителей. Через год последовала роль в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Но этой работы Янковский едва не лишился. Сценарист никак не хотел видеть в Олеге чудака.

В 1983 году была работа в сатирической комедии «Дом, который построил Свифт». Картина была не такой удачной, как предыдущие. Он был похож на «Чудо» и «Мюнхгаузена», но смотрелся не с таким интересом. Зато интереснее стал герой Янковского в притче «Убить Дракона» в 1989 году.

80-е и 90-е

На это время приходится расцвет творчества Олега Янковского как актера. Он играет не только у Захарова, но и у других режиссеров. Его копилка пополнилась фильмами Романа Балаяна: «Полеты во сне и наяву» в 1983 году, «Поцелуй» в том же году, «Храни меня, мой талисман» в 1987 году, «Филер» в 1988 году. А так же драме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой в 1981 году и мелодраме «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна в 1982 году.

В начале 90-х годов прошлого века Янковскому достаются яркие и разные роли: в картине «Паспорт» Георгия Данелии и драме «Цареубийца» Карена Шахназарова .


В это время актер принципиально перестал сниматься, поскольку настоящих профессионалов начали отодвигать в сторону – всех волновал финансовый вопрос и картины штамповали по 400 штук в год. А Янковский на плохие фильмы не соглашался.

Поэтому Олег уехал на полгода в Париж по приглашению Клода Режи. Он очень напряженно работал в международном театральном проекте. И именно во Франции актер узнал, что получил звание народного артиста СССР – за неделю до развала Советского Союза.

Затем было очень мало ролей в фильмах: самые интересные - «Роковые яйца» в 1995 году, «Первая любовь» тогда же и «Ревизор» спустя год. Но особого удовлетворения от этих работ актер не испытывал. С 1993 года он возглавил сочинский «Кинотавр».

Последние работы

Олег Янковский снял свою первую картину «Приходи на меня посмотреть» в 2000 году и сыграл в ней главную роль. Это рождественская сказка хоть и с банальным сюжетом, но была тепло встречена зрителями.

Спустя два года актер снялся в «Любовнике» Валерия Тодоровского. Роль стала одной из лучших за последние несколько лет. Впрочем, сам Янковский признавался, что картина ему очень дорога. Эта роль принесла Олегу приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре» и приз «Золотой овен-2002».

Последней работой актера оказалась роль митрополита Московского Филиппа в фильме «Царь». Ее выхода Олег Янковский не дождался.


Личная жизнь Олега Янковского

Олег Иванович всегда считал, что самой большой удачей в его жизни была семья. Он всю жизнь прожил с женой Людмилой и воспитал сына Филиппа . И если бы его попросили выбрать семью или карьеру – он бы не задумываясь, отдал предпочтение первому.

Сын Филипп и его супруга Оксана Фандера подарили Олегу Ивановичу двоих внуков – Елизавету и Ивана . Оба они стали продолжателем актерской династии Янковских.

Смерть

В 2008 году у Олега Янковского начались проблемы со здоровьем. Актер обратился за помощью в московскую клинику, куда пожаловался на плохое самочувствие. Обследование сначала показало ишемическую болезнь сердца и после курса лечения Олега Ивановича отпустили домой. Но боли вернулись и накануне 2009 года актера госпитализировали. Ему поставили страшный диагноз: рак поджелудочной железы на поздней стадии.

Олег Янковский до последнего старался справиться с недугом и проходил курсы химиотерапии. В канун своего 65-летия он вышел на сцену «Ленкома» в постановке «Женитьба». В конце апреля актеру стало хуже. Утром 20 мая 2009 года Олега Янковского не стало.

ВСЕ ФОТО

Выдающийся советский и российский актер Олег Янковский скончался в среду утром на 66-м году жизни в одной из московских клиник. В течение длительного времени Янковский страдал раком поджелудочной железы, и врачам не удалось спасти его.

Церемония прощания с народным артистом состоится в пятницу, 22 мая, в театре "Ленком", где он служил многие годы, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на директора театра Марка Варшавера. По его словам, ориентировочно прощание начнется в 11:00. Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках.

Народный артист СССР Олег Янковский будет похоронен на Новодевичьем кладбище 22 мая, подтвердили "Интерфаксу" в дирекции "Ленкома", где служил актер.

Весь день в среду к театру приходят люди, у афиш растут горы цветов. В вестибюле размещен портрет Янковского, перед которым горят свечи. Актеры и зрители, пришедшие в театр "Ленком" вечером в среду на спектакль "Королевские игры", который был посвящен Янковскому, почтили его память минутой молчания. По окончании спектакля актер Леонид Броневой вышел на сцену и предложил всем проводить Янковского в последний путь, после чего весь зрительный зал встал.

В январе этого года народный артист СССР Олег Янковский проходил диагностическое обследование в Германии, после чего продолжил лечение в Москве. По состоянию здоровья знаменитый актер вынужден был отказаться от нескольких ролей в спектаклях "Ленкома". Однако в феврале Янковский вернулся на сцену. И в последнее время играл в единственном спектакле "Женитьба", где, впрочем, у него был дублер Дмитрий Певцов.

В последний раз Янковский попал в больницу в конце апреля и в крайне тяжелом состоянии - врачи обнаружили у него внутреннее кровотечение. Спасать 65-летнего актера были вызваны ведущие специалисты Москвы. В элитный медицинский центр, где лечился Янковский, был приглашен лучший гастроэнтеролог Москвы.

Тогда медикам удалось победить. Выписавшись, актер заявил, что готов снова выйти на сцену, однако в последний момент был вынужден отказаться играть в спектакле, сообщает Life.ru .

Актеры театра "Ленком" потрясены уходом из жизни Олега Янковского, сообщила в среду актриса театра Людмила Поргина. "Мы узнали о тяжелой болезни Олега в ноябре прошлого года, но все время надеялись на чудо", - сказала она.

Актриса отметила, что сцена помогала Янковскому и актер в какой-то момент пошел на поправку. "Буквально три недели назад он играл в спектакле "Женитьба" по пьесе Гоголя, и мы были буквально на седьмом небе от счастья", - сказала актриса.

"Сегодня утром мы узнали, что Олег Иванович скончался. Для нас это огромное потрясение и ужас", - отметила Поргина.

Она сообщила также, что расскажет о смерти Янковского своему супругу Николаю Караченцову, который проходит реабилитацию после тяжелейшей автомобильной аварии. "Правда, мне сначала нужно будет подготовить Николая. Для него весть о смерти Олега будет тяжелым ударом", - сказала Поргина.

Смерть Янковского стала "убийственным ударом" по театру "Ленком", где он служил, заявил в среду художественный руководитель и главный режиссер театра Марк Захаров. "Это убийственный удар по "Ленкому", это горе и трагедия, которую не знаю, как мы перенесем. Мы надеялись на выздоровление до последнего момента. Олег Иванович вел себя очень мужественно, играл спектакли, когда уже, наверное, нельзя было играть, и делал это изумительно. Он прощался со своей профессией и театром", - сказал Захаров.

Театру и кино Янковского подарили два случая

Янковский родился в 1944 году в казахском городке Джезказгане. Отец актера, Иван Павлович, происходил из польских дворян, был кадровым военным и близко знаком с Тухачевским. В конце 1930-х годов он с семьей был выслан в Казахстан, позже арестован и погиб в лагерях ГУЛАГа. Затем Янковские смогли уехать из Средней Азии, и Олег оказался в Саратове.

Его старший брат Ростислав, окончив саратовское театральное училище, в 1957 году уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). Через год забрал 14-летнего Олега к себе. В Минске Олег дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Однако в то время гораздо больше театра Олега волновал футбол, пишет сайт Peoples.ru .

После окончания школы Олег вернулся домой в Саратов и намеревался поступать в медицинский институт. Но тут произошел случай, который определил дальнейшую судьбу великого актера.

Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Однако экзамены к тому моменту давно закончились, и Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября.

Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега Ивановича — Николай Иванович - в тайне от семьи решил поступать и с успехом прошел все приемные туры. Искренне любящий брата Олега Николай не стал разлучать его со сценой. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

В 1965 году Янковский закончил Саратовское театральное училище. С 1965 года он стал актером Саратовского драматического театра. Поначалу в театре ему не доверяли серьезных ролей, однако произошел случай, благодаря которому Янковский попал в кино и вскоре стал известен.

Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Там же начинал съемки фильма "Щит и меч" Владимир Басов. Он искал юношу арийской внешности на роль Генриха Шварцкопфа. Однажды обедавший в кафе Янковский попался на глаза Басову. Так Олег Иванович был приглашен в свой первый фильм.

Затем были картины "Служили два товарища" Евгения Карелова, "Я, Франциск Скорина" Бориса Степанова, где Олег Иванович сыграл главную роль, "Гонщики" Игоря Масленникова и другие фильмы. На съемках фильма "Гонщики" Олега Янковского запомнил Евгений Леонов. В 1972 году Леонов перешел в "Ленком". Тогда еще молодому главному режиссеру театра Марку Захарову порекомендовал присмотреться к Янковскому именно Леонов.

В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешел в московский театр имени Ленинского комсомола ("Ленком").

В новом театре Янковский быстро стал ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд", "Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик", "Гамлет".

Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера: "Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре "Мосфильма". Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда "Мосфильм" был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. - "Можно вас?" - Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит - конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили - Филиппа. Семейное кино получилось" (цитировано по биографии Янковского на Rusactors.ru).

Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину - актер сыграл писателя Горчакова в драме "Ностальгия".

В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера ("Премия", 1974; "Обратная связь", 1978), декабриста Кондратия Рылеева ("Звезда пленительного счастья", 1975), неустроенного, колючего человека ("Чужие письма", 1976, "Сладкая женщина", 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного ("Слово для защиты", 1977, "Поворот", 1979).

Тот самый Мюнхгаузен

Первой совместной работой Янковского и Захарова в кино стала картина "Обыкновенное чудо" (1978) по пьесе Шварца. Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающие его происхождение, - вспоминал Григорий Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера".

В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии "Дом, который построил Свифт". Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена.

Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского - Дракон в фильме-притче "Убить Дракона" (1989).

Киновед, директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов по этому поводу отмечал: "Победителем этого своеобразного актерского "конкурса", безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства".

В 1980-е годы кроме фильмов Захарова Янковский снялся также в картинах Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (1982).

В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" (1990) и историко-психологической драме Карена Шахназарова "Цареубийца".

В следующие годы Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах "Роковые яйца" (1995), "Первая любовь" (1995), "Ревизор" (1996). Но сам Олег Иванович признавался, что "удовлетворения нет ни от одной из последних работ". С 1993 года - Президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи (МКФ "Кинотавр").

В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - "Приходи на меня посмотреть". Эта добрая рождественская сказка была тепло принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.

Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского "Любовник". Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина ему дорога. "Любовник" - это возвращение психологического русского кино", - говорит он.

Как-то Олег Янковский признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Со своей женой Янковский познакомился на втором курсе театрального училища. Его жена - актриса, заслуженная артистка России Людмила Зорина. Сын - актер и кинорежиссер Филипп Янковский.

Последние роли - в фильмах "Стиляги" и "Иван Грозный"

Одной из последних киноролей Янковского стал яркий образ дипломата, отца одного из представителей "золотой молодежи", в фильме 2009 года "Стиляги".

Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал Олега Янковского актером от Бога и подчеркнул, что его уход - это невосполнимая потеря для отечественной культуры. "Олег Янковский был настоящим мастером, неординарным, щедро одаренным человеком, актером от Бога. Его уход - невосполнимая потеря для легендарного "Ленкома", для отечественной культуры, для всех нас", - говорится в телеграмме соболезнования Путина.

Путин выразил соболезнования родным и близким Народного артиста СССР. "Олег Иванович до конца оставался верен своему призванию и, несмотря на тяжелый недуг, мужественно служил сцене и зрителю", - подчеркнул премьер-министр.

20 мая 2009 года - это дата смерти выдающегося актера Олега Янковского, своим творчеством себе всеобщую любовь зрителей. Олег Янковский умер в возрасте 65 лет. Его поразила тяжелая болезнь, от которой врачам не удалось его спасти - рак. Он был болен раком поджелудочной железы.

Олег Янковский биография:

"Он учил нас всегда улыбаться. Сам умел оставаться джентльменом в любой ситуации в жизни и повелителем в любой роли на сцене.

Он был тем самым Мюнхгаузеном из фильма "Тот самый Мюнхгаузен", который вселял в человечество веру - что есть на земле человек, знающий все, а потому способный рассудить всех и уйти красиво. Он учил нас влюбляться по собственному желанию, летать во сне и наяву, уметь носить в себе и справляться с чувством ностальгии, жить в домах, который построил Свифт, сражаться с драконом и убивать его прежде всего в себе самом, - заключенном внутри человека. Он объяснил все про поколение детей нашей потерянной и разбросанной по миру интеллигенции, сыграв в "Полетах во сне" современного Протасова и Печорина вместе взятых и объяснив их душевные муки. В любой эпохе - чеховской, петровской, или же сегодняшней, он как актер был предельно убедителен - казалось, после него уже невозможно было больше ничего добавить к любой сыгранной им роли...

Еще совсем недавно невозможно было поверить, что болезнь не отступит. Теперь в голове отказывается укладываться мысль, что он ушел от нас так рано: ведь в том, что на роду ему было написано только 65 лет, есть величайшая жизненная несправедливость. Как будто судьба не могла взять и хотя бы раз сделать исключение - подарить ему еще немного жизни.

Казалось, так это обязательно и случится, когда в телефонных разговорах он подбадривал друзей (именно он их в первую очередь, а уж потом приходил их черед - обратной последовательности он не допускал), и в висках стучала фраза его барона Мюнхгаузена "Смейтесь, господа!". Хвори были темой запретной, а творческие планы на будущее строились вполне оптимистичными и совсем не наигранными интонациями. Иных он не допускал. Можно было представить, чего это ему стоило... И когда он вышел в "Женитьбе" в Ленкоме (как оказалось, в последний раз), все молились, что раз сцена лечит, ну его то уж она обязательно вылечит! Ну как же иначе-то?!..

И тут просто какой-то черный театр абсурда - рядом с именем Олега Янковского и датой его рождения - 23 февраля 1944 года вписывается вторая - финальная и итоговая - 20 мая 2009 года. И страшное сообщение, что прощание с Олегом Ивановичем и гражданская панихида состоятся в пятницу, 22 мая, в театре "Ленком", а отпевание - в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. И место захоронения - Новодевичье кладбище. И перечень его наград - народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством II второй степени и так далее, - к которым если и будет теперь что-то прибавляться, то только посмертно. И список его киноролей более чем из ста фильмов, в котором в последних строках - "Без вины виноватые" Глеба Панфилова, "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Анна Каренина" Сергея Соловьева и "Царь" Павла Лунгина, - картина, в которой герой Олега Янковского Митрополит умирает в страшных мучениях... И понимание, что этот список уже больше никак и никогда не может пополниться.

Так бывает. Когда вдруг во время спектакля на сцене внезапно гаснет свет, и все - и актеры, и зрители - оказываются в состоянии невесомости. Когда ни вздохнуть, ни шевельнуться, ни понять, что делать дальше... "

Содержимое

На сцене театра “Ленком” шел спектакль и Олег Янковский надрывно кричал: “Прощайте! Я ухожу!” И в этой фразе была боль — актер прощался со зрителем и театром, которому отдал жизнь. Умер Олег Янковский в 65 лет.

Диагноз, как приговор

За год до того момента, как ему был поставлен диагноз, актер обращался в столичную клинику. Врачи выслушали жалобы на плохое самочувствие и нашли ишемическую болезнь сердца, чтобы лечить в кардиологическом отделении. Но Олег Иванович и после этого чувствовал себя плохо — аппетита почти не было, все время болел желудок, от вида жирной пищи тошнило. Он вернулся к эскулапам и повторное обследование принесло неутешительный результат: последняя стадия рака поджелудочной железы, которая впоследствие и стала причиной смерти Янковского. Было обидно до слез — ведь обращался. Как проглядели?

Янковский знал — этот вид онкологии коварен и долго не проявляет себя…Кто-то говорил, что причина болезни — курение. Актер “дымил” и не мог справиться с пагубной привычкой. Олег Иванович согласился на операцию, но российские онкологи наотрез отказались — раковыми клетками оказались поражены печень, желудок, поджелудочная железа… Метастазы не оставляли шанса.

Актер попытался использовать еще один шанс — отправился в клинику Германии. Но европейские светила развели руками — поздно … Еще и анализы показали повышенный сахар — всякая рана не зажила бы. Янковский принял еще одну попытку с сотой долей шансов на успех — согласился на химиотерапию…

Единственные сцена и женщина: такие они — однолюбы


Все это время с ним рядом была жена — любовь всей его жизни Людмила Зорина. Они познакомились еще в Саратовском театральном училище, где девушка сверкала талантом и красотой. Мама Олега, наблюдая за девичьей реакцией на симпатичного сына, учила “Женись раз и на всю жизнь!”. Янковский оказался послушным сыном — так и сделал. Он женился на Зориной, которая к тому времен успешно играла на сцене Саратовского драматического театра. Зрители ходили на ее спектакли, а Олег именовался “муж Зориной”. Это родство помогло и ему попасть в театр.

Но со временем Янковского пригласили в “Ленком”. Театр станет его судьбой и подарит самые яркие роли на сцене и в кино. Жена безропотно оставила свою карьеру и поехала за мужем. “Я вышла замуж за талантливого человека,” — так отшучивалась Зорина на вопросы о своей актерской жизни. Они ютились в крошечной комнате театрального общежития. В 1968 году родился единственный сын Филипп. Зорина достойно переносила бытовые тяготы и не попрекала мужа — ценила его привязанность к семье и любовь к сыну.

У того складывалась кинокарьера — в прокат вышел фильм Лотяну “ Мой ласковый и нежный зверь”. Тут же образовалась армия поклонниц — они сторожили у дома и как — то подняли на руки машину с Янковским внутри. А он постоянно звонил домой, чтобы услышать голос единственной и узнать, как там наследник. При любом удобном случае Олег Иванович брал на съемки семью. Филипп и рос то на съемочной площадке, то за кулисами ленкомовской сцены. Женился и подарил внуков — Ванечку и Лизоньку. Янковский во внуках растворялся, а в театре его так и стали звать “Дед”. Сын выучился и стал режиссером. Но его мечте снять фильм с отцом не суждено было осуществиться — Янковский умер…

Я вернусь к вам радугой

Не помогла химиотерапия…С ней ушла последняя надежда. Олег Иванович пересматривал свои фильмы — сколько пережито, испытано. Понимая неминуемость конца, актер попросился на сцену — туда, где он был собой, когда играл разные роли, туда, где он дарил зрителям талант и энергию, получая в обмен восторженность и любовь, поклонение и радость. Он оставался Мужчиной и Актером — не показывал свои страхи, не хотел выглядеть дряблым и опущенным. Примеряя сценический костюм, чуть не утонул в нем — болезнь стала причиной сильной худобы. ”Женитьба” в тот вечер была потрясающей — Янковский играл на сцене, нет — прощался и все это понимали. Прятали слезы коллеги, не скрывали их зрители — они аплодировали таланту и мужеству, преданности своему делу и сцене, зрителю. Это было прощание…

Через несколько дней состояние резко ухудшилось — открылось внутреннее кровотечение и он попал в клинику. Рядом были Людмила, Филипп с женой Оксаной Фандерой и детьми, брат Ростислав. За пару дней до смерти Олег Иванович впал в кому. Врачи сказали — он перестал чувствовать нестерпимую боль. Так лучше …

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...