Описание тараса бульбы и остапа характеристика цитаты. Характеристика остапа

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» позволяет читателю перенестись в давнее время, когда обычные люди боролись за свою счастливую, безоблачную жизнь. Они отстаивали свою свободу, чтобы спокойно растить детей, выращивать урожай и быть независимыми. Считалось, что воевать с врагами и защищать свою семью — священный долг каждого мужчины. Поэтому уже с детства мальчиков учили быть самостоятельными, принимать решения и, конечно же, драться и обороняться. Главный герой повести, Тарас Бульба, у которого было двое сыновей, тоже придерживался такого мнения в воспитании детей. Он считал, что главное в мужчине — это сила, с помощью которой можно решить все проблемы и напасти. Решил он отвезти своих сыновей туда, где парни смогут стать настоящими мужчинами, которые борятся с врагами, приходят на помощь тем, кто слабее и защищают честь и свободу своей родины. Отправился Тарас с сыновьями на Запорожскую Сечь.

Остап, старший сын, полностью разделял мировоззрение отца. Он мечтал попасть на Запорожскую сечь и стать храбрым воином. Когда он учился в бурсе, учёба давалась с трудом. Он даже несколько раз бежал оттуда. Но отец поставил условие — если Остап доучится, он осуществит его мечту и отправит на Сечь. И Остап продержался. Он был авторитетом у ровесников. Его боевой дух и сила вызывали восхищение.

Приехав на Запорожскую Сечь, Остап как бы попал в свою стихию. Он сразу принимает все правила и принципы, устоявшиеся на Сечи. Тарас Бульба, наблюдая за ним понимал, что из его сына формируется не только отважный бесстрашный воин, но и самый настоящий казак. Им не управляют чувства и страсти. Главные его черты — рассудительность, спокойствие и молчаливость. Остап уважает традиции своих предков и всячески пытается их продлить. Он твёрдо следует своим убеждениям, не сворачивая с намеченного пути. Уважение к старшим товарищам никогда не превращается в услужливость, он почитает старейшин, не унижаясь перед ними. Мир в глазах Остапа выглядит простым и жестоким. Существуют только наши и не наши, чёрное и белое, другого не дано. Его характер, как скала, о которую разбиваются волны и корабли.

В борьбе с ляхами Остап был грозным, могучим противником. Он смело отбивался от толп врагов, снося им головы и протыкая тела копьями. Но однажды, в лесу неожиданно на него наскочило шесть человек. Остап отбился от нескольких, но на шею ему накинули аркан, и он не смог больше держать оборону. Остапа Бульбу забрали в плен ляхи.

Всех пленных должны были обязательно казнить. Это происходило на площади, на глазах у народа. Над пленником издевались и били его до тех пор, пока тот не умирал. Остапу первым довелось испытать эти муки. Он терпел, не проронил ни звука. Остап окинул взглядом незнакомые лица в толпе. Ему хотелось перед смертью хоть раз увидеть или услышать родного человека. Из последних сил он промолвил: «Отец, ты где? Ты слышишь?», а в ответ услышал: «Слышу…»

В произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь показал Остапа настоящим героем того времени; казаком, полностью поддерживающим традиции своих предков; ярким персонажем, который полностью отражает главную тему повести — единство народа в борьбе за свою независимость и мирное существование.

    • Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого и татарского владычества. В образе Тараса сливаются две стихии повествования – обычные […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
    • Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. Портрет […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно - это чистое поле и хороший […]
    • Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести "Тарас Бульба", младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях - дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий - ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет […]
    • Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа. В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и […]
    • Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
    • Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нём объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в Мёртвых душах. Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
    • Главный герой повести "Шинель" - Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является "постройка" новой шинели, а трагедией всей жизни - утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. "Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели... устрашающе обозначим душевную стертость личности" (П. Николаев). Да, этот человек ничтожен и смешон, материальная и духовная жизнь его ничтожна […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
  • Произведение Н.В.Гоголя знакомит с множеством мужских характеров, но центральными являются три представителя семьи казаков: отец и два его сына.

    Образ и характеристика Остапа в повести «Тарас Бульба» занимают одно из центральных позиций, они помогают представить, насколько сильным может быть человек в своей вере и преданности отцу и Отечеству.

    Остап – сын

    Старший сын Остап сразу формируется по своим законам, с упорным и крепким характером. Как пан и помещичий ребенок, он воспринимается сложно. Больше в восприятии читателя герой похож на мужчину, готового к битве. Киевская бурса – первая школа парня. Образование – веяние времени и эпохи. Хотя автор говорит, что детям оно нужно временно, чтобы

    «… после совершенно забыть его…».

    Верится в это с трудом. Речи военных полковников Запорожской Сечи доказывают силу их слов и высокий уровень образованности. Остап – не исключение. Он понимает необходимость учебы, но сначала пытается ей противостоять: сбегает, закапывает книги в землю. Протест проходит после отцовского наставления.

    Остап – настоящий потомок своего отца. Тарас предлагает ему биться после возвращения из бурсы, сын не поддается и не отказывается помериться силой:

    «…Да хоть и батька. За обиду … не уважу никого…».

    Провести параллель можно с поведением отца. Тараса не останавливает, что Андрий его сын. Изменник должен быть казнен.

    Остап Бульба – казак

    Личность казака интересна и индивидуальна. Черты характера молодого запорожца:

    Гордость.

    «…недотрога, гордый…».

    Остап никогда не просит пощады, не ждет прощения и помилования, смиренно ждет наказания, терпит порку. Даже на казни, понимая, какие муки ждут его, он смотрит вокруг с

    «…тихой горделивостью…».

    Уверенность в будущем. Сын проникается службой сор всей глубиной души.

    «Добрый будет казак!»

    Так о запорожце думают полковники Сечи, отец и товарищи по куреням.

    Умение воевать. Остап дерется хорошо, как будто родился со знанием военного дела, впитал сложную науку с молоком матери.

    Удаль. Умение казака сразу выделило их всех молодых парней, пришедших на Сечь впервые. Он метко стреляет по целям, отлично плавает

    «…переплывает Днепр против течения…».

    Сила и мощь. Остапа сравнивают по силе с исполином. Особенно ярко его сила проявляется в сцене гибели. Ни звука не произнес молодой казак, когда перебивали ему кости. Молча отворачивались люди в толпе, им было больно, а Остап терпел ужасы пытки.

    Мужество. Запорожец понимает, что защищает, поэтому воюет со всей имеющейся силой. Мужеством и смелостью восхищаются и автор, и читатель, рядом воюющие казаки.

    Внешность молодого запорожца

    Остапа ласково называют Бульбенкой. Он обладает особой мужской статью, быстро мужает, взрослея телом и разумом. Как описывается внешность героя:

    • дюжий;
    • здоровый;
    • крепкий;
    • свежий;
    • могучий;
    • рослый.

    Взрослея, Остап терял

    «…юношескую мягкость…»,

    Обретал грозный и строгий вид. Запорожец одевается, как положено на Сечи: широкие как море шаровары, золотой очкур (пояс), алый казакин (кафтан), баранья шапка. У старшего сына атамана грозный вид:

    «чеканные турецкие пистолеты»,

    Сабля, украшения для курительной трубки. Красивый и статный вид не давал возможности молодому казаку остаться незамеченным.

    Бульба Остап – мужчина

    Старший сын мечтает о войне, в его мыслях нет женских образов, желания нежности и отдыха. Война и пирушки – единственные побуждения молодого казака. Характер мужчины не дает возможности читателю найти у Остапа слабости:

    Чувство товарищества. Отличный соратник, верный друг, уверенный защитник. Остап не стремится занять лидерские позиции. Он не предает, не выдает друзей:

    «… никакие плети и розги не могли заставить его это сделать…».

    Ум и способность. Парень становится куренным практически сразу. Он младше, а

    «…разум у него, как у старого человека…».

    Атаманом куреня обычно становились уже в зрелом возрасте, после многочисленных походов, но здесь все произошло быстро. Молодой Бульба проявил военные способности и добился признания опытных запорожцев.

    Хладнокровие. В 22 года казак обладал огромной выносливостью, он не играет эмоциями,

    «…вымеряет опасность…»

    Затем определяет положение сложившейся ситуации и ищет выход. Хладнокровие позволяет Остапу держать проблему под контролем, уверенность успокаивает товарищей, дает нужный результат.

    Остап – образ представителя казачества эпохи Запорожской Сечи. Внешность, характер, поступки и поведение – все восхищает читателя, а крепость духа молодого казака и вера в правоту своего дела просто поражают.

    Старший сын Тараса Остап во многих чертах напоминает своего отца; его без малейшей погрешности можно считать плотью от плоти и костью от кости старого Тараса. Остап такой же продукт своей эпохи и ее духа, как и Тарас. Разница между ними состоит только в возрасте. Что у Тараса уже вполне определилось и составляет сущность его натуры, то у его сына уже заложено, но еще не определилось вполне, а развивается и выясняется с ходом и развитием повести, и видно как быстро происходит в молодом бурсаке процесс формирования удалого «рыцаря» и казака.

    Приехав в родной дом из бурсы после продолжительной разлуки, Остап смущенно смотрел в землю и выказывал сильную застенчивость; она, однако, моментально исчезла, когда отец вздумал было над ним смеяться; Остап сейчас же обнаружил свои истинные свойства: высокое понятие о своей чести, способность отстаивать ее пред кем бы то ни было, даже пред отцом, и большую физическую силу. Обнаружив эти свойства, он сейчас же заслужил одобрение отца и предсказание, что из него «добрый будет казак».

    Действительно, в Остапе было заложено все, что составляет неотъемлемые свойства «доброго казака», но на момент приезда он им еще не был, и старый Тарас своим словом «будет» именно и выразил ту мысль, что Остап представляет пока лишь хороший материал для будущего казака, а станет им тогда, когда попадет в Сечь, да понюхает пороху, да покажет себя в деле, т. е. в битве, так как только Сечь — настоящая школа для казака, а настоящее дело — битва. Все то, чем Остап занимался раньше — так себе, вздор, ничего не стоит, а вот Сечь и битва — другое дело, это то, чем именно и должен заниматься казак.

    Собственно говоря, Остап так и смотрел на науку и бурсу, а с другой стороны на Сечь и на достоинства и обязанности казака. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, он проявил все признаки такого мировоззрения. Он не хотел учиться и, отданный в Киев, в бурсу, в тот же год убежал, но его выдрали немилосердно и возвратили; четыре раза он закапывал в землю свой букварь не желая сидеть за скучной книгой, и четыре раза сажали его за новую книгу, но и это все не помогло бы, но Тарас догадался пригрозить Остапу, что продержит его двадцать лет в монастырских службах и не позволит никогда увидеть Запорожья, если он не окончит курса в бурсе.

    Только это средство оказалось действительным, и спустя восемь лет Остап и его младший брат Андрий окончили полный курс наук в тогдашней бурсе, хоть это делалось для того, чтобы после всю науку забыть совершенно, а выучиться другой, более необходимой в тогдашней жизни, т. е. военному делу. Сам автор говорит, что эта тогдашняя наука, способы преподавания и подбор преподавателей могли только ожесточить характер учащихся, сообщить им твердость, всегда отличавшую казаков, выработать в них чувство солидарности, которая впоследствии превращалась в «товарищество», род военной организации, известной под именем Сечи или Запорожья.

    Таким именно и был Остап еще на школьной скамье; он всегда считался одним из лучших товарищей, но не проявлял активности в школьных шалостях, так как редко брал на себя роль предводителя в опасных и дерзких предприятиях — обобрать чужой огород или сад, но зато всегда был одним из первых, являвшихся под знамена предприимчивого бурсака, причем никогда не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни, по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он был добр настолько, насколько это было возможным при таком характере и в тогдашнее время. Естественно, что имея такие задатки и воззрения еще в школе, Остап очень скоро превратился в то, что по тогдашнему времени определялось выражением «добрый казак».

    Очутившись вместе с отцом и братом в Сечи, Остап со всею своею пылкостью бросился в это разгульное море и забыл вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предался новой жизни, став скоро на хорошем счету у старых казаков. Он быстро освоился с жизнью «вольных казаков» и даже во многих отношениях поднялся выше общего уровня своею ловкостью и силой. Недоставало только крещения огнем и мечом, но и это вскоре совершилось, и Остап вышел из него с честью. В битвах с поляками он проявил столько мужества и ловкости, что заслужил одобрение всех опытных казаков, а Уманский курень выбрал его даже в куренные атаманы вместо убитого Бородатого. Казаки руководствовались при выборе следующим соображением «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», а кошевой высказал такое мнение о новом атамане: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый». Одним словом, в первый же поход он превратился в «доброго казака» и вполне заслужил эту репутацию.

    Он совершенно стал походить на своего отца, обнаружил ту же воинственность, отвагу, презрение к мирной жизни; суровость в обращении, энергию, предприимчивость и стойкость. Если бы Остапу суждено было прожить на свете, сколько прожил Тарас, то из него выработался бы совершенно такой же тип, как и его отец. Достойна замечания смерть Остапа; она столь же героична, как и смерть его отца. Умирая на эшафоте от руки палача, он все же торжествовал над врагами своей родины и думал о ней.

    В повести Николая Гоголя “Тарас Бульба” есть несколько смысловых центров. Историческое прошлое, фрагмент из жизни Запорожской Сечи и судьбы трех главных героев – Тараса, Андрия и Остапа. Более подробно хотелось бы остановиться на последнем персонаже. В Тарасе Бульбе воплощен образ национального героя, борца за веру, Родину и независимость. Андрий представляется эдаким бунтарем и предателем. Что же скрыто в образе Остапа, сына Тараса Бульбы? Характеристика Остапа из “Тараса Бульбы” позволит более полно ответить на этот вопрос.

    Внешний вид

    В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера. По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из “Тараса Бульбы” достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в “Тарасе Бульбе” описание Остапа представлено следующим образом: “Крепостью дышало его тело, и рыцарские

    Его качества уже приобрели широкую силу льва”. Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.

    Учеба в семинарии

    Известно, что Тарас отправил сыновей получать образование в Киев, чтобы там опытные преподаватели смогли дать знания о науках и дисциплине. Поначалу с послушанием у Остапа были проблемы. Он много раз сбегал, срывал занятия, закапывал книги. Возможно, это продолжалось бы и дальше, но Бульба взял ситуацию в свои руки, пригрозив отправить сына в монастырь. После этого Остап серьезно занялся учебой. Не сказать, что у него был талант, зато Остап обладал удивительным упорством. Спустя месяцы чтения и осваивания логических, риторических и грамматических тонкостей, Остап стал в один ряд с лучшими учениками. Надо сказать, что учеба в то время очень мало походила на обучение в современном понимании. Семинаристы нигде не могли применить полученные навыки и познания, “все были далеки от опыта”.

    Отношение к любви

    Остап из повести “Тарас Бульба” мечтал отправиться в Запорожскую Сечь и стать козаком. Семья была совершенно не для него. Остап не задумывался о том, что однажды потеряет голову из-за чувств к прекрасной девушке. Такой исход событий просто не укладывался в его мировоззрение. “Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал”. В эпизоде казни еще раз говорится о том, что жена и семья не важны для него. В последние минуты не хотел Остап ни видеть мать, ни слышать плач своей безутешной жены.

    Поведение на Сечи

    Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, все же не был так поражен жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

    Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договоренности с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

    Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. “Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела”. Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как ее миновать. Его рассудительность и трезвый расчет делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нем видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.

    Характер

    В характеристике Остапа из повести “Тарас Бульба” особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих “сообщников”. Он “был прямодушен с равными”. Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

    О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учебе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап все же стал отличником.

    Остап был добрым. Смерть Андрия и слезы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла “музыка пуль”, Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.

    Смерть

    Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идет первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.

    Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из “Тараса Бульбы” литературоведы считают собирательным. В нем расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.

    Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему “Характеристика Остапа из повести “Тарас Бульба”




    1. Повесть Гоголя “Тарас Бульба” входит в состав цикла “Миргород”. Существует две редакции – 1835 года, и 1842. Гоголь был против публикации второго варианта без согласования...
    2. I Тарас Бульба встречает своих сыновей, которые учились в Киевской бурсе и теперь приехали домой к отцу. Это были два дюжие молодца, крепкие, здоровые. Тарас...
    3. В повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” есть два плана повествования. На одном – рассказ о запорожцах и жизни на Сечи, на другом – личная...
    4. Другая натура у обоих, и другими очами Глядят они на то же дело. Н. Гоголь. Тарас Бульба В повести Н. В. Гоголя отражена национально-освободительная борьба...
    5. Гоголь с большой любовью и усердием описывал своего каждого персонажа. Он был настоящим художником, сумевшим воплотить визуальный образ в слове. Каждый его персонаж яркий и...
    6. В XIX веке на Руси было множество писателей хороших и разных, владеющих мастерством художественного слова. Среди них Николай Васильевич Гоголь отличился не только некой эксцентричностью...
    7. У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако...
    8. Все давало ему перевес перед другими: и Преклонные лета, и умение двигать своим Войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. Н. Гоголь. Тарас Бульба Центральное...
    9. В своих произведениях Гоголь рассказывал о невероятных приключениях по закоулкам человеческой души, об абсурдных комических ситуациях, а подчас описывал и вовсе фантастические события. Однако одна...
    10. В интересном литературном произведении всегда есть несколько планов повествования, несколько сюжетных линий и, конечно же, запоминающиеся колоритные герои. В повести Гоголя “Тарас Бульба” отражено не...
    11. В повести “Тарас Бульба” Гоголь задумывал отразить одно из главных событий украинской истории – борьбу за независимость и право быть отдельным государством. Изучив множество источников,...
    12. Тарас Бульба – герой одноименной повести Николая Гоголя. В литературных произведениях существуют главные герои и второстепенные персонажи. Но можно ли назвать Андрия и Остапа персонажами?...
    13. Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода...
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...