Синдром выгорания в аспекте профессионального стресса. Субшкала «Редукция личных достижений Интеллект и профессиональные достижения

Настоящий раздел посвящён психотерапии для «собственного употребления» врачами различных специальностей, т.к. речь в нём пойдёт о т.н. профессиональном стрессе у врачей - особой разновидности стрессового расстройства, причины и особенности течения которого непосредственно связаны с врачебной деятельностью.

Проблема профессионального стресса у врачей различных специальностей является одной из передовых областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Этот факт обусловлен целым рядом причин, как вне-, так и внутринаучного характера.

Прежде всего, интерес к профессиональному стрессу у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, находящей своё отражение в самых различных отраслях - от теории управления коллективами, до фундаментальной философской гносеологии и методологии науки. Одним из проявлений данной тенденции является привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности - к влиянию на него самого характера этой деятельности.

Другой причиной, обусловившей интерес к данной проблеме, является ужесточение требований к профессионалам различных профилей, предъявляемых темпо-ритмическими характеристиками современного образа жизни. Особенно важными в данном отношении оказываются требования, предъявляемые к представителям т.н. «помогающих профессий», т.к. от их психофизиологического состояния напрямую зависит эффективность их профессиональной деятельности, значение которой в современном обществе трудно переоценить. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам, т.к. «ценой ошибки» в их деятельности нередко является человеческая жизнь .

Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у специалистов «помогающих профессий», в т.ч. у врачей, является т.н. «синдром эмоционального (или психического) выгорания» - состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента :

  • собственно эмоциональная истощённост ь - состояние, близкое к т.н. anaesthesia dolorosa psychica (болезненной/скорбной психической бесчувственности), заключающееся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (особенность здесь по сравнению с «традиционной» anaesthesia dolorosa в том, что такое состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой);
  • цинизм - холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта определённых действий (в западной - и основанной на ней отечественной - литературе этот компонент нередко именуется «деперсонализацией», что совершенно не соответствует отечественной традиции употребления данного термина);
  • редукция профессиональных достижений - обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

Перечисленные три компонента составляют «ядро» синдрома эмоционального выгорания у врачей. К ним также могут присоединяться весьма разнообразные привходящие симптомы. Кроме того, существует целый спектр «маскированных» форм профессионального стресса, выявление которых требует уже вмешательства профильного специалиста - психотерапевта или психолога.

Можно с уверенностью утверждать, что в структуре клинических проявлений профессионального стресса у специалистов «помогающих» профессий (т.н. «эмоционального выгорания») наличествуют черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматических расстройств . Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетической структуре профессионального стресса психологического звена, играющего едва ли не ведущую роль в возникновении и развитии данного явления.

Как уже указывалось, важнейшим психологическим аспектом любого расстройства является его субъективная картина, т.е. комплекс ощущений, чувств, переживаний и знаний, наличествующих у страдающего данным расстройством человека и возникающих в связи с расстройством. Очевидно, что роль субъективной картины расстройства особенно важна в этиопатогенезе психических и психосоматических расстройств, в структуре которых она занимает место, сопоставимое с местом т.н. акцептора результатов действия в рамках обычной, «здоровой» функциональной системы, не только являясь отражением страдания, но и во многом определяя его содержание по механизму обратной афферентации .

Следовательно, возникновение и развитие профессионального стресса в ответ на систему стрессогенных факторов, характерных для той или иной профессии, происходит не непосредственным образом, а опосредовано субъективной картиной стресса, в особенности - той её составляющей, которую можно обозначить, как «субъективная картина системы стрессогенных факторов», особенности которой отражают специфику комбинации стрессогенных факторов, характерных для данной профессии.

При этом нередко у специалистов помогающих профессий - в особенности, у врачей - субъективная картина профессионального стресса находится на «периферии» сознания. Поэтому первым шагом как профилактики, так и коррекции профессионального стресса является систематическим образом организованный анализ врачом системы стрессоров, присутствующих в его деятельности.

Для анализа как само й характерной для данной специальности комбинации стрессогенных факторов, так и её субъективной картины у данного врача, весьма удобной представляется следующая двумерная классификация:
По одному измерению стрессоры разбиваются на три группы по степени специфичности для данной профессии :

  • неспецифические стрессоры;
  • общеспецифические стрессоры, характерные для группы смежных профессий (в данном случае - для медицинских специальностей, например - вызванные эмоциональным сопереживанием больному);
  • частноспецифические стрессоры, характерные непосредственно для данной специальности (например - вызванные эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования).

Второе измерение классификации стрессоров восходит к введённому ещё Г. Селье делению факторов стресса на социальные, психологические и биологические .

В соответствии с такой классификацией, например, физический дискомфорт, вызванный упомянутыми эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования должен квалифицироваться как частноспецифический биологический фактор стресса в профессиональной деятельности врача-хирурга.
Непосредственно для процедуры анализа, с целью повышения её наглядности, может быть использована таблица следующего вида, в ячейках которой врачу следует указать те особенности его деятельности, которые, по его мнению, подпадают под соответствующий класс стрессоров:


Результатом такой процедуры анализа явится наглядная трёхмерная модель системы стрессоров, характерной либо для данной врачебной специальности, либо непосредственно для личной профессиональной деятельности данного врача. Два измерения этой модели заданы описанной выше классификацией, а третье - субъективным «весом», значимостью каждого класса стрессоров.

Например, проведённое недавно исследование показало, что для системы стрессоров в деятельности врачей-хирургов по сравнению с врачами других специальностей характерны следующие особенности: высокая субъективная значимость социальных стрессоров, т.е. конфликтных ситуаций во взаимоотношениях врача-хирурга на различных уровнях - от общества в целом (неадекватное вознаграждение за труд), до конкретной операционной бригады (неоптимальность взаимодействия с коллегами и средним медперсоналом); сосредоточенность на узкопрофессиональных (частноспецифических) проблемах. Эти результаты наглядным образом могут быть представлены на диаграмме.

Субъективная значимость различных классов стрессогенных факторов в профессиональной деятельности врачей-хирургов и врачей нехирургических специальностей

С - социальные, П - психологические, Б - биологические стрессоры; НСп - неспецифические, ОСп - общеспецифические, ЧСп - частноспецифические стрессоры.

Вторым шагом профилактики либо коррекции профессионального стресса в деятельности врача должен явиться самоанализ и самооценка клинических проявлений оного в собственных поведении и деятельности. Важно, чтобы оценка клинических проявлений осуществлялась не до , а после процедуры анализа системы стрессоров, т.к. последняя даёт врачу предварительные субъективные основания подозревать у себя наличие профессионального стресса и будет способствовать более беспристрастной оценке своего поведения и деятельности.

При этом следует учитывать, что профессиональный стресс может протекать не только в виде своей «основной клинической формы», описанной в начале настоящего раздела (эмоциональная истощённость, цинизм, редукция профессиональных достижений), но и в разнообразных маскированных (ларвированных), либо «конвертированных» (соматизированных) формах.
Типичнейшей из маскированных форм протекания профессионального стресса, особенно у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типов является т.н. «трудоголизм» - замещение профессиональной деятельностью всех сфер жизни. В таких случаях увеличение удельного веса профессиональной деятельности по сравнению с другими сферами жизни - досуговой, семейной, культурной и пр. - вызвано попытками компенсировать недостаточную удовлетворённость результатами своего труда, субъективно интерпретируемую как следствие недостаточности трудовых усилий.

Помимо обычных форм протекания («цинической» и «трудоголической»), профессиональных стресс может принимать и соматизированные формы, во многом сближающиеся в своих клинических проявлениях с «классическими» психосоматическими заболеваниями. Иными словами, профессиональный стресс может приводить к функциональным - а в особо запущенных случаях и к органическим - расстройствам сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, к нейродермитам.

Наконец, чрезвычайно важной формой протекания профессионального стресса может быть и использование психоактивных веществ, в типичном случае - алкоголя. Очевидно, что в таких случаях психоактивные вещества используются в качестве своеобразного «самолечения».

По итогам первого и второго шагов врач может сделать вывод об угрозе профессионального стресса, либо же о том, что он уже страдает им.

Третьим шагом профилактики либо коррекции профессионального стресса должно стать определение системы мер, которые врачу следует принять для избежания угрозы либо для коррекции имеющегося у него профессионального стресса. При этом меры, как и в случае любой другой психотерапии - в том числе и аутопсихотерапии - могут быть разделены на три класса: каузальные, патогенетические и симптоматические, в соответствии с теми целевыми аспектами расстройства, которые должны быть подвергнуты коррекционному вмешательству. Очевидным образом, каузальные меры направлены на устранение либо снижение воздействия профессиональных стрессоров, характерных для деятельности данного врача, а симптоматические - на редукцию проявлений профессионального стресса в его случае.

Например, если одним из значимых стрессоров являются нарушенные взаимоотношения с пациентами , следует принять меры к формированию т.н. «психотерапевтичного климата» в этой сфере. Со стороны врача это выглядит как «поддерживающее», сочувственное отношение к пациенту, проявляющееся в соответствующих речевых выражениях и жестикуляции. При этом меняется «сценарий взаимоотношений» - и пациент, со своей стороны, практически оказывается вынужденным вести себя иначе по отношению к врачу.

С другой стороны, если профессиональный стресс у данного врача принимает клиническую форму «трудоголизма», то ему следует сознательно и целенаправленно перестроить структуру своего образа жизни, с тем чтобы «искусственно» расширить не-трудовые его составляющие.

Наиболее сложный класс мер по профилактике и коррекции профессионального стресса составляют меры патогенетические, направленные на изменение механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между системой стрессоров и клинической картиной стресса. Обычно в таком качестве выступают типологические особенности личности врача и особенности его биографии. Например, выше уже упоминался механизм возникновения клинической картины профессионального стресса по типу «трудоголизма» у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типа. В целом же, многообразие таких механизмов, представляющих собой подкласс более общего класса защитных механизмов личности (это понятие введено и разрабатывается, в основном, в рамках психоаналитического «семейства» психотерапевтических направлений) - чрезвычайно велико.

Определение системы патогенетических механизмов в конкретном случае - трудная задача, обычно требующая вмешательства профильного специалиста, психотерапевта или психолога. Однако в большинстве случаев для успешной коррекции профессионального стресса вполне довольно продуманной системы каузальных и симптоматических мер, определённых врачом самостоятельно - и лишь в том случае, когда они не дают должного результата, оказывается действительно необходимым обращение к профильному специалисту.

Таким образом, «алгоритм» профилактики либо коррекции профессионального стресса может быть кратко изложен следующим образом:

  • Первый шаг: самоанализ системы стрессоров, определение значимости каждого класса стрессоров;
  • Второй шаг: самоанализ клинических проявлений возможного профессионального стресса, принятие решения о его наличии/отсутствии/угрозе.
  • Третий шаг: формирование комплекса коррекционно-профилактических мер;
  • Четвёртый шаг: реализация программы коррекционно-профилактических мер;
  • Пятый шаг: контроль результатов - повторный анализ системы стрессоров и клинической картины, оценка наступивших изменений, принятие решения о продолжении/изменении выполнения программы коррекционно-профилактических мер, либо о необходимости обращения к профильному специалисту.

5 (5), +, +, +, +, +, +

Выводы

Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

9 и менее баллов - несложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более баллов - сложившийся симптом.

2. Опросник MBI .

Инструкция : «Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессии типа «человек – человек» рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом относительно вашей работы. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого отметьте балл, соответствующий частоте переживания того или иного чувства. Баллы: 0 – никогда; 1 – очень редко; 2 – редко;3 – иногда; 4 – часто; 5 – очень часто; 6 – всегда».

Текст опросника.

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги , и использую это в интересах дела.

5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевлённым.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.


9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к тем, с кем работаю.

11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулирую мною, они скорее утомляют, чем радуют меня.

12. У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю всё больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.

18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого смогу ещё достичь в своей жизни.

22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ

Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20

Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22

Редукция личных достижений 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

Подсчитайте баллы по каждой субшкале в соответствии с номерами вопросов.

Выводы

Эмоциональное истощение

0 – 18 баллов – низкий уровень выраженности

19 – 37 баллов – средний уровень выраженности

38 – 54 баллов – высокий уровень выраженности

Деперсонализация

0 – 10 – низкий уровень выраженности

11 – 20 – средний уровень выраженности

21 – 30 – высокий уровень выраженности

Редукция личных достижений

0 – 16 – низкий уровень выраженности

17 – 32 – средний уровень выраженности

33 – 48 –высокий уровень выраженности

Чем ниже набранный вами балл по субшкале, тем менее выражена данная составляющая профессионального выгорания.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая профессионального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам : пациента, клиентам, учащимся, подчинённым и др.

Редукция личных достижений – может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя. Своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ

«Опросник MBI».

В рамках занятий по психологическому модулю слушателям ИПКиППРО ОГПУ педагогам ДОУ предлагалось ответить на вопросы данного опросника. Всего в исследовании приняли участие 141 человек, в возрасте от 22 до 60 лет, со стажем от 3 до 30 лет. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 3.

Уровни выраженности компонентов выгорания у педагогов


Компонент выгорания

Уровень выраженности (%)

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редуцирование личностных достижений

Данные результаты показывают, что низкий уровень выраженности эмоционального истощения характерен для небольшого числа педагогов (14%). Для большинства педагогов (77%) характерны периодические ощущения эмоционального перенапряжения и чувства опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Для некоторых опрошенных слушателей курсов базового повышения квалификации (9%) эмоциональное истощение стало значимой проблемой.

Несмотря на проявляющиеся признаки эмоционального истощения у большинства опрошенных педагогов (56%) не возникает равнодушного, негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Хотя у значительной части педагогов (43%) контакты с субъектами образовательного процесса становятся всё более обезличенными и формальными, возникают по отношению к ним негативные установки. Данный компонент выгорания менее всего представлен у опрошенных слушателей.

Снижение оценки своей компетентности (негативное восприятие себя как профессионала), недовольство собой, уменьшении ценности свое деятельности, негативное отношение к себе как к личности, появление безразличия к работе, характерно для большинства педагогов (63%). Отдельные признаки редуцирования личностных достижений наблюдаются почти у всех остальных слушателей (36%). Лишь для 1% педагогов сниженная рабочая продуктивность не является представленной проблемой.

Основные стратегии помощи в работе с профессиональным выгоранием .

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

Стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

Удовольствие (релаксация, игра):

Умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

Стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

Стремление бороться со своими негативными убеждениями;

создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Работа с супервизором.

Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

1) играю со своими детьми;

2) читаю, лежа на диване;

3) работаю в саду;

4) встречаюсь с друзьями;

5) смотрю телевизор.

Второй список может выглядеть так:

1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье

2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы;

3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого

общения и т. д.

Упражнение 2. «Обещание самому себе»

1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей - профессиональной, организационной и личной - для работы со вторичной травмой.

2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.

3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.

Ваш лист может выглядеть примерно так:

Личная сфера

1. Взять отпуск

2. Делать зарядку*

3. Встретиться с близкой подругой*

Профессиональная сфера

1. Договориться о супервизии*

2. Брать перерыв после работы с «трудным» ребёнком

3. Прогуливаться в конце рабочего дня*

Организационная сфера

1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания*

Решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться);

Расслабьтесь;

В течение 5-10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.

Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное - практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной - двух попыток визуализации.

Если возникнут сомнения, - избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания

Техника 1. «Отрезать, отбросить»

Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Техника 2. «Лейбл, или Ярлык»

Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.

Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

По данным специалистов (Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75% (а это вовсе не мало!).

Техника 3. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда , сделайте ее смешной.

Техника 4. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий -- осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь - самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!).

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я. конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

Работа с супервизором

Она особенно необходима в том случае, если специалист:

Может застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно.

Эмоционально вовлекается в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания.

Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могли бы оказаться более полезными.

Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает страдать от «сгорания».

Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.

Запомните!

Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма - это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий.

Организация супервизии поможет справиться с этими трудностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам.

Типы супервизии

Один на один - это заранее запланированная встреча с повесткой дня , чтобы обсудить и оценить конкретную работу.

Групповая супервизия - в коллективе сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга, участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался; происходит обмен опытом и знаниями.

Неформальная супервизия это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.

Кризисная супервизия - незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста. Происходит сразу после работы с клиентом.

Запомните!

Всегда можно попросить о помощи.

Всегда можно задать «глупые» вопросы.

Никто из специалистов не должен быть в изоляции.

Памятка

Как избежать встречи с профессиональным выгоранием

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать если вы заметили первые признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения Трудно признаться самому себе: «Я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них - рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно - как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стираются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором - профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании . В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помотают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс творить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что выгорание уже происходит и достигло глубоких стадий

Помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не: пытайтесь провести эту работу сами с собой - такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только имеете с профессиональным психологом-консультантом.

Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Почему? Да потому, что основа «психологического лечения - - помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя» Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место дин прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы - пересмотр своих жизненных мифов, целен и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

Задания

1. Выберите какие-либо из предлагаемых методик и, основываясь на результатах выполнения, охарактеризуйте некоторые особенности развития своей психологической готовности к инновациям.

2. Разработайте диагностическую программу, направленную на изучение психологической готовности педагога ДОУ к инновациям.

3. Предложите 3-5 примеров игровых ситуаций для развития эмпатии у педагогов.

4. Опишите собственные психологические барьеры, возникающие при внедрении инноваций; пути их преодоления.

5. Создайте банк способов профилактики профессиональных деформаций педагога ДОУ.

Раздел 3. Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ в процессе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

В процессе мониторинга между субъектами образовательного процесса ДОУ могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. В целях предотвращения стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению .

Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у субъектов разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только материальное вознаграждение. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Раньше вашей деловой активности можно было позавидовать, а теперь многие говорят, что вы выглядите уставшей(им) и раздраженной(ым). Да вы и сами обеспокоены своим состоянием, но не знаете, в чем причина и что можно предпринять. Давайте попробуем разобраться…

Сегодня речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорания . Вряд ли возможно разработать план из пяти-десяти пунктов, реализация которого привела бы к полному выздоровлению. Однако надеемся, что, читая нашу статью, вы расширите свое понимание этого феномена и сумеете найти способы его преодоления.

Мнение психологов

Профессиональная деятельность насыщена стрессогенами. Среди основных психологи называют следующие:

    Необходимость много и интенсивно общаться с различными людьми , знакомыми и незнакомыми. Изо дня в день приходится сталкиваться с разными проблемами множества людей, а такой контакт с эмоциональной точки зрения очень трудно поддерживать продолжительное время. Если вам присущи скромность, застенчивость, замкнутость и концентрация на проблемах «трудовых будней», то вы склонны накапливать эмоциональный дискомфорт.

    Частая работа в ситуациях, требующих высокой эффективности (следует быть неизменно милой, обаятельной, вежливой, организованной, собранной и т. д.). Такая публичность и жесткий внешний контроль со стороны как руководителя, так и коллег, со временем могут вызвать внутреннее раздражение и эмоциональную нестабильность.

    Эмоционально напряженная атмосфера (поток звонков, дела «на вчера», приемы, визиты, зависимость от настроения руководителя), постоянный контроль над правильностью своих действий . В условиях, когда требования превосходят ваши внутренние и внешние ресурсы, стресс возникает как закономерная реакция.

К сожалению, руководители чаще склонны перекладывать всю ответственность за профессиональное выгорание именно на вас, аргументируя это плохой подготовкой и личностными особенностями. На самом деле этот синдром возникает как результат действия многих факторов: окружение, в котором приходится работать; полученное образование; условия труда и личностные моменты.

В психологии синдром профессионального выгорания определяется как одно из проявлений длительного рабочего стресса, а также некоторых видов профессионального кризиса. Возникает он в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологической литературе относительно недавно. Впервые его ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые работают в системе «человек-человек», интенсивно и тесно общаются с клиентами (пациентами) в эмоционально «нагруженной» атмосфере при оказании профессиональной помощи. Профессор психологии Калифорнийского университета Кристина Маслач и ее коллеги разработали научный подход к изучению проблемы профессионального выгорания, рассматривая его как трехкомпонентную систему, которая включает:

    Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).

    Деперсонализацию (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим).

    Редукция личных достижений (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим).

Итак, хотя наукой давно доказано, что без стресса живое существо погибает, слишком частое пребывание в стрессовых ситуациях токсично для человеческой психики. При большой нагрузке на работе важно установить безопасный для нервной системы уровень напряжения. Тогда профессиональное выгорание будет поставлено под контроль или его вовсе удастся избежать.

Раскладываем все по полочкам

Для того чтобы оценить свое эмоциональное состояние и возможное наличие симптомов профессионального выгорания, необходимо составить о них четкое представление. В психологии принято разделять симптомы профессионального выгорания на три группы:

    психофизические;

    социально-психологические;

    поведенческие.

Внимательно прочитайте характеристику каждого их них и попробуйте (только без фанатизма) проанализировать свое внутреннее состояние.

Итак, к психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:

    чувство постоянной, не проходящей усталости (симптом хронической усталости);

    ощущение эмоционального и физического истощения;

    снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

    общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

    частые беспричинные головные боли;

    постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

    резкая потеря или резкое увеличение веса;

    полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2–3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

    постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

    одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

    заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы профессионального выгорания - это такие неприятные ощущения и реакции, как:

    безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

    повышенная раздражительность на незначительные события;

    частые нервные срывы («уход в себя», вспышки немотивированного гнева или отказы от общения);

    постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

    чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

    чувство гиперответственности и постоянное чувство страха («это у меня не получится», «я не справлюсь»);

    общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения:

    ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

    заметное изменение режима рабочего дня;

    вне зависимости от объективной необходимости постоянно берете работу домой, но дома ее не делаете;

    чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

    невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий (мало осознаваемых или неосознаваемых);

    дистанциированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

    резкое увеличение количества выкуренных за день сигарет, злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств.

Среди симптомов, которые возникают первыми, - ощущение усталости и повышенная раздражительность, переходящая в немотивированную агрессию по отношению к коллегам. Причины подобного поведения кроются во внутренними напряжении, вызванном недовольством собой или другими внутренними конфликтами, которых вы, как правило, не осознаете. Напряжение постепенно накапливается, вследствие чего возникает необходимость «сбросить» его. Когда эта потребность дает о себе знать, то, к сожалению, «последней каплей» становятся любые затруднения, которые ранее не вызывали у вас бурной эмоциональной реакции.

Как определить свое эмоциональное состояние

Синдром профессионального выгорания начинается, как правило, настолько тихо, что не всегда можно заметить его появление. Сначала просто приглушаются эмоции, ощущается неудовлетворенность собой или, наоборот, появляется нечувствительность к вещам, которые обычно вызывают острую реакцию. При этом человека начинают преследовать необъяснимые головные боли и боли в спине, бесконечные простуды и бессонница.

На второй стадии этого синдрома психологическое состояние проявляется на уровне эмоций. Подобно зеркалу, отражающему внутренний мир, ваша эмоциональная сфера начинает производить негативную энергию. Именно в этот период возникает недоброжелательное отношение к людям, с которыми приходится общаться каждый день: они раздражают, злят. Чтобы избежать этих отрицательных переживаний, вы можете неосознанно отстраняться от коллег и посетителей, выполняя только минимум работы.

Но это не может длиться вечно. Наступает третья стадия - истощение. Больше нет эмоций, сил, воли… Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Вы в обиде на весь мир и самого себя. К счастью, до этой фазы доходят редко.

На первых двух стадиях синдрома профессионального выгорания можно восстановиться, но, чтобы вернуться к нормальной жизни, необходимо или научиться жить с тем, что имеете, или изменить ситуацию .

Для управления ситуацией ее необходимо изучить. Поэтому предлагаем вам проверить свое эмоциональное состояние с помощью методики «Синдром выгорания». Она позволит определить степень выраженности основных составляющих этого синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания. Независимо от результатов, даже если вам показалось, что данная проблема вас не касается, полагаем, не лишними будут профилактические меры.

Методика «Синдром выгорания»

Предлагаем 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя подобным образом. Если вам не свойственно описанное ощущение, в бланке ответов отметьте позицию 0 - «никогда». Если оно для вас характерно, укажите, насколько часто. Для этого напротив вопроса поставьте балл, который отвечает частоте возникновения того или иного чувства.

Бланк для ответов

№ п/п

Утверждение

Баллы

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Всегда

0

1

2

3

4

5

6

Я чувствую себя эмоционально истощенной
В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон
Я чувствую себя уставшей, когда просыпаюсь утром и должна идти на работу
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги, но использую это в интересах дела
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами, как с предметами (без теплоты и симпатии к ним)
Я чувствую себя энергичной, ощущаю эмоциональный подъем
Я умею находить правильные решения в конфликтных ситуациях
Я чувствую угнетенность и апатию
Я могу положительно влиять на продуктивность работы моих коллег
В последнее время я стала более черствой (нечувствительной) в отношениях с коллегами
Как правило, те, с кем мне приходится работать, - неинтересные люди, которые, скорее, утомляют, нежели радуют меня
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
У меня все больше жизненных разочарований
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многим вещам, которые радовали меня раньше
Иногда мне действительно безразлично, что происходит с некоторыми из моих коллег
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех
Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе
Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера
Я успеваю много сделать
Я чувствую себя на пределе возможностей
Я многого еще могу достичь в своей жизни
Иногда коллеги перекладывают на меня часть своих проблем и обязанностей

Обработка и интерпретация результатов

Определите, пожалуйста, сумму баллов по трем основным показателям:

    Эмоциональное истощение - подсчитываются результаты по следующим вопросам: 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. Максимально возможная сумма - 54.

    Деперсонализация - подсчитываются результаты по следующим вопросам: 5, 10, 11, 15, 22. Максимально возможная сумма - 30.

    Редукция личностных достижений - подсчитываются результаты по следующим вопросам: 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21. Максимально возможная сумма баллов - 48.

Создаем защитные механизмы

С меньшим риском для здоровья профессионального выгорания переживают люди, обладающие такими особенностями:

    хорошее здоровье;

    сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом и поддержание здорового образа жизни);

    высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Кроме того, профессиональное выгорание в меньшей степени грозит, имеющим опыт успешного преодоления профессионального стресса и способным конструктивно меняться в напряженных условиях. Они общительны, открыты, самостоятельны и стремятся опираться на собственные силы, постоянно повышают свой профессиональный и личностный уровень. Наконец, важной чертой личностей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и поддерживать оптимистичные установки как в отношении себя, так и других людей и жизни в целом.

Итак, необходимо помнить, что низкая работоспособность в период кризиса не лишает вас профессиональных качеств и вы продолжаете оставаться ценным сотрудником.

Есть несколько методов психологического выхода из трудной ситуации, которые помогут нейтрализовать профессионального выгорания. Последний на ранних стадиях практически полностью поддается коррекции без помощи психологов и специальных медицинских средств.

- это панацея почти от всех бед и лекарство от всех душевных травм. Кому-то больше подойдет аутотренинг или медитация, кому-то - ежедневная зарядка или обливание холодной водой, а кому-то - бег или современные танцы.

Полноценный отдых . Без него эффективная работа невозможна. Что является для вас отдыхом - решите сами. Только одно условие - на отдых нужно потратить какое-то время, а не просто «подремать в метро». Смена обстановки, новые впечатления, эмоциональная встряска обновят вас и, вернувшись, вы сможете продолжать продуктивно работать.

Искусство рационализации . Помните, что ваша работа - это не вся жизнь. Относитесь к ней как к небольшому фрагменту вашей жизненной киноленты.

Психологическое отстранение . В ситуации, когда вас оскорбляют посетители или руководитель, создайте умственный барьер в виде стекла в автомобиле, через которое вы можете видеть другого, но не слышать его.

Создание физической дистанции . Вы можете стоять или сидеть немного дальше от посетителей, чем обычно, реже смотреть им в глаза, использовать сигналы, неявно свидетельствующие о быстротечности беседы. Разговаривайте с посетителями на поверхностные, общие темы. Это потребует от вас гораздо меньше личностных ресурсов.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Проблема эмоционального выгорания пришла в мир исследований и обсуждений во второй половине 20-го века. Иногда используют термин «профессиональное выгорание», подчеркивая, что данный синдром проявляется в профессиональной сфере и связан с отношением человека к работе. И если в профессиональной сфере не произойдет изменений, человек будет переносить последствия синдрома и на другие области своей жизни.

В наше время безумной спешки и постоянных изменений данная тема становится все более актуальной для современного человека.

Причины выгорания

Давайте разбираться, почему возникает данный синдром. Согласно Ленгле, например, это происходит из-за недостатка истинного экзистенциального смысла выполняемой человеком деятельности. Существует ряд других теорий, которые называют следующие причины эмоционального выгорания - постоянный стресс на работе, монотонная работа, непонимание целей компании, повышенное чувство ответственности и другие.

Ранее считалось, что эмоциональному выгоранию подвержены представители профессий «человек - человек», те, которые ежедневно общаются с людьми: продавцы, преподаватели, HR-специалисты. Мы провели исследование среди сотрудников производственной компании, которое показало, что уровень выгорания даже выше у сотрудников направления «человек - техника», те, которые работают в производстве и минимально общаются с людьми в течении своей рабочей смены. О чем это говорит? Что на данный момент этому симптому подвержены сотрудники разнообразных направлений деятельности.

Чтобы рассмотреть способы преодоления и профилактики синдрома, стоит вспомнить теорию К. Маслач, согласно которой синдром эмоционального выгорания проявляется в трех симптомах, и способы борьбы с каждым будут разные.

Первый симптом: эмоциональное истощение

Проявляется постоянной усталостью, физическим недомоганием и сниженным эмоциональным фоном. Простыми словами - человек чувствует постоянную усталость и ему просто нужно вспомнить о первой ступеньке пирамиды Маслоу и удовлетворить свои физиологические потребности - хорошо выспаться, покушать и отдохнуть, желательно на свежем воздухе. Если вы руководитель и заметили такие симптомы у своего подчиненного, не стоит с ним говорить о «высоком», а просто отпустите его на день-другой с работы.

Второй симптом: деперсонализация

Проявляется в равнодушии и даже негативизме к окружающим людям, деформируются отношения с коллегами, установки становятся циничны по отношению к другим. Первое, что стоит сделать - это вспомнить, что все люди нормальные и в каждом человеке мы уже сами находим то, что нам нравится, и то, что не очень. Но, после проделывания рекомендаций к первому симптому, уже и люди будут казаться более приятными.

Третий симптом: редукция персональных достижений

Наиболее сложный для борьбы. Человек занижает свои успехи и достижения, негативно себя оценивает и преуменьшает собственное достоинство. В наиболее усугубленных случаях человеку может казаться, что он всегда не то делал, выбрал не ту профессию, ничего в этой жизни не достиг, и выхода не видит. Первое, что стоило бы сделать, это вспомнить, что «неудач не существует, а существуют лишь уроки, которые мы из них извлекаем». Замечательная цитата Робина Шармы, чьи книги рекомендованы к прочтению, особенно в состоянии эмоционального выгорания. Когда мы относимся к прошлому опыту, как к хорошему учителю, то понимаем, что никогда не поздно начинать что-то новое, ставим себе новые цели, пишем план реализации и достигаем их. Если вы руководитель и начали замечать признаки данного симптома, это сигнал о том, что подчиненный нуждается в дополнительной поддержке и мотивации. Скажите ему, как вы его цените, верите в него, подчеркните его достоинства и его вклад.

Помните, что работа с синдромом выгорания начинается с разгрузки и физически здорового тела, а уже далее следует работа с мышлением и установками.

Методика №1: Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Результаты тестирования по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены в Приложении 1, ключ к тесту в Приложении 2.

На рис.1. представлены результаты средних значений по группе в виде гистограммы:

Рис.1.

Интерпретация:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Из рис.1 видно, что фазы напряжения и истощения не сформировались, а фаза резистенции находится в зоне формирования. Это означает, что в целом у испытуемых наблюдается формирование защиты от психотравмирующих условий с участием эмоционального выгорания, хотя напряжение от исполнения рабочих обязанностей выражено не сильно и истощение психических и физических ресурсов пока не наблюдается.

На рис.2 в виде диаграммы представлены результаты средних значений выраженности каждого из 12 симптомов по группе:


Рис. 2.

Интерпретация:

Шкала 1 - Переживание психотравмирующих обстоятельств

Шкала 2 - Неудовлетворённость собой

Шкала 3 - Загнанность в клетку

Шкала 4 - Тревога и депрессия

Шкала 5 - Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Шкала 6 - Эмоционально-нравственная дезориентация

Шкала 7 - Расширение сферы экономии эмоций

Шкала 8 - Редукция профессиональных обязанностей

Шкала 9 - Эмоциональный дефицит

Шкала 10 - Эмоциональная отстранённость

Шкала 11 - Личностная отстранённость (деперсонализация)

Шкала 12 - Психосоматические и психовегетативные нарушения

Интерпретация:

9 и менее баллов - свидетельствует о несложившемся симптоме;

10-15 баллов - складывающийся симптом;

16-20 баллов - сложившийся симптом;

20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме эмоционального выгорания.

Из диаграммы на рис.2. видно, что такие симптомы, как переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, тревога и депрессия, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстранённость (деперсонализация) и психосоматические и психовегетативные нарушения попали в зону несложившегося симптома, симптомы эмоциональный дефицит и эмоциональная отстранённость - складывающиеся симптомы, остальные (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и редукция профессиональных обязанностей) имеют статус сложившегося симптома.

На рис.3. представлена сумма значений всех 12 симптомов эмоционального выгорания, характеризующая общую выраженность синдрома у каждого из испытуемых.


Рис.3. Количественные показатели выраженности "эмоционального выгорания" у каждого из испытуемых.

Интерпретация: значения до 108 баллов - эмоциональное выгорание не наблюдается, от 108 до 180 баллов - эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, более 180 баллов - эмоциональное выгорание сформировано.

Из рис.3 можно увидеть, что у семи испытуемых синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования. Еще у семи он не наблюдается вовсе. А у испытуемого под № 11 мы наблюдаем довольно высокий балл, что говорит нам о сформировавшемся синдроме эмоционального выгорания.

Проведя анализ первых двух гистограмм, мы увидели, что фаза резистенции, находящаяся в стадии формирования, очень близка к границе сформированной фазы. Это произошло потому, что три из четырех симптомов, а именно: симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей в исследуемой группе являются полностью сформировавшимися симптомами.

Результаты можно интерпретировать наличием у социальных работников признаков усиливающегося переживания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.

Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования проявляется в том, что сотрудник перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае мы говорим о полезном навыке подключать к взаимодействию с партнерами по общению эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, отсутствие категоричности. Совсем другое дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоциях. Действует по принципу "хочу или не хочу": сочту нужным - уделю внимание партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности. В таком случае субъект отмечает эмоциональную черствость, неучтивость или равнодушие, интерпретирует это как неуважение к своей личности.

Симптом эмоционально - нравственной дезориентации как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнером. Объясняется это следующим образом. Очень часто профессионалы имеют потребность в самооправдании. При этом звучат, например, такие суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "почему я должен за всех волноваться". Возникновение этого симптома свидетельствует о том, что эмоции не пробуждают или не стимулируют нравственные чувства.

Редукция профессиональных обязанностей проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым "законам редукции" субъектов сфер обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. В нашем случае, сотрудник, имеющий этот симптом, не находит нужным дольше побеседовать со студентом или коллегой, помочь ему при трудностях в процессе обучения или работы. Ответ получается скупым и недостаточно информативным.

Методика №2: Опросник "профессиональное выгорание".

Результаты опросника "профессиональное выгорание" представлены в Приложении 3, ключ к тесту в Приложении 4.

На рис.4. представлены результаты средних значений по группе в виде гистограммы:


Рис.4.

Оценка уровней выгорания приведена в табл.1.

Таблица 1

Оценка уровней выгорания (данные Российской выборки)

Из рис.4 и табл.1 мы видим, что эмоциональное истощение в группе находится на среднем уровне, а деперсонализация и редукция личных достижений на высоком уровне.

У семи человек (46,7%) показатели эмоционального истощения на низком уровне, у двух на среднем (13,3%) и у шести (40%) на высоком уровне. Показатели деперсонализации всего у одного испытуемого (6,7%) на низком уровне, у пяти (33,3%) на среднем, а у девяти (60%) на высоком уровне. Показатели шкалы редукции личных достижений, как и деперсонализации, находятся на высоком уровне, т.е. всего у одного испытуемого (6,7%) они на низком уровне, у шести (40%) на среднем и у 8 (53,3%) на высоком.

Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Деперсонализация сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т.д.

Редукция личностных достижений может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, в негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.


Рис.5

Из рис.5 можно заметить, что испытуемый под № 11, снова имеет самый высокий балл из всей группы испытуемых.

Методика №3: "Шкала личностной и реактивной тревожности" Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.

Результаты тестирования по методике диагностики уровня тревожности Спилбергера - Ханина представлены в Приложении 5, ключ к тесту в Приложении 6.

Обработанные результаты тестирования показаны в графическом виде на рис.6 и 7.


Рис.6.

Из полученных результатов следует, что высокие показатели и ситуативной и личностной тревожности имеют 6 испытуемых (40%). Для испытуемых под № 6 и 12 характерная высокая личностная тревожность, при умеренной ситуативной тревожности. Самый высокий показатель ситуативной тревожности у испытуемого под № 3, а самый высокий показатель личностной тревожности у испытуемого под № 11. Низких показателей тревожности в группе нет.


Рис.7.

Из рис.7 видно, что показатели личностной тревожности в группе испытуемых немного выше показателей ситуативной тревожности.

Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что в целом группа имеет высокие показатели по обеим шкалам (СТ=45, ЛТ=49).

Методика №4: Опросник "экспресс-оценка выгорания" Каппони В., Новак Т.

Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома эмоционального выгорания.

Результаты теста представлены в Приложении 7.

Обработанные результаты тестирования по каждому испытуемому показаны в графическом виде на рис.8.


Рис.8.

Из рис.8 мы видим, что у испытуемых под № 2 и 15 самый низкий балл (0), что говорит об отсутствии признаков выгорания. Также они отсутствуют у испытуемых под № 3, 7 и 8. Показатели остальных испытуемых находятся в средней зоне.


Рис.9.

По полученным данным можно заключить, что группа имеет первые симптомы синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, было проведено экспериментальное исследование эмоционального выгорания сотрудников Московского университета государственного управления, относящихся к категории социальных работников. На основании проведенного исследования уровня эмоционального выгорания, уровней ситуативной и личностной тревожности социальных работников мы видим, что у многих участников экспериментальной группы наблюдаются высокий уровень эмоционального выгорания, тревожности. Отмечается неудовлетворенность, эмоциональная нестабильность большей части социальных работников. Но, больше всего привлек внимание испытуемый под № 11, показатели которого находятся на высоком уровне, что говорит о сформированном синдроме эмоционального выгорания.

Появилась обоснованная необходимость в проведении коррекционной работы по снижению эмоционального выгорания, стресса и тревожности, повышения стрессоустойчивости у этого участника. Для остальных испытуемых разработаны общие рекомендации по психопрофилактике синдрома "эмоционального выгорания". Рекомендации для участников эксперимента представлены в Приложении 8. С испытуемым под № 11 были проведены несколько бесед, коррекционная работа. После проведения повторной диагностики, мы обработали и сравнили полученные результаты, с целью выявления эффективности психопрофилактических мероприятий. Программа коррекционной работы представлена в Приложении 9. Результаты исследования для этого участника, анализ и обработка полученных экспериментальных данных можно увидеть в следующем параграфе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...