Практические задания по теме имя существительное. Занимательный материал при изучении имени существительного

Материал будет полезен для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Содержит задания творческого и поискового характера.

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания для самостоятельной работы по теме "Имя существительное" 3 класс»

Тема: Имя существительное

Цель: расширить и обобщить знание о существительном как части речи, закрепить умения выделять существительные в тексте и правильно употреблять их в речи, определять лексическое и грамматическое значение существительных.

Развивать логическое мышление, смекалку, умение выделять лишнее, классифицировать, обобщать. Совершенствовать внимание, конструктивные умения, связную речь.

Друзья!

Страна Родная Речь приглашает вас в путешествие. Вы встретитесь с очень интересными словами – именами существительными. Выполнив задание этой программы, вы убедитесь, какая важная часть речи - существительное, потренируете свою память, наблюдательность, внимание и смекалку. Смело отправляйтесь в дорогу знаний! Желаю вам успехов!

Совенок Филя

Задание 1.

Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить (поставьте вопросы к словам. Запишите слова в два столбика.

Хлеб, печенье, сахар, белка, дерево, бабочка, ветер, жираф, комбайн, дедушка, олень, ребенок, пенал, друг.

Как называются такие слова?

Задание 2.

Незнайка, Буратино и Карлсон выполняли такое же упражнение, как предыдущее. Все сказочные герои допустили по одной ошибке. Найдите ошибку в каждом столбике, с найденными словами составьте предложения и запишите их .

Тетрадь сказка врач

Пенал рассказ комбайн

Учитель библиотекарь вертолет

Линейка стих ракета

Учебник басня спутник

Задание 3.

Среди данных слов найдите и выпишите:

а) существительные;

б) однокоренные слова;

в) синонимы.

Известие, болезнь, звать, призывать, болеть, сообщение, вызов, больной зовут, название.

За дание 4.

Прочитайте предложение. Почему одно и то же слово в первом предложении написано с маленькой буквы, а во втором - с большой?

Ночью всю землю укрыл белый пушок. От радости Пушок прыгал и визжал.

Попробуйте сами составить подобное предложение со словом «звездочка».


Сделайте вывод и запишите его:

Имена собственные пишем с ___________ буквы, а нарицательные - с ____________ буквы.

Задание 5.

Подберите нарицательные существительные к группам собственных. С какой буквы вы их напишете?

Донецк, Горловка, Енакиево, Москва, Орёл - это… .

Н. Михалков, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов - это... .

Андрей, Николай, Ирина, Елена - это... .

Пушок, Мурка, Дружок, Орлик - это... .

Задание 6.

Догадайтесь, как можно разделить данные существительные на три группы.

Футбол, футболка, зайчонок, окно, лист, листья, шофер, ребенок, комбайн, аквариум, астра, черешня, сердце, телеграмма, лицо.

Запишите слова в три столбика, определив их род.

Задание 7.

а) подберите к данным словам однокоренные, но другого рода, обозначьте род в скобках, нарисуйте рисунки.

Ученик, гусь, футболист, еж, школа, машина, снежок, больница.

Образец: коза (ж.р.), козленок (с.р.).

б) запишите верное высказывание:

Существительные изменяются по родам.

Существительные имеют постоянный род.

Задание 8.

а) Прочитайте стихотворение. В каком числе стоят существительные? Выпишите только существительные во множественном числе, поставьте их в форму единственного числа.

ДЛЯ ЧЕГО РАСТУТ ЦВЕТЫ?

Для чего растут цветы?
Чтобы солнце было ближе.
И котёнок, что на крыше,
Не боялся высоты!
Для чего дожди идут?
Чтоб умылся дом под душем,
А мы бегали по лужам,
Ведь от этого растут!

В. Зайцев

Образец: Кусты - куст, деревья - дерево.

б) прочитайте существительные. Попробуйте изменить их по предыдущему образцу.

Молоко, санки, ножницы, телевидение, детвора, дрова, доброта.

Получилось ли у вас это? Почему? Сделайте вывод и запишите его:

Некоторые существительные употребляются только в форме ________________ числа или в форме ______________________ числа.

Составьте предложения со словами "санки" и "детвора". Обозначьте в скобках число существительных.

Задание 9

Составьте и запишите словосочетания со словом "белка". Выделите окончания существительных.

Прыгает (кто?)…; хвост (у кого?) у...; улыбнулся (кому?) ...; увидел (кого?) ...; наблюдал (за кем?) за...; шубка (на ком?) на… .

По собственному выбору составьте три предложения с этими словосочетаниями.

Задание 10.

Отгадай загадки, запиши отгадки к ним в алфавитном порядке, обозначь в скобках их род и число.

1) Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.

2) Один льет, второй пьет, третий растет.

3) Зубов много, а не едят,

Все хватают, а себе ничего не оставляют.

Где пройдут - там чисто станет.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.


5) Стоит на дороге, всем мешает,

Кто идет, тот толкнет,

А с дороги никто не убирает.

6) Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

7) Ну и капризный конь у Матвея:

Бегает быстро - стоять не умеет.

8) Два брата через гору живут,

А никогда друг к другу в гости не ходят.

Среди отгадок найдите и подчеркните существительное, которое нельзя изменить по числам. Есть ли у него род?

Вспомните и запишите еще несколько таких слов.

Задание 11.

Прочитайте существительные. Можно ли догадаться, из какого рассказа они «выпали»? Попробуйте восстановить рассказ, используя эти слова:

День, небо, ветер, тучи, капли, молния, гром, ливень.

В двух предложениях по выбору подчеркните подлежащее и сказуемое. Нарисуйте то, о чем вы рассказали.

Друзья!

Вы выполнили задания, связанные с существительными? Надеюсь, что вам удалось преодолеть все трудности, узнать больше об этой части речи.

До новых встреч!

Совенок Филя

ТЕСТ

по теме «Имя существительное», 6 класс

Вариант 1

1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

Воображение конкретное

Магазин вещественное

Ребятня отвлеченное

Молоко собирательное

2. В каком слове неверно обозначено ударение?

А) каталОг

Б) диспАнсер

В) ходАтайство

Г) добЫча

Журнал (П,п)ионер девочка (Л,л)юба мульфильм (Р,р)усалочка пароход (О,о)рёл

Объясните свой выбор: _________________________________________________________

_____

4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

А) Невежа (общий род)

Б) Тюль (мужской род)

В) Шимпанзе (средний род)

Г) Изморозь (женский род)

5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только множественного числа:

Деду Семену понадобились очки для чтения газеты. До этого он разглядывал листву на дереве во дворе и оставил их на подоконнике. Совсем скоро должны наступить прохладные дни, поэтому дед каждый день любовался осенней природой.

________________________________________________________________________

6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: планетарий, стена, веер, степь, земля, имя, гвардия, облако, картофель, луч.

7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

А) учебник по астрономии (слово 1 склонения, Дат. П.)

Б) рисунок на тарелке (слово 1 склонения, Пр. П.)

В) рассказать о дочери (слово 3 склонения, Пр.)

Г) легенда о городе (слово 2 склонения, Род. П.)

Баку по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

Леди по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

НИИ по полу лица, указанного в предложении

9.Вставьте пропущенные буквы:

Талантливый объез...ик, с тяжёлой поклаж…й, маленький горшоч…к, положить в кармаш…к, юный выдум…щик, забавный медвеж…нок, мокрым плащ…м

10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:

А) Невероятный (не)ряха

Б) (Не)дорога, а долгие сборы волновали его.

В) (Не)город он любил.

Г) (Не)желание трудиться

11. Распределите слова по колонкам: (пол)стула, (плащ)палатка, (земле)мер, (шести)летие, (пол)Лесного, (полу)мрак

12. Определите значение суффикса в существительном ДВОРНИК:

А) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

Б) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

В) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

Г) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

Вариант 2

В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

Бензин конкретное

Зверьё вещественное

Полка отвлеченное

Мужество собирательное

2.В каком слове неверно обозначено ударение?

А) срЕдства

Б) щавЕль

В) медикамЕнты

Г) квАртал

3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:

Город (Л,л)есной сказка (З,з)олушка птица (О,о)рёл река (В,в)олга

Объясните свой выбор: ____________________________________________________

________________________________________________________________________

4.Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

А) Мозоль (женский род)

Б) Разиня (женский род)

В) Маэстро (мужской род)

Г) Имя (средний род)

5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только единственного числа:

Деду Семену понадобились чернила, чтобы написать письма родным. Керосина в лампе оставалось немного, и грусть деда увеличивалась. Он скучал без внуков, которые могли приезжать к нему очень редко.

________________________________________________________________________

6.Данные слова распределите по столбикам таблицы: гений, книга, голубь, тишь, глобус, знамя, полиция, озеро, картошка, туш

Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________

7.Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

А) тропинка в инее (слово на -ее, Пр. П.)

Б) Город в тумане (слово 2 склонения, Пр. П.)

В) не найти дороги (слово 1 склонения, Пр. П.)

Г) дожидаться полночи (слово 3 склонения, Род. П.)

8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:

Сочи по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

мадам по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

МИФИ по полу лица, указанного в предложении

9. Вставьте пропущенные буквы:

Трудолюбивый сма…ик, варенье с алыч…й, зеленый дубоч…к, пирож..к с капустой, работа бетон…ика, забавный бельч…нок, крюч…чек для ключей

10.Выберите варианты слитного написания не с существительным:

А) (Не)любовь, а жалость владела им.

Б) глубокая (не)нависть

В) (Не)знание правила его подвело.

Г) (Не) лев это.

11. Распределите слова по колонкам: (пол)учебника, (скатерть)самобранка, (воздухо)лёт, (семи)летие, (пол)дня, (полу)месяц

12.Определите значение суффикса в существительном ЧАЙНИК:

1)Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

2)Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

3)Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

4)Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

Ключ к тесту

Вариант 1.

1.Воображение - отвлеченное, магазин - конкретное, ребятня - собирательное, молоко - вещественное

2.ДиспансЕр

3.Девочка Люба, так как здесь имя собственное пишется без кавычек

4.Шимпанзе

6.Не в таблице - имя, разносклоняемое

8.Баку - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, леди - по категории одушевленности/неодушевленности, НИИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, невежа - по полу лица, указанного в предложении

9.Талантливый объездчик, с тяжёлой поклажей, маленький горшочек, положить в кармашек, юный выдумщик, забавный медвежонок, мокрым плащом

11.Полстула, плащ-палатка, землемер, шестилетие, пол-Лесного, полумрак

Вариант 2.

1.Бензин - вещественное, зверьё - собирательное, полка - конкретное, мужество - отвлеченное

2.квартАл

3.сказка «Золушка», так как здесь второе слово пишется в кавычках (здесь может быть и другой ответ: птица орел, так как второе слово является нарицательным), засчитываются оба варианта, если дано объяснение

5.Керосин, грусть

6.Не в таблице - знамя, разносклоняемое

8.Сочи - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, мадам - по категории одушевленности/неодушевленности, МИФИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, соня - по полу лица, указанного в предложении

9.Трудолюбивый смазчик, варенье с алычой, зеленый дубочек, пирожок с капустой, работа бетонщика, забавный бельчонок, крючочек для ключей

11.Пол-учебника, скатерть-самобранка, воздухолёт, семилетие, полдня, полумесяц

Оценивание

1.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

2.1 балл за верный ответ

3.1 балл за верный ответ + 1 балл за объяснение, максимум - 2 балла

5.1 балл за правильно выполненное задание (если выписано больше или меньше слов, ставится 0 баллов)

6.По 0, 5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов) + 0, 5 баллов за выписанное слово + 0,5 балла за объяснение, максимум - 2,5 балла

7.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

8.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

9.По 0,5 балла за каждое верное написание, максимум - 3,5 балла

10.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

11.По 0,5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов), максимум - 1 балл

Всего за тест можно получить 21 балл

10-15 б - «3», 16 - 19 б - «4», 20-21 б - «5»

Тестовые задания для 6 класса

«Имя существительное»

1.Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

А) состав слова и словообразование

Б) слово как часть речи и его формы

В) правила произношения слов

Г) правила постановки знаков препинания

2. Какого признака нет у имени существительного:

А) рода

Б) времени

В) падежа

Г) числа

3. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) признак другого признака

Г) действие предмета

4. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:

А) косьба, белизна, свежесть, синева

Б) асфальт, камень, столб, дорога

В) ходок, ходьба, хождение, переход

Г) плавание, пловец, пловчиха, плавник

5. Найдите строчку с разносклоняемыми существительными

А) время, семя, путь

Б) рояль, семья, бремя

В)путь, семя, родня

Г) ворота, яблоня, путь

6. Существительные, употребляемые только во множественном числе

А) бревна, сани, вожжи

Б) семена, рельсы, каникулы

В) школы, грабли, обои

Г) сумерки, шахматы, духи

7. Найдите существительные 3-го склонения

А) конь, огонь, роскошь

Б) жизнь, способность, тяжесть

В) брат, мышь, собака

Г) плач, силач, малыш

8. Найдите правильный порядок склонения существительного ПЕНЬ

А) пень, пня, пень, пне, пню, о пне

Б)пень, пня, пне, пню, пнем, о пне

В) пень, пня, пню, пень, пнем, о пне

Г) пень, пня, пню, пнем, пень, о пне

9.Укажите слово с буквой О в суффиксе после шипящих:

А) сверточ..к

Б) горшоч..к

В) бумаж..нка

Г)поясоч..к

10. Укажите несклоняемые существительные среднего рода

А) жюри, пальто

Б) пианино,инженер

В) шимпанзе,край

Г) эскимо, время

11. Укажите существительные мужского рода

А) вуаль, герань, мозоль

Б) пропуск, пропаганда, прощание

В) искусство, шоссе, повидло

Г) тюль, рояль, кофе

12.Укажитеимя существительное по следующимморфологическим признакам: ср.р., 2 скл, Предл.п., ед.ч.

А) о кофе

Б) у окна

В) в кино

Г)в молоке

13. Найдите существительные 1-го склонения

А) планета, космос, луноход

Б) ракета, дядя, молодежь

В) лошадь, лекция, мышь

Г) польза, семья, лошадка

14. Определите существительные общего рода

А) сирота

Б) бухгалтер

В) учитель,

Г)помощница

15. Сколько падежей в русскомязыке

А) 8б) 6В) 7 Г) 5

16. Найдите имя существительное

А) троим

Б) третьих

В) троих

Г) тройка

17 Определите строку, где НЕ пишется слитно

А) (не) было, (не) вежа

Б) (не) стоять, (не) ряха

В) (не) годование, (не) уч

Г) (не) навидеть, (не) стоять

18. Определите склонение существительных: Из деревни, за рекой, в машине

А) 1-го склонения

Б) 2-ое склонение

В) 3-е склонение

Г) общее склонение

19. Определите собирательные существительные

А) листва, молодёжь, крестьянство

Б) Семиречье, человек, березняк

В) добро, книга, зло

Г) кружка, хлопья, кнут

20. Найдите собственное имя существительное

А) семерка, б) Семиречье

В) городГ) сорока

21. Укажите слово, которое пишется слитно с – ПОЛ

А) (пол) Европы

Б) (пол) листа

В) (пол) квартиры

Г) (пол) арбуза

22. Найдите слово с суффиксом ЩИК.

А)подпис.. ик

Б) развед.. ик

В)камен.. ик

Г) пульмет.. ик.

23.Укажите слова с буквой Ев суффиксах имен существительных:

А)руч..нка, жуч..к.

Б) лож..чка, ореш..к

В) медвеж..нок, лож..чка

Г) хомяч..к, собач..нка

24. Укажите существительноес суффиксом ИК:

А)кузнеч..к, словар..к

Б) песоч..к, ящич..к

В)огонеч..к, платоч..к

Г)узелоч..к, хвост..к

25.Выберите группу существительных, у которых верно указана форма множественного числа:

А)много ботинок, чулков,макаронов, помидоров;

Б) много ботинков, чулок, макарон, помидор;

В) много ботинок, чулок, макаронов, помидоров;

Г) много ботинок, чулок, макарон, помидоров.

На игру отводится два учебных часа. Класс делится на три разноуровневые группы(6-7 человек в каждой группе, одинаковое количество сильных и слабых учащихся). В каждой группе выбирают ”капитана”, остальные-“участники команды”. Учителю помогают три эксперта из числа учеников. Они отслеживают ход игры, работу групп, контролируют качество и количество выполненных заданий. Помощь учителю и экспертам обеспечивают два ассистента из числа учеников, которые раздают карточки с заданиями. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске. После окончания урока подводят итоги, называют победителей, выставляют оценки.

Цель урока: проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Имя существительное”.

Задачи:

Образовательная: повторить тему “Имя существительное”.

Развивающая: развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности при работе в группах.

Оборудование: каждая команда получает: маршрутный лист, игровое поле, кубик, фишку, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Дети делятся на три команды. Учитель объясняет правила игры. По команде участники бросают по очереди кубик на игровое поле, каждый цвет сектора игрового поля обозначает уровень сложности:

  • красный (творческое задание) – 2 балла;
  • зелёный (задание средней сложности) – 1 балл;
  • синий (выбор красного или зелёного уровня).

Число, выпавшее на кубике, обозначает сколько ходов на маршрутном поле (от А до Я) должна сделать фишка участников команды. Затем команда выполняет задание, выполненное задание оценивает эксперт по пятибалльной системе плюс тот балл, уровень которого выпал на игровом поле. Если не справились с препятствием – штрафное задание. После выполнения штрафного задания командам разрешается выполнять следующий ход (за штрафное задание балл не дается).

Цель команд – набрать наибольшее количество баллов при прохождении маршрутного листа, прийти первым. Помните, любая ваша ошибка – это снижение баллов всей команде.

Условные знаки маршрутного поля:

(дополнительное задание) – 1 балл.

(кот в мешке) - все баллы сгорают.

III. Слово учителя.

Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок – это урок-игра, путешествие по царству Существительного. Мы с вами изучили эту часть речи, и сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал. Знания, умения, навыки, которые вы приобрели при изучении этого раздела, помогут вам преодолеть препятствия, которые вас будут поджидать, и набрать наибольшее количество баллов.

IV. Проверка домашнего задания.

Дайте определение имени существительного.

Что нового узнали о склонении существительного в 6-м классе?

Что нового узнали о роде существительных в 6-м классе?

Как отличить существительное с приставкой не от существительного с отрицательной частицей не ?

Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик ; -чик и -щик .

Правописание о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных.

V. Проведение игры.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

1. Сколько букв Ё пропущено в скороговорке?

Кукушка кукуш_нку

Купила капюш_н.

Надел кукуш_нок капюш_н.

Как в капюш_не он смеш_н!

2. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах:

Книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль.

3. Выберите существительные с суффиксом -ОК:

Замок, теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, курок, листок, приток.

4. Укажите существительные мужского рода.

Авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

5. Какое существительное имеет в Им.п. мн.ч. окончание –Ы?

Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

6. Подберите имена прилагательные к словам:

Тюль, рояль, картофель, фасоль, шимпанзе, пенальти, буржуа.

7. Укажите существительные женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, тополь, пони, авеню.

8. Какова особенность слов: кино, пальто, метро?

Как надо правильно сказать?

Подошёл к метр_ , вышел из кин_ , подъехал к деп_ , доволен пальт_ , вспоминаю о поездке в метр_.

9. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д?

10. Найдите существительное с приставкой НЕ.

(Не)место красит человека, а человек- место. Вася (не)ряха. (Не)решительность шахматиста. (Не)настье задержало нас в пути. (Не)надо печалиться.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

1. Определите род несклоняемых существительных. Запишите словосочетания “прилагательное + существительное”. Выделите окончания прилагательных.

Пальто, авеню, радио, леди, интервью, какаду, атташе, ООН, ТЮЗ, турне, фото, табло, пони.

2. Составьте предложения с существительными общего рода, чтобы они обозначали лиц мужского и женского пола.

молодчина, непоседа, врач, мастер, профессор.

3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их написание.

Отборная рож_ , холодная полноч_, камыш_м, над крыш_ю, туч_й, глуш_, железный ключ_, плеч_м к плечу, черная туш_, исполнили туш_, товарищ_м, пряж_й, кирпич_м, ож_г (руки).

4. Определите, как пишутся данные ниже слова с (НЕ). Разделите их на две группы.

(НЕ)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача.

5. Спишите, слова в скобках поставьте в нужном падеже, объясните написание.

У меня нет (время), большого (пламя) не задуешь, не жди хорошего (семя), без роду и (племя), называть вещи своими (имя), под (бремя) лет, освободить ногу из (стремя), идти под (знамя).

6. Какое существительное в пяти падежах ед.ч. и мн. ч. имеет одинаковое окончание?

7. Выпишите в две колонки:

1) НЕ с существительными;

2) НЕ с глаголами.

Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают вас. (НЕ)знакомец (не)слышал вопроса; он (не)ответил и даже (не)взглянул на меня. Я ждал с (не)терпением встречи. Ученье в счастье украшает, а в (не)счастье утешает. Он (не)плакал и (не)сиял от счастья. Отец стал сильно (не)домогать. Чинов я (не)хотел, а славы (не)добился. Просто мне (не)здоровилось в это время.

8. Выпишите слова с суффиксом -ЧИК в одну колонку, с суффиксом -ЩИК- в другую.

Извоз_ик, налад_ик, набор_ик, лёт_ик, сплав_ик, скуп_ик, фонтан_ик, домен_ик, регулиров_ик, бакен_ик, буриль_ик, объзд_ик, текстиль_ик, перепис_ик, сортиров_ик, обид_ик, завод_ик, смаз_ик, барабан_ик.

9. Спишите, замените слова однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ИК, -ЕК.

Лист, луч, орех, дождь, корабль, хвост, чертёж, карандаш, замок, огонёк, дом, ключ, песок, букет, куст, паровоз, ёж, самолёт, шалаш, жеребёнок, камень, островок, телёнок, переулок.

10. Выпишите слова: 1) с О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; 2) с О-Ё после шипящих в корне.

Душ_ю, товарищ_м, волч_к, рож_к, собач_нка, нож_ньки, ш_рох, ш_пот, ноч_вка, воротнич_к, дорож_нька, мыш_нок, ж_лтый, ж_нглёр, еж_нок, свеч_й, пыльц_й, беч_вка, ящич_к, сундуч_к, медвеж_нок, калач_м.

11. Определите форму числа у имен существительных. К указанным числовым формам подберите соотносительные формы.

Минута, девушка, сумерки, листва, бусинки, стихи, лес, традиция, сахар, дружба, телята, хлеб, небо, очки, брюки, стружки, молодежь, брат.

12. Определите склонение имен существительных.

Дом, собака, стены, будни, мороженое, жюри, автор, время, путь, зерно, гусь, нежность, пони, руно, детвора, семья, колибри, Токио.

13. Что объединяет следующие группы слов:

1) кофе, Батуми, Токио;

2) Конго, Гоби, колибри;

3) Онтарио, пальто, пенсне.

14. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Заботиться о просвещени_, ночевать в ущель_, рассказать о урожа_, обратиться к врачу Мари_ Алексеевн_, гулять по алле_, сидеть на ветв_, привязать к нит_, стоять в очеред_, стоять в ожидани_, в жемчужном ине_.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 2 баллами).

1. Придумать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с суффиксами –ЧИК, -ЩИК. Суффиксы обозначьте.

2. Составьте десять словосочетаний или семь предложений на тему “Комната гномиков”, пользуясь существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы обозначьте.

3. Составьте словосочетания со словами О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

4. НЕ с существительными. Приведите десять слов, к данным словам подберите синонимы с приставкой (НЕ). Орфограмму обозначьте.

5. Составьте связный текст из данных ниже слов. Объясните написание несклоняемых имён существительных.

Фойе, шоссе, пальто, такси, кофе, ателье.

6. Составьте 6-7 вопросов к теме “Имя существительное”.

7. Составьте диктант из слов с изученными орфограммами, правописание которых изучалось в теме “Имя существительное”.

8. Составьте небольшой рассказ, все слова в котором начинались бы с одной буквы.

VI. Итоги урока.

Учитель и эксперты подводят итоги, анализируют работу групп, сообщают конечные результаты, называют победителей, выставляют оценки.

4. Творческие задания к урокам русского языка при изучении темы «Имя существительное».Задачи, которые можно решить при выполнении таких заданий:

Развить эвристическое мышление:

Развить мыслительные операции:

Учит чувствовать эмоциональную окраску слов;

Развить память, внимание к слову, сообразительность;

Развить образное мышление;

Стимулировать творческие поиски;

Формировать умение использовать синонимическое богатство языка;

Ориентировать учащихся на создание своего оригинальноготекста.

Примеры заданий, которые использую при повторении изученного.

1. На первом уроке по теме тему не пишем. Выполняем задания:

Самим определить и записать тему. Эта часть речи, которой свойственны различия по родам (сущ., прил.). Она обозначает предметы (имя сущ.)

2. Рассудите спор. Его затеяли 2 школьника. Один утверждал, что слова «тепло, лихо, зло» являются сущ., а другой говорил, что наречие (о наречии немного знают). Кто из них прав?

3. Подберите прилагательные к данным словам: тюль, рояль, фамилия. Составьте небольшой рассказ с использованием этих словосочетаний. Задание направлено на развитие фантазии.

4. Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика языка такая же, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить «ь»:

а) мелестная давеж …притясла колойный боромож..

б) лусый морош … увертал чуленую волоч …

5. Отгадайте загадки. При изучении какой темы их можно использовать?

а) Какой птицей можно воду из колодца доставать? (журавлем)

б) Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)

6. Развивает логическое мышление составление анаграммы. Составьте анаграмму, определите склонение. Салат(атлас), делать (дельта), корма (камар).

7. Задание. напишите письмо другу, выразив благодарность за что-нибудь, используя «добрые» существительные.

Задания, которые можно использовать при изучении нового материала.

1. Просклоняйте существительное, записанное на доске

Ночь, солнце, знамя. Какое особое существительное встретилось? В чем эта особенность?

2. Закончи пословицу, найдя разносклоняемые существительные

а) Не в золоте богатство, а в добром (имени)

б) От худого семени не жди доброго (племени)

в) Нет тяжелее бремени, чем (безделье)

г) Добрый совет ко времени (хорош)

д) Большого пламени (не душишь).

Буква «е» в суффиксе –ен существительных на –мя.

Какую ошибку, связанную с использованием в речи слова «время», вы слышите на улицах нашего города? Запишите диалог из 4 реплик с правильным использованием вопроса, разыграйте в лицах.

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.

1. У каких сущ. нет даже окончания? Запишите 3 из них.

2. Найдите сущ. М.р.: авеню, депо, маэстро, спираль, кофе.

4. Найдите 4 лишнее, по какому признаку нашли? Фанера, человек, кашне, нерв.

Не с существительными.

1. Прочитайте шуточное стихотворение, Верните словам, которые потеряли частицу «не».

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ,

Посмотрел я вокруг с доуменьм:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихт-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

Расселите эти слова по квартирам (на доске нарисованы 2 «квартиры»). Одно общее правило объединяет и сущ., и прил. Попробуйте сформулировать это правило.

2. Творческий диктант. Замните сл/соч. синонимами с НЕ- частью корня и НЕ – приставкой.

а) Отсутствие знаний (некультурность, невежество)

б) Рассеянность, отсутствие внимания (невнимательность)

в) Плен, рабство (неволя)

г) Возмущение, крайнее недовольство (негодование)

д) Болезненное состояние (нездоровье)

е) Отсутствие желания (нежелание)

ж) Травянистое растение с низкими цветами (незабудка)

З) Лживое сообщение (небылица)

и) Невоспитанный человек (невежа)

к) Необразованный человек (невежда)

Буквы Ч и Щ в суффиксах – ЧИК, - ЩИК

1. Выборочный диктант. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательные важны для оценки владения специальностью.

Соседский сварщик, отличный арматурщик, опытный стекольщик, рядовой резчик, удивительный рассказчик.

2. Знаешь ли ты профессии?

Закончи строку.

НИК (художник)

ИСТ (машинист)

ЕЦ (продавец)

ЧИК (летчик)

ШИК (сборщик)

1. Прослушайте отрывок из сказки «Вовка в тридевятом царстве». Какое правило спрятано? Попробуйте сформулировать.

Наконец-то Вовка у заветных дверей. Хотел войти, да не тут было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь может только тот, кто правильно напишет слова (Д. Ключ… к, замоч…к). Вот где понадобилось правило, которое Вовка учить не хотел. Думал, думал, вспомнил, что надо изменить слово, поставить в форму Р.п. Поставил. И что же? Ключик- ключика. Буква И твердо стоит на ногах, с места не двигается. А вот Е совсем по – другому себя ведет: только Вовка начал изменять слово, буква Е, как червячок, раз и уползла. Нет ее и во множественном числе. Понял Вовка, как пишутся эти слова. А вы?

2. Викторина. Кто больше придумает примеров из литературных произведений с орфограммами № 34. Например, пирожок лишь разломила да кусочек прикусила (Пушкин); вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Крылов).

Обобщение изученного.

1.Разгадывание кроссвордов, чайнвордов. Например, заполните клетки буквами так, чтобы получилось 9 имен существительных в и.п. ед. ч., каждое из 5 букв


К

К

К

К

К

К

К

К

К

2. Коллективное составление сказки. Обязательно надо добавить внеклассную работу: оформление уголка русского языка по изученной теме с заданиями творческого характера (отгадай ребусы, кроссворды, свои кроссворды).

Сказка «Таинственные пришельцы».

В страну существительных на чудесном корабле приплыли особые существительные, на всех были написаны загадочные буквы: СКЛ, что с трудом удалось расшифровать (расшифруйте: склонение). Я стал наблюдать за ними.

Жили они группами. Ребята из одной группы никогда не изменялись. Мне удалось услышать, как они назывались (несклоняемые). А уж звали их (дайте примеры: пальто, кофе, шоссе, такси и т. д.). Фамилии у них были смешные Сухих, Шевченко.

Другие группой ходили, 10 рядом, один на расстоянии (сущ. На – мя + путь). Они хвастались каким- то суффиксом р.п. (- ен). А были совсем удивительные, подбегали то к мальчишкам, то к девчонкам. Как подбегут, так мальчишки и девчонки похожими станут (сущ. общего рода: задира, забияка, зазнайка). Успел я их рассекретить, а то бы (закончите сказку) неграмотным остался.

Обучающиеся с интересом выполняют подобные задания, постоянно находятся в творческом поиске, вырастает интерес к языку.

5. Заключение

Итак, тема, взятая мною, не нова, я опиралась на определенную методическую базу: труды психологов, педагогов, методистов, которые предлагают пути решения проблемы развития творческих способностей детей на уроках русского языка. Мною разработана система методических приемов, обеспечивающих формирование творческих умений как основу создания интереса к предмету.

6. Информационные источники

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения - М. :Просвещение 1977

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. –М., 1983

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение 1991, Педагогическая психология. М., Педагогика 1991

4. Колесов В.Д., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., Просвещение

5. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. – М., 1983

6. Маранцман В.Г. Развитие речи и эволюция читателя.

7. МелхорнГ., Мелхорн Х. Гениями не рождаются. – М., Просвещение 1989

8. Мкервали А.Г., Линник Д.А. (перевод с английского). Одаренные дети. – М., Прогресс

9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., Просвещение 1986

10. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1985

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Академия развития. 1996

12. Тихомирова Т.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития.

13. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...