Синквейн на тему личность. Синквейн как один из приемов формирования аналитических умений учащихся

«Мастер и Маргарита урок» - Маргарита. Результаты групповой работы: Цели для учащихся: Черная магия. Цели учителя: Форма урока: Читательская интерпретация произведения. Бессмертие. Работать, страдать, любить. «Рукописи» настоящих творцов «не горят». Приложение: иллюстрации к роману Нади Рушевой: Тип урока: II Урок: Творческая лаборатория.

«Творческая личность» - Семь стадий саморазвития творческой личности. Типы творческих личностей. Стадия начального творческого самоопределения. Пройдет неделя, месяц, год и вы поймете, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее. Гениальность характеризует собой вершину развития творческих способностей личности. Правило 3. Не давайте загнать себя в угол!

«Личность и общество» - Определение личности. Тема: Личность и личный выбор § 48 Что такое мораль? § 49. Образ человека включает: Мораль, моральный выбор, моральный контроль. Способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных. ЛИЧНОСТЬ – (от лат. Образование. Самовоспитание. Антропогенез – процесс возникновения человека.

«Личность и индивидуальность» - Философские отличия. «Атом». Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Индивид и Индивидуальность. Чингачук-большой змей. Новое Время. Декарт. Общество. Природа - живой организм. 1.Внешние. 2.Психологичес- кие 3.Социальные 4.Духовно- культурные. Индивидуальность. Подходы к изучении личности.

«Типы личности» - Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Предприимчивый (предпринимательский) тип. Противоположный тип - социальный. Артистический тип. Практический (реалистический) тип. Противоположный тип: реалистический. Стандартный (офисный) тип. Близкие типы: реалистический и артистический. Социальный тип.

«Структура личности» - Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Индивидные свойства - темперамент, половозрастные особенности организма. Г. Айзенк. Б.Г. Ананьев. Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену - деятельности. В.Н.Мясищев. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности.

Сегодня новая школа видит ученика активным участником образовательного процесса. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте на первом месте стоит личностный результат освоения образовательной программы, определяющими показателями которого являются “готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению... способность ставить цели и строить жизненные планы”. Поэтому целью моей педагогической деятельности является создание условий для развития и формирования критически мыслящей, самостоятельной, творческой личности, стремящейся познавать новое и совершенствоваться.

Традиционное обучение не побуждает самих школьников к получению знаний, не формирует познавательного интереса. На мой взгляд, современная технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) создаёт творческую атмосферу на уроке, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает аналитические умения обучающихся. Под аналитическими умениями в современном образовании понимается комплекс специальных мыслительных действий, направленных на выявление, оценку и обобщение полученных знаний, анализ и перевод их в новое качественное состояние. Необходимое условие формирования аналитических умений – освоение учащимися основных мыслительных операций, таких как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение, классификация и ряд других.

К одному из эффективных приёмов технологии РКМЧП по формированию аналитических, рефлексивных умений можно отнести составление синквейна.

Традиционно синквейн (от фр. сinquains, англ.cinquain) – стихотворение из пяти строк, построенное по схеме 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифры обозначают количество слогов в строке. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн используется в качестве инструмента для анализа и синтеза информации. Синквейн требует умения находить главное и коротко его формулировать. Исследователи синквейнов замечают, что способность резюмировать большой объём информации, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, образах – важное умение. Оно полезно для выработки способности к анализу, а такжетребует от ученика сосредоточенности, вдумчивости, богатого понятийного запаса. Поэтому синквейн позволяет оценить и уровень понятийного и словарного багажа учащихся.

Безусловно, составление синквейна – это вид творческой деятельности, метод развития образной речи. Л.С. Выготский утверждал, что “...всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.

Синквейн привлекает простотой построения, требует меньших временных затрат, чем, например, сочинение. Этот приём я применяю на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления содержания (нового материала), рефлексии. Чаще всего синквейн использую как “быстрый, но мощный инструмент для рефлексии”.

Техника составления дидактического синквейна:

  • Первая строка заголовок , отражающий понятие, определяемое в стихотворении, т.е. заявляется тема синквейна или предмет, о котором пойдёт речь. Состоит из одного существительного .
  • Вторая строка – описание предмета, определение ключевых качеств понятия. Это два прилагательных или причастия, которые обозначают существенные признаки предмета.
  • Третья строка – действия, характеризующие понятие, предмет. Это три глагола или деепричастия.
  • Четвёртая строка ключевая фраза , обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету, теме. Формально это может быть пословица, крылатое выражение, афоризм, цитата.
  • Пятая строка – одно слово-резюме , синоним, обобщающий или расширяющий смыслтемы, предмета.

Если следовать этим правилам, могут получиться, например, такие синквейны:

Русский язык. / Выразительный, распространённый. / Обучает, тренирует, развивает. / Каждый изучает родной язык. / Россия. (Конорева Лиза, 6 класс).

Имя существительное. / Самостоятельное, представительное. / Окружает, называет, появляется. / Всё передаём русским словом. / Хлеб языка. (Беляничева Вероника, 6 класс).

Пушкин. / Талантливый, великий. / Творил, мечтал, любил. / Солнце русской поэзии. / Гений. (Побиянова Алина, 10 класс).

Первая строка синквейна даёт возможность судить о метапредметном умении ученика определять тему. Остальные строки характеризуют метапредметные умения выделять существенные признаки понятия, подбирать нужное слово для определения выделенных характеристик и умение обобщать и формулировать вывод-тезис.

  • объяснить правила написания синквейна;
  • составить вместе с учащимися синквейн по теме урока, показывая приём набора лексики;
  • определить темы для написания синквейнов на первом этапе в парах (группах)
  • зафиксировать время на написание синквейна;
  • заслушать варианты (примеры).

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Интересна работа над составлением синквейна по теме “Я – читатель”. Она даёт ученику оценить себя в данном качестве, что, на мой взгляд, повышает мотивацию учащегося к чтению и способствует развитиюинтеллектуальных, творческих и аналитико-рефлексивных умений. Синквейны “Я – читатель” писали ученики десятого класса. Данные работы отражают читательский опыт каждого ученика и его эмоциональное отношение к себе – читателю.

Итак, в первой строке синквейна в качестве предмета стихотворения (одно существительное) все учащиеся взяли нейтральное слово читатель .

Во второй строке – ответ на вопрос, какими главными качествами должен обладать читатель. На основе синквейнов десятиклассников можно выделить следующие характеристики читательской деятельности в зависимости от роли, которую играет чтение в их жизни:

- развлечение – “увлекающийся, интересующийся”;

- познание мира и литературы - “думающий, интересующийся, любознательный, любопытный, познающий, мыслящий”;

- общение-диалог читателя с писателем (обратная связь) - “переживающий, понимающий”;

- познание человека и самого себя - оценочные характеристики – “ серьёзный, умный, индивидуальный”.

- формирование этико-эстетических предпочтений , например связанных с волевыми качествами личности читателя – “внимательный, спокойный, сосредоточенный”.

Третья строка в синквейне “Я – читатель” - действия читателя. “Читает, вникает, изучает, пересказывает, разбирает, анализирует, влюбляется, уважает, осмысливает, волнуется, чувствует, переживает, интересуется, обсуждает, учит, понимает, воображает, представляет, размышляет, познаёт, вдохновляется, ищет, развивается, трудится, думает, узнаёт, размышляет, чувствует, говорит; любуюсь, обдумываю, восхищаюсь” - вот перечень глаголов, которые использовали учащиеся в своих синквейнах. Каждое слово личностно окрашено и даёт преставление об ученике-читателе.

Четвёртая строка – ключевая фраза, отношение учеников к теме “Я-читатель”, например: “Чтение открывает новый мир . / Чтение – вот лучшее учение . / Чтение развивает человеческую личность. / Путешествие в чужую реальность”.

Пятая строка – слово-резюме – новое осмысление понятия, отражающее личностное отношение к теме. Интересен синонимический ряд к слову “читатель”, который отражает эмоционально-оценочное восприятие учениками себя в качестве читателей. Нейтральное слово чтец употребили 4 человека из 24. Слова-образы подобрали: наблюдатель – 6, книголюб – 3, человек – 2, мечтатель – 2, мыслитель – 2, критик – 1, мудрец – 1, странник – 1, любитель – 1, созерцатель – 1. Синонимы дают представление и о словарном запасе обучающихся, а также об их личностно-эмоциональном видении процесса чтения как такового.

В качестве примеров приведу синквейны “Я-читатель”:

Читатель. / Познающий, мечтающий. / Прочитывает, восхищается, уважает. / Влюблённый в прекрасный мир книги. / Книголюб. (Комаров Руслан, 10 класс).

Читатель. / Внимательный, увлечённый. / Читаю, вдумываюсь, понимаю. / Для меня книги – это друзья. / Наблюдатель. (Бурдельный Павел, 10 класс).

Читатель. / Любознательный, эрудированный. / Переживает, вдохновляется, ищет. / Книги развивают наше воображение. / Мыслитель. (Павленко Кристина, 10 класс).

Читатель. /Образованный, заинтересованный. / Чувствует, разбирает, анализирует. / Чтение развивает человеческую личность. / Критик. (Савина Надежда, 10 класс).

Таким образом, приём составления синквейна не только эффективный инструмент рефлексии для учащихся, но и интересный аналитический материал для учителя.

Критериями оценки полученного результата, на мой взгляд, являются увеличение уровня познавательной активности учащихся, возросшая динамика участия и результативности школьников в олимпиадах, конкурсах. Так, это призеры муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе; победители и призёры городских конкурсов “Светлый праздник-Рождество Христово”, “ Нет тебя дороже...”, “Дети и книги” (к 100-летию С.В.Михалкова, к 200-летию М.Ю. Лермонтова); победители Всероссийского открытого заочного конкурса “Познание и творчество”;

В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году участникам 7-8 классов предлагалось два письменных задания творческого характера. Одно из них – написание синквейнов. Мои ученицы 7А класса Горецкая Наталья и Конорева Елизавета стали призёрами олимпиады, показав умение в наикратчайшей форме представить суть указанных произведений.

Таким образом, использование приёма “синквейн” на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, - один из путей формирования аналитических умений учащихся.

Литература

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

2. Замахаева А.Т. Использование синквейна при изучении назывных предложений // Русский язык в школе. – 2012. - №9. – с.30-31.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).

4. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык: газ. Издат. дома “Первое сентября”. – 2005. - №3. – с.27-29.

Синквейн

– это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – 4 слова, фраза, несущая определенный смысл, афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой,5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное .

Синквейн на тему «Государство» ,

Государство. (Заголовок) Независимое , правовое. (Два прилагательных) Собирает (налоги), судит, выплачивает (пенсии). (3 глагола) Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл) Защита. (Резюме)

Синквейн «Пословица»

Пословица , добрая, сердечная, заботится, настраивает, бережет. Мир освещает, как солнце. Добро. Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная.

Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы. …Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез.

А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации обучающихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению ) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Синквейн на тему "Витамин" 1. Вещество 2. Полезное, необходимое 3. Поглощать, принимать, употреблять 4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья. 5. Польза для здоровья

Синквейн « Человек»

Человек, Прекрасный и счастливый. Думает, делает, говорит. И не забывает, что он - индивид.

Синквейн на слово "Толерантность": 1. Терпение 2. Невраждебный, конструктивный,неконфликтный 3. Взаимодействовать, уважать, прислушиваться 4. Мудрость человеческая и в терпимости. 5. Миролюбие

Синквейн на тему "Природа" 1. Жизнь 2. Плодородная, кормящая 3. Рождаться, жить, существовать 4. Природа - это бесконечный источник вдохновения 5. Мать-земля

Синквейн

Творчество активный, креативный уметь, делать, любить творить-уметь развиваться любовь

Вода полезная, прозрачная течёт,струится, плещется самое растворимое на земле минералы

Справедливость чистая, верная, не лжёт, испытывает, обогащает С нею ты в безопасности Сестра МУДРОСТИ

Жизнь интересная, сложная родиться, расти, решать жизнь каждый хочет познать надежда

Книги Таинственные, глубокие Помогают, учат, влюбляют В вечных героев своих Спасибо

Город Красивый, шумный Гудит, ослепляет, живет Город, наполненный движением, суетой Жизнь.

С
ИНКВЕЙН
- это пятистрочный стих. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Он обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу);позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Мама

Добрая, умная

Помогает, понимает, работает.

Она хороший друг.

Мама

Ласковая, добрая.

Любит, учит, понимает.

Любящая мать, от которой всегда тепло.

Мама

добрая, ласковая

любит, спит, ругает

Без мамы не проживу и дня!

Каникулы. Светлые, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье!

    Наполеон

    Прославленный, смелый .

    Воевал, ликовал, бежал .

    Страшный п уть через Россию .

    Поражение.

    Кутузов

    Доблестный, проницательный .

    Возглавил, разбил, победил .

    Русь от врага освободил .

    Герой .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...