Ритуальное агентство “лонг”. Пасха

Есть ли смысл молиться за умерших? Знают ли наши умершие родственники все о нас и просят ли они за нас у Бога? Людмила.

Здравствуйте, Людмила!

Все, что имеется в общепринятой церковной практике, имеет какое-то основание и смысл.
Молитва за умерших проистекает от любви к ним и веры в милость Божию. Если мы молимся о живых, то почему нет смысла в молитве за усопших?

Ап. Павел говорит, что настоящая любовь никогда не перестает (1Кор.13:8), а, значит, и даже со смертью. Понятное дело, что все мы несовершенны, наши усопшие тоже имели какие-то грехи, поэтому в милости Божией и прощении они так же нуждаются, как и живущие. Богу же угодно, чтобы между людьми была любовь. Ему угодно, чтобы мы друг за друга. В Библии достаточно много мест, где говорится о том, что Господь подает все по вере. Исходя из исторической практики, мы видим, что Церковь всегда молилась и о живых, и об усопших, потому, что веровала в необходимость и пользу таких молитв.

Конкретно, о молитве за умершего говорится в тех библейских книгах, которые протестанты выкинули из Библии, потому, что они не отвечали их вероучению. Например, книга Маккавеев вторая, глава 12, ст. 30-45.

Если Богу это угодно, умершие могут о нас знать и просить за нас. Например, из истории с богачом и Лазарем (Лк 16, 27), мы видим, что богач знал о беспечной жизни братьев и заботился, просил о них.
С уважением, священник Павел Ильинский.

Почему грех самоубийства тяжелее убийства? Кому молиться о самоубийцах и некрещеных умерших? Вообще не знаю, можно ли делить грехи на более тяжелые и менее, но за убийц молятся, а за самоубийц – нет. Еще слышал, есть святой Увар, которому как раз молятся за самоубийц, так ли это и почему именно этому святому? Антон.

Уважаемый Антон!
Самоубийство является самым страшным грехом против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягощается отчаянием, ропотом, дерзким восстанием против промысла Божия. То есть самоубийство становится формой богоборчества. Человек подобно Иуде предает Бога, Его благой промысел о себе. Самоубийца отказывается от Бога, как управителя собственной жизни. И, самое главное, самоубийство, в отличие от убийства, исключает возможность покаяния.

О разной степени важности различных заповедей говорит Сам Господь, обличая фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Мф.23,23). Значит, тяжесть греха тоже бывает различной.

Молиться за лишивших себя жизни запрещает устав Церкви. В Номоканоне при Большом Требнике сказано: “аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают его”. Исключение – доказанное умственное расстройство.

Святому мученику Уару молятся не о самоубийцах, а о . Из его жития мы знаем, что он имел особую благодать вымолить прощение грехов некрещеным родственникам благочестивой Клеопатры – вдовы, похоронившей его в своей семейной усыпальнице. Но, даже практика молитвы о некрещеных не может быть признана бесспорной, так как в житии нет однозначного указания на то, что предки Клеопатры не были христианами. Поэтому, и за некрещеных, и за самоубийц можно молиться только дома, а не общецерковно.

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».
С уважением, священник Михаил Самохин

У нас с папой в семье большое горе! Умерла наша любимая мама! Это случилось так быстро, что мы до сих пор не верим в это. Мне самой очень тяжело, но нужно поддерживать папу! Подскажите, как я могу ему помочь? И правда ли что люди, которые умирают в течение 40 дней после Пасхи, попадают в Рай? Если вам будет не трудно, подскажите каким святым нужно молиться о прощении грехов мамочке? Анна

Уважаемая Анна, конечно, потеря матери и жены – такая потеря, от которой сердцу легко никогда не бывает. И ничего такого сказать Вам, что бы сделало вашу жизнь бесскорбной, никто не может. Да и неправильно это было бы, но только важно, чтобы скорбь эта, скорбь от разлуки, боль расставания не была унынием и отчаянием, как у неверующих, а соединялась бы крепкой верой, что земная есть только разлучение, и что нас ждет встреча в вечности. И именно этой верой себя и папу своего поддерживайте.

Находите утешение в молитве за вашу новопреставленную маму. Очень хорошо, если вы вместе будете читать Псалтирь о упокоении ее души, в больших молитвословах есть указания о том, как следует читать ее за усопших, там вы найдете подсказку, как нужно это делать.

Что касается смерти в дни празднования святой , то смысл народного верования о том, что умирающие в эти дни сподобляются лучшей участи следует понимать так, что это лучшее время умереть для тех, кто до того говел Великим Постом, исповедовался, очистил душу свою , встретил верой и радостью Христа Воскресшего; конечно, в это время душе человеческой легче всего отрешиться от земного и устремиться к небу. Надеюсь, что именно так мама ваша приготовилась к жизни вечной.

Молитесь Спасителю, Божией Матери, святой, имя которой носит ваша мама о том, чтобы Господь даровал ей со святыми упокоение, а Владычица Неба и земли и ее святая предстательствовали о ней и помогали ей. И живите достойно ее памяти, так, чтобы из-за ваших грехов и ошибок ни в коем случае временное разлучение не растянулось на вечность. Живите так, чтобы встреча эта состоялась. Бог вам в помощь! Протоиерей Максим Козлов.

Попадают ли в Рай люди умершие на Пасхальной седмице (кроме некрещеных и самоубийц)? Димитрий

Уважаемый Димитрий, есть церковное предание о том, что люди праведной жизни в качестве награды могут сподобиться кончины на Светлой неделе, в дни сугубого празднования светлого Христова Воскресения, очистив свою душу в Таинстве покаяния во время Великого поста до того. Конечно, о такой молитве может молиться православный христианин. По отношению ко многим благочестивым людям мы знаем, что они стремились к ней и получали ее как награду от Бога. Но чисто арифметически причислять к части спасаемых всех умерших в светлые пасхальные дни было бы, конечно, духовно нетрезво. Протоиерей Максим Козлов

Увидела сюжет о панихиде по Марине Цветаевой в одном из московских храмов. Было сказано, что в день ее смерти такие панихиды служатся уже много лет. Как относиться к подобным вещам, если по правилам Церкви запрещено отпевать самоубийц?

Уважаемая Светлана! Для того чтобы понять смысл того снисхождения, которое оказывает Церковь, молясь за Марину Цветаеву, важно понять смысл запрещения поминовения самоубийц. Он состоит в том, что сознательный самоубийца (поэтому, кстати, Церковь никогда не отказывалась молиться за бессознательных самоубийц, скажем, умалишенных) актом самоубийства сам за себя решает, что со своей жизнью делать и отказывается от дара спасения, принесенного ему искупительной жертвой Господа нашего на Голгофском Кресте. Он, по сути, говорит Господу: «Господи, мне Твоя жертва, здесь за нас приносимая не нужна. Моя жизнь, что хочу с ней, то и делаю». Он сам от вечности и от любви Божией отказывается: «Не могу терпеть, не хочу, не буду».

Поэтому, конечно, растратчик казенных денег, от малодушия не имеющий смелости смотреть наутро в глаза тем, чьи деньги он растратил (или собственной жене, которую он обрек на позор), не имеет оправдания, пустивши себе пулю в лоб. Не имеет оправдания и бездарный военачальник, загубивший множество солдат и, вместо того, чтобы испить чашу позора в плену или, вернувшись в отечество, смотреть в глаза всем тем, кто будет, может быть, в них плевать, находит путь, который кажется ему полегче: разделаться со всем этим ужасом, пустив себе пулю.

Так прекращая путь своей земной жизни, в вечности он никуда не денется от этих глаз. Можно ли говорить о таких людях, как имеющих путь к спасению? Церковь никогда не относилась как к самоубийцам к тем мученицам древности, которые ради сохранения своих монашеских обетов или обетов девства при осаждения града варварами бросались со стены города с тем, чтобы не претерпеть поругания от язычников.

Церковь не осуждала, как самоубийцу, воина, который своим телом прикрывал других от вражеских пуль и снарядов, хотя формально это тоже самоубийство. Исходя из этого, мы можем понять, что есть ситуации таких тяжелейших жизненных испытаний, таких особых нравственных коллизий, когда вынести однозначный вердикт, сказать, что этот человек ушел из жизни, как малодушный трус, может только тот, кто без греха. И вот там, где можно иметь снисхождение, Церковь, конечно же, имеет снисхождение к усопшим. Мы помним, что обстоятельства жизни Марины Цветаевой в конце ее земного пути были исключительными по скорбности и тяжести. И поэтому мы уповаем на милосердие Божие по отношению к ней. Протоиерей Максим Козлов

У меня недавно умер родной дядя. Можно ли мне стричься до 40 дней? Лиза.

Примите мои искренее соболезнования в связи со смертью Вашего дяди.
Что касается того, что до истечения 40 дней родственникам умершего нельзя стричь волосы – это суеверие, волосы стричь можно и никаких новых смертей это не вызовет. Но душа вашего дяди нуждается в Вашей усиленной молитве за него. Если дядя был крещен, то обязательно закажите в храме сорокоуст – поминовение на 40 службах, и по возможности читайте за него Псалтирь. Если же Ваш дядя крещен не был, то молитесь за него дома.
Помоги Вам Господи!
Священник Александр Ильяшенко

У моего жениха умер отец. Сколько длится траур по родителям и в течение какого времени можно будет венчаться? Даша

Дорогая Даша! Святая Церковь учит, что душам усопших требуется усиленная молитва их близких, а не траур. Поэтому Вы можете выбрать ту дату, которая устраивает Вашего жениха, Вас и Ваших родственников.
Дай Бог Вам счастья! Священник Александр Ильяшенко

Дорогая Ольга, церковная традиция говорит нам, что об усопших надо читать псалтирь. Можно читать подряд кафизму за кафизмой псалтири. В православных молитвословах находится устав о чтении псалтири. Псалтирь составлена три тысячи лет назад, а акафисты возникли сравнительно недавно. На мой взгляд, предпочтительнее читать псалтирь.

Опираясь на строгость церковных канонов, действительно за таких людей не полагается подавать записочки в алтарь, но если бы мы руководствовались в своей жизни всей строгостью канонов, то, наверное, в церкви остались бы единицы. Сейчас жизнь решительно изменилась. Надо помнить, что древние каноны – некий идеал, к которому мы должны стремится! Но смотреть на вещи надо реально и не ударяться в излишнюю строгость, которая не уместна в нашем и без того жестоком мире. С уважением, священник Александр Ильяшенко

Можно ли отпевать в церкви крещеного молодого человека умершего от наркотиков? Ирина

Здравствуйте, Ирина!
Поскольку наркомания есть сознательное причинение смертного вреда своему здоровью и жизни в погоне за удовольствием, то существует обоснованное мнение, что наркоман, умерший от передозировки, подобен самоубийце. Но, Господь милостив и милостива Церковь – и в этом вопросе существует возможность милосердного снисхождения! Однако мера его зависит от установленных в той или иной епархии порядков и правил: где требуется благословение правящего архиерея, где нет. Чаще требуется, но в любом случае это надо спрашивать у местного духовенства, которое непосредственно знакомо с правилами своей епархии! Священник Алексий Колосов

На дворе Светлая неделя — чудесные дни после Пасхи. Погода в этом году словно "поддакивает" народной традиции побывать на кладбище у могил родных и близких. Существует и благочестивый обычай думать, что любой, умерший на Пасху или на Светлой неделе, попадает в рай прямиком — без мытарств. Но что такое мытарства, ожидающие всех остальных умерших?

О мытарствах нет ни слова в Священном Писании, и в связи с этим многие влиятельные богословы полагают их благочестивой выдумкой, не имеющей отношения к реальности. Но в достаточно обширном и авторитетном сочинении монаха Митрофана "Загробная жизнь", датируемом XIX веком, можно найти наиболее распространенное описание происходящего с человеческой душой непосредственно после смерти. По сути оно изложено как общецерковное учение, то есть без ссылок на соответствующее богословское мнение.

Согласно ему, первые два дня душа находится вблизи тела, на третий день возносится ангелами к престолу Господа, после чего ей в течении шести дней показывают райские обители. На девятый день — повторное лицезрение Бога, а затем — "экскурсия" в ад для ознакомления с тамошними условиями.

Сороковой день является определяющим — на третьей встрече с Богом человек получает от Него "предварительное судебное решение" о своей участи до Страшного Суда — в аду или в раю. Нельзя не заметить, что именно такая интерпретация "предварительного суда" максимально подтверждается литургической практикой Церкви, которая возносит "сугубые" молитвы за умерших как раз в вышеупомянутые дни.

Соответственно, во всевозможных "Азах Православия" данный вариант без обиняков подается как "учение Церкви". Тем не менее, протоиерей Геннадий Нефедов в своем учебнике "Таинства и обряды Православной Церкви" значительно более сдержан и просто упоминает о третьем, девятом, и 40-м дне церковного поминовения усопших без указания причин такового.

Можно, конечно, списать этот факт на то, что учебник написан для учащихся духовных семинарий, которым, в отличие от студентов духовных академий, необязательно знать все богословские тонкости своей будущей работы, или же на избыточную осторожность автора.

Но вряд ли то, что изложено даже в книжках "для простого народа", можно считать высотами богословия, до которых семинаристы еще не "доросли". А еще протоиерей Геннадий в своей книге порой критикует даже решения Синода РПЦ, если, по его мнению, оно не совпадает с церковным учением — как, например, в случае с церковным поминовением инославных христиан.

Сдержанность вышеуказанного учебника становится вполне понятной, если посмотреть соответствующую главу руководства по догматическому богословию — хотя бы пусть и достаточно критикуемого, но наиболее полного по фактическому материалу учебнику архимандрита Макария (Булгакова).

Из него выясняется, что учение о предварительном суде, во-первых, ясно не изложено в Священном Писании, а во-вторых, не догматизировано и представлено мнениями отдельных, хоть и авторитетных Отцов Церкви. Мнения эти не всегда идентичны, а по некоторым пунктам прямо противоречат друг другу. Их источник, как правило, — экстатические видения святых. В основном они касаются "прохождения мытарств" — как следует из названия, некой аналогии современного таможенного досмотра, только в роли "таможенников" выступают бесы, а в качестве "запрещенных товаров" — грехи души. Рассмотрим их поподробнее.

Самое лаконичное и мрачное описание мытарств принадлежит преподобному Антонию Великому. Египетский подвижник видел великана, машущего руками и сбивающего крылатые души, устремляющиеся к небу, причем число "прорвавшихся" к свету было ничтожно мало. Что ж, выражение "из тысячи один едва спасается" весьма любимо монахами, особенно "новоначальными", и оно — один из самых действенных стимулов к аскетическим подвигам.

Настоящей "классикой" как по обширности содержания, так и по цитируемости является описание мытарств блаженной Феодоры, приводимое в житии святого Василия Нового. Общее число мытарств, приводимое в нем, классифицировано по главным группам грехов и равняется 20-ти. Их прохождение начинается сразу после смерти в сопровождении ангелов-хранителей. Отсутствует троекратная "аудиенция" у Бога — встреча с Ним возможна лишь для тех, кто прошел мытарства полностью, и равнозначна благоприятному исходу — определению в рай.

Таким образом, здесь в большей степени подчеркивается "нравственное", а не "юридическое" понимание суда — душа грешника просто не может увидеть Бога и райские блага. Господь же, хоть и попускает бесам "задержку" грешников, но в то же время избавлен от обвинений в откровенной жестокости — дескать, зачем показывать райские блага, чтобы потом осужденный посильнее мучился? Впрочем, полностью без "юридических" моментов не обходится и это описание.

Так, ангелы "расплачиваются" с бесами за нераскаянные на исповеди грехи блаженной Феодоры не только "ее добрыми делами", но и "добрыми делами" ее духовника — святого Василия Нового. Отсюда уже недалеко и до католической "общецерковной копилки добрых дел и молитв" и индульгенций.

Душа же Феодоры лишь "трепещет" — она фактически не принимает никакого участия в решении своей загробной участи. Общий настрой этого описания мытарств также весьма пессимистичен, поскольку не совсем понятно, как можно "невозбранно" миновать мытарства, охватывающие почти все обыденные человеческие проявления.

Гораздо более оптимистично описание мытарств у святого Нифонта Кипрского. Он перечисляет практически те же их этапы, но вот способы их прохождения несколько отличаются. Вот характерный пример:

"Сказали бесы:

"Эта душа до смерти оскверняла себя грехами, не только естественными, но и противоестественными; кроме того осуждала ближнего и умерла без покаяния."

Ангел же хранитель души ответил:

"Правда, много грешила эта душа, но когда заболела, начала плакать и исповедовать грехи свои Богу; и если простил ее Бог, то Он знает почему: Он имеет власть; слава Его праведному суду".

Тогда ангелы, посрамив бесов, вошли с душою в небесные врата".

Как видно из отрывка, спастись грешнику помогло даже не Таинство Покаяния перед священником, но искреннее раскаяние в душе перед Богом.

"Еще увидел святой, как несли душу одного боголюбивого человека, целомудренного и милостивого, любившего всех; бесы, увидев ее издали, скрежетали зубами… ", не смея приблизиться.

Это описание мытарств разительно контрастирует с почти что общепринятым мнением об "ужасности" их прохождения даже для святых. Но все же максимальное "нравственное толкование" теория мытарств получила в малоизвестном отрывке из писем святого Феофана Затворника, епископа-отшельника XIX века.

В нем богослов высказал интереснейшую мысль — бесы на мытарствах могут предстать перед грешникам не жуткими чудовищами, вызывающими трепет, но в весьма соблазнительном виде, что и заставляет души оставаться на мытарствах (и далее — в аду) не по бесовскому насилию, но по выбору собственной воли, помраченной грехом. В этом свете изложенное в начале этой статьи распространенное описание "предварительного суда" приобретает совершенно новое звучание — Бог показывает блага рая перед мытарствами не для усугубления возможных грядущих мучений, но чтобы человек мог совершить настоящий выбор между истинными благами жизни с Богом и псевдоблагами греховной "жизни", а фактически - медленного умирания во грехе.

Но все же самое оптимистичное описание мытарств принадлежит святому Иоанну Карпафскому, жившему, скорее всего, в V веке.

"С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что изшедшую из тела, являясь горьким и страшным обличителем в падениях ее. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, а паче его является сильной в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола:

Что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий, Ему мы согрешили, ему мы и ответ дадим, имея ручательством милосердие Его к нам и спасения в Нем честный Его Крест. Ты же беги дальше от нас окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым.

От таких дерзновенных слов души хребет наконец даст диавол, ужасный испуская крик, в бессилии устоять против имени Христова; душа же, превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл ворону. После сего она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место".

Суеверие: умерший в пасхальную седмицу и без покаяния попадает в Рай, через «отверстые врата».

Практика Церкви . Если христианин умирает на Пасху , то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет для христианина особую милость Божию.

Участь же человека в вечности зависит от состояния его души, близости человека к Богу, а не от календарной даты окончания его земной жизни. Спасение — это близость к Богу, подобие Ему в добродетелях, а не наивный расчёт прошмыгнуть во врата Рая. Для непреображённого человека Царство Божие будет невыносимо, как для того, кто скрывался от солнца будут невыносимы его яркие лучи; недаром говорят, что двери ада заперты изнутри.

С.С. Аверинцев: Не может Бог не быть, И все в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад.

Суеверие: в Пасху следует ходить ка кладбище.

Практика Церкви . На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших - Радоницу.

Апогеем пасхального торжества является церковное богослужение.

Суеверие: нельзя причащаться в день Пасхи.

Учение Церкви . 66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн.

Суеверие: если девушка позвонит на Пасху в колокол (в некоторых храмах и монастырях благословляют на Пасху звонить всех желающих), то сможет в течение этого года обрести своего избранника.

Теоретически такое возможно, если девушка обучена колокольному искусству, и послушать её мелодичный трезвон сбегутся потенциальные женихи. Тогда и ждать не придётся.

Что касается духовной стороны вопроса, то обожествлять металлический предмет или звуковые волны – идолопоклонство.

Учение Церкви . Вторая заповедь Декалога: Не сотвори себе кумира (Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 ).

Суеверие: В дни этого Праздника ни в коем случае нельзя: убирать квартиру, стирать, стричься, мыться, а то накличешь беду.

Так может утверждать только тот, кто не знает, что Церковь празднует Пасху в течение сорока дней. Полтора месяца вполне можно не стричься, но без мытья и уборки обойтись будет сложнее. Вряд ли кто-то целенаправленно планирует уборку на праздничный день, поэтому совершенно неуместно на место здравого смысла вселять в людей страх наказания.

Вообще в церковных канонах не существует указаний о том, что нельзя делать в тот или иной церковный праздник. Церковь говорит о том, что нужно делать. В первую очередь - участвовать в храмовом богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн.

Самое дремучее суеверие - сводить празднование Светлого Христова Воскресения лишь к благочестивым гастрономическим традициям (крашеные яйца, куличи и пасхи) и обмену поздравительными sms.

Предположим, что кто-то спас нас от неминуемой смерти. Уместно ли будет в этот день накрыть праздничный стол и веселиться, совершенно забыв о благодарности нашему спасителю и даже не вспомнив о нём? Честно ли будет радоваться пище и празднику, забыв о том, ради чего и кого он устроен?

В нашем случае еда является приятным, но всё же приложением к главному событию — Жертве Бога ради спасения человечества. Почтить это событие предваряющим его постом, молитвенно встретить его в храме благодарением Творца, причаститься Спасителю — в этом основное содержание празднования кульминации нашего спасения. Главное — освятить себя, а не кулич…

Церковные каноны – дисциплинарные нормы. Следует отличать их от догматов – богооткровенных истин.

ПОД РАДОСТНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

Та женщина сказала, что мама умрет в день Пасхи, а она, Мария Котова, будет жить долго и в девстве.

Всю Светлую седмицу отверзаются Царские врата, ведущие к престолу в алтаре. Они называются так потому, что через них выносятся на литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь – Царь Славы. Открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. В церковном народе многие считают, что тот, кто умер на Пасху, входит в Царствие Небесное легко, без мытарств. В Священном Писании этого нет, и кто может предвосхитить Суд Божий? Но почти каждому верующему хотелось бы, очистив себя постом, молитвой, добрыми делами, предстать перед Христом в том праздничном состоянии пасхальной радости и любви.

Елизавета Котова, мама Марии, поверила той женщине и готовилась к каждой Пасхе. Она трудилась тогда в единственном храме города Калинина, бывшего и оставшегося Тверью, соборе «Белая Троица». Подметала, мыла полы, чистила подсвечники, стояла за свечным «ящиком» или жертвовала полученную мзду священникам. Делала все это бесплатно. Перед большими праздниками вставала в четыре утра, пекла блины, несла их в дом престарелых в Первомайской роще и шла на службу. Еще она ездила в Троице-Сергиеву лавру, покупала там акафисты (больше купить их было негде), переписывала и раздавала другим прихожанам. Просыпаясь ночью, Мария часто видела маму, склонившуюся с ручкой над очередной тетрадью.

В советское время в самой «читающей стране» было практически невозможно купить новый молитвослов, многие верующие пользовались такими тетрадками, переписанными с чудом сохранившихся дореволюционных книг.

Были когда-то на Руси летописцы в монастырях и сохранили для потомков историю Отечества. В Стране Советов простые женщины тайком переписывали для детей и подруг молитвы и сохранили веру в своих семьях. Народная же масса была далека от церковной жизни и малограмотна в деле спасения своей души.

Мама умерла в праздник Пасхи. Ее отпевали на Светлой седмице в только что возвращенном Церкви Воскресенском кафедральном соборе, и похоже, она была первым человеком, отпетым там.

Мария тоже ходила молиться в «Белую Троицу», тоже любила делать подарки близким, а близкие у нее были те, с кем ходила в храм. Она шила тапочки и раздаривала их священникам, алтарникам, прихожанам, даже посылала в Иерусалим. Правда, перед перестройкой было время, когда пришлось покинуть родной храм. Она работала на хорошем месте, зав. секцией в магазине, однажды ее вызвал директор и сказал, что, если она будет продолжать посещать церковь, он будет вынужден ее уволить. По воскресеньям Мария на первой электричке уезжала в Москву, где, в отличие от Калинина, она оставалась незамеченной и там шла в храм на литургию.


Сейчас ей девяносто три года. Плохо слышит, плохо видит, еле встает с кровати, но разум по-прежнему светлый. Регулярно исповедуется и причащается, помогает церкви. Прожила жизнь она, действительно, одна и в девстве, но, в отличие от многих других, не оказалась брошенной и никому не нужной. За ней ухаживает подруга, когда-то работавшая в магазине напротив и благодаря Марии пришедшая к вере.

Кто была та женщина, предсказавшая будущее ей и ее маме? Тайной монахиней, подвижницей, случайным человеком? Мария не знает – была еще маленькой. Но, раз предсказания исполнились, то не от себя та женщина говорила.

Мы часто пытаемся подчинить своей логике вещи, которые ни в какую логику не укладываются, потому что за ними стоят великие тайны. По тем или иным рассказам и сплетням о человек судим его, определяем, что скрывается в его сердце. Решаем, что кто-то не сподобился милости Божией, или, наоборот, утверждаем, что кто-то удостоился Царства Небесного. Но разве можно видеть и понять то, что по-настоящему явно лишь для Господа? Лучше просто со смирением и страхом созерцать Судьбы Божии. И в этом созерцании, смирении и страхе, возможно, откроется что-то очень важное для нас.

Если в праздник Пасхи умирает человек неверующий, который всю жизнь матом ругался, напивался, блудил, насмехался над церковными людьми, святынями, правилами и обычаями, причинил много горя людям, поможет ли ему за гробом дата смерти? Христос не был нужен ему в жизни, и будет ли нужно после смерти нераскаявшемуся грешнику Царство Небесное? Рай – не тюрьма, под конвоем не приводят, и ничто нечистое в него не войдет.

Для человека верующего Воскресение Христово – праздников праздник и торжество из торжеств. Христос воскрес из мертвых и победил смерть, открыл людям дорогу на Небо, даровал надежду на жизнь вечную, соединил нас с Богом Отцом, поэтому мы так ликуем на Пасху.

Если человек умирает на Пасху или на Светлой седмице, Церковь провожает его по особому чину, предписывает совершать его с благодарением и радостью.

Протоиерей А. Душенков

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...