Смысл и значение слова это не одно и то же. Леонтьев говорил о смысле и значении слова

Слово, взятое в отдельности, имеет не более одного значения, но потенциально в нем существует много значений, которые реализуются и уточняются в живой речи человека. Реальное употребление слова поэтому всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив с выделением одних и торможением других связей (Лурия, 1969, 1975). Л. С. Выготский пишет, что «реальное значение слова не константно. В одной операции слово выступает с одним значением, в другой оно приобретает другое значение» (Выготский, 1956. С. 369). Смысл слова является второй составляющей семантики слова. Под смыслом, в отличие от значения слова, понимается его индивидуальное значение, которое приобретает слово для человека в каждой конкретной ситуации.

А. Н. Леонтьев отмечал, что «значение представляет собой отражение действительности независимо от индивидуального личного отношения к ней человека» (Леонтьев, 1972. С. 290). Значение слова существует реально и осознается человеком в определенной деятельности, и в ней же слово приобретает смысл, т. е. субъективное для человека значение. Смысл изначально социален и выступает в роли фиксатора социального опыта. Например, профессиональный опыт - это устойчивый общественный опыт, поэтому ясно, что люди разных профессий употребляют одно и то же слово в разных значениях-смыслах. А. Н. Леонтьев писал, что «смыслу нельзя обучить, смысл - воспитывается», и он порождается не значением слова, а самой жизнью (Леонтьев, 1972. С. 292).

Важно отметить еще одно свойство смысла, о котором писал Л. С. Выготский. Это связь смысла со всем словом в целом, но не с каждым его звуком, точно так же как смысл фразы связан со всей фразой в целом, а не с отдельными ее словами.

Смысл слова зависит от всей совокупности знаний человека, его жизненного и эмоционального опыта, его личностных качеств. Поэтому смысл слова более подвижен, чем значение, динамичен и, по сути дела, неисчерпаем. Однако предпосылкой взаимопонимания людей является значение слова, поскольку оно является обобщенным отражением предметного объективного содержания явлений, оно фиксируется в системе языка и благодаря этому приобретает устойчивость.

Значение слова нельзя отрывать от звуковой стороны слова, как это было характерно для классической лингвистики. Звуки являются материальными носителями нематериального значения слова. А. А. Потебня писал по этому поводу, что «всякое слово как звуковой знак значения основано на сочетании звука и значения» {Потебня, 1905. С. 203).

Носителем значения всегда служит чувственный образ, материальный носитель слова - моторный, звуковой, графический. У взрослого носителя языка материальный носитель как бы стушевывается (но не исчезает) и почти не осознается, а на переднем плане всегда содержание слова, его значение. И только в некоторых случаях - в поэзии, при обучении языку (когда слово становится предметом действия) и при некоторых формах афазии слово как бы обессмысливается, утрачивает значение, и наоборот, начинает осознаваться его материальный носитель. Известно, что при разных формах афазии нарушаются разные материальные носители значения слова. Положение о материальных носителях слова в современной психологии речи позволяет понять механизм нарушения значения слов при афазии.

Знание и правильное понимание семантики слова, таких его составляющих, как значение и смысл, является важным средством и сильным орудием в руках афазиолога при изучении и преодолении афазии. В афазии недостаточно констатировать нарушение понимания слов, наличие вербальных парафазии и парагнозии, как это принято нередко в практике, необходимо точно установить что нарушается - понимание значения или понимание смысла слов - и что остается сохранным. Важно учитывать такую характеристику смысла, как его индивидуальность и связь с личностью, подвижность и многообразие смысла слова, с одной стороны, и устойчивость значения слова, его релевантность всему обществу, говорящему на данном языке, с другой стороны; эти знания позволят углубить наши представления о механизмах нарушения речи при афазии, позволят найти нужные методы преодоления дефекта речи. Благодаря значению (word meaning), которое несут в себе слова, речь приобретает еще одну важную, четвертую - когнитивную, познавательную - функцию. Далее, значение слова, его смысл могли появиться только благодаря и вследствие предметной отнесенности слова, являющейся важнейшей характеристикой слова и третьей составляющей его семантики.

Слово замещает вещи - предметы, объекты, явления, оно представляет их, обозначая сам предмет или его свойства, признаки, качества. Предметная отнесенность слова лежит в основе пятой - номинативной - функции речи. С. Л. Рубинштейн писал, что слово, являясь отражением предмета, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова - через понятие или образ. Нельзя расчленять значение слова и его предметную отнесенность - они взаимосвязаны. Это два последовательных звена в процессе употребления слова (Рубинштейн, 1946). Эта функция речи более, чем другие ее стороны, связана с чувственной основой слова. Номинативная функция речи, считал Л. С. Выготский, не есть семасиологическая, осмысливающая. «Слово выполняет здесь функцию номинативную, указывающую. Оно указывает на вещь. Другими словами, слово является здесь не знаком некоторого смысла, с которым оно связано в мышлении, а знаком чувственно данной вещи…» (Выготский, 1956. С. 194).

Значение и смысл слова - Значение слова с психологической стороны есть не что иное, как обобщение, или понятие. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка. Смысл слова представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Смысл слова оказывается всегда динамическим, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной устойчивости. Значение есть только одна из зон того сложного смысла,который приобретает слово в контексте какой-либо речи, и притом зона, наиболее устойчивая, унифицированная и точная.

Слово в различном контексте легко изменяет свой смысл. Значение, напротив, есть тот неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех изменениях смысла слова. Обогащение слова смыслом, который оно вбирает в себя из всего контекста, и составляет основной закон динамики значений.

Значение есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь разную глубину, обобщенность, широту охвата обозначаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное ядро - определенный набор связей.

Взрослый человек располагает обоими аспектами слова: его значением и его смыслом. Он знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с ситуацией.

В процессе онтогенеза предметная отнесенность слова является продуктом длительного развития. На ранних этапах слово вплетено в ситуацию, жест, мимику, интонацию и только при этих условиях приобретает свою предметную отнесенность. Затем предметная отнесенность слова постепенно освобождается от этих условий, и лишь на последующих этапах развития ребенка слово приобретает четкую устойчивую предметную отнесенность. Но значение слова развивается даже и после того, как предметная отнесенность достигла своей устойчивости. Это означает, что наше сознание меняет смысловое и системное строение. На раннем этапе развития ребенка оно носит аффективный характер, отражая мир первым делом эмоционально. На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и только на завершающем этапе сознание приобретает отвлеченный вербально-ло-гический характер.

Другие новости по теме:

  • Джозеф О Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование >> КОММУНИКАЦИЯ Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение,...
  • Речевое упражнение "Секретное значение слов-паразитов"
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формир...
  • Или почему иногда люди говорят не то, что хотят сказать?

    Наверняка каждый в свое время сталкивался с такими проблемами. Одной из причин возникновения этих трудностей является то, что наш мозг работает на двух уровнях: на одном уровне подбираются слова, с помощью которых мы общаемся, а на другом анализируются их значения. Анализ слов имеет поверхностную структуру, с помощью которой различается подбор слов и интонация, и глубинную структуру, с помощью которой анализируются скрытые смысловые значения слов.

    Мы склонны фокусировать внимание на смысловом значении слов (глубинная структура), которые нам говорят, при этом практически не обращая внимания на поверхностный анализ. Например, вы не носите часы, но знаете, сколько в данный момент времени, потому что только что взглянули на уличные часы. И если я вас в этот момент остановлю на улице и спрошу: «У вас нет часов?», то вы, наверное, ответите: «Сейчас где-то около четырех».

    На этом наш разговор закончится, и мы оба будем удовлетворены, несмотря на то, что вы не ответили на мой вопрос. Ваше высказывание свидетельствует о том, что вы поняли глубинный смысл вопроса. Действительно, меня интересовал не сам факт того, есть ли у вас часы, а сколько в данный момент времени. Вернее, я хотел узнать, сколько времени, но сама формулировка моего вопроса касалась наличия у вас часов. Если же вы, наоборот, сконцентрировали бы внимание на поверхностном смысле моего вопроса, то вы бы ответили: «У меня нет часов». Такой ваш ответ, наверное, смутил бы меня. А если нет, то я подумал бы, что у вас что-нибудь не в порядке.

    Приведу другой пример: я как-то обедал с моей знакомой, которая проводит исследования в одной из клиник и кроме этого еще является автором нескольких книг. Мы говорили о книгах, и я спросил у нее: «Вы можете сказать, кто ваш редактор?» На что моя знакомая ответила: «Ее зовут Джейн Доу». Если бы она ответила «Да, могу», то мне пришлось бы задавать еще один вопрос, чтобы узнать имя редактора. Отвечая на мой вопрос, моя знакомая проникла в его суть, хотя если бы она не хотела называть имя своего редактора, то она, разумеется, сказала бы в ответ: «Нет, я не могу вам этого сказать». Таким образом получается, что человек реагирует либо на поверхностный смысл вашего вопроса, либо на его глубинное значение; причем то, на что он будет реагировать, зависит от его мнения по поводу вашего вопроса.

    Фактически, по речи человека можно узнать о нем такие вещи, о которых он сам не подозревает. Из этого можно заключить, что повышенное внимание к поверхностному смыслу и глубинному значению того, что вам говорят, поможет вам лучше разбираться в людях и узнавать о них больше полезной информации.

    Специалисты считают, что форма (поверхностная структура) слов может быть столь же важной для определения характера человека и его качеств, как и их глубинная смысловая структура. Лучшие специалисты, о ком говорят, что они читают мысли, просто уделяют больше внимания словам и выражениям, которые использует человек в разговоре.

    Более внимательно относясь к тому, что вам говорят, вы можете стать более осведомленным, скрытый смысл слов способен рассказать вам многое о людях, которые эти слова произносят.

    Одним из наиболее простых и действенных способов повышения чувствительности к словам является просто постоянное обдумывание их поверхностного смысла и глубинного значения, когда бы вы эти слова ни слышали. Сначала необходимость проведения дополнительного анализа может чрезмерно вас утомить, поэтому для начала лучше вспоминать прошлые разговоры и те слова, которые в них произносились. Вам следует обдумывать и то, что говорил ваш собеседник, и то, что вы ему отвечали. Вы можете вести специальный журнал, куда будете записывать обнаруженные вами скрытые значения слов. Вы наверняка будете удивлены тем, насколько быстро вы приобретете способность определять истинный смысл того, что говорят люди.

    Коварный язык

    В повседневной жизни мы все сталкиваемся с выражениями, которые на первый взгляд представляют собой обычные любезные фразы, но при дальнейшем рассмотрении выясняется, что в своей сути они таят жесточайшие оскорбления. Действительно, очень часто случается, что многие «любезности» оказываются изощренными насмешками.

    Например, за работой вы можете услышать следующее: «Я вижу, как вас беспокоят дела компании».

    Поверхностный смысл этой фразы состоит в том, что обращающийся к вам человек действительно видит, что вас интересуют дела компании, ее финансовая устойчивость и т.д. Но эта же фраза может иметь и другой, более глубокий и оскорбительный смысл:

    Вам наплевать на компанию, а я только и думаю, как бы удержать ее на плаву,

    Вам бы следовало уделять больше внимания делам компании.

    Еще более коварной и оскорбительной может быть другая фраза: «Все прекрасно понимают, как тяжело вам справляться с новой работой».

    На первый взгляд может показаться, что эта фраза действительно выражает искреннее сочувствие и что сказавший ее человек хочет подбодрить вас. Тем не менее, в этой же фразе содержится и другой более глубокий смысл. Эта фраза может означать, что всем давно понятно, что вы человек с посредственными способностями (проще говоря, бездарь), который из-за своей несостоятельности не может справиться со своими служебными обязанностями.

    Рассматриваемая фраза также может означать, что всем известно, что вы столкнулись с серьезными трудностями при выполнении этой работы, так что нет никакого смысла пытаться скрывать или отрицать это.

    Если вы не чувствуете двусмысленность этих фраз, то вам будет действительно тяжело справляться с новыми служебными обязанностями. Следует также отметить, что ни в коем случае нельзя вступать в спор, то есть нельзя отвечать на это «Меня действительно беспокоят дела компании…» или «Действительно все знают о том, как мне тяжело».

    Если вы научитесь чувствовать скрытый смысл фраз, то сможете с легкостью избегать таких ловушек. На рассматриваемые заявления можно посоветовать отвечать следующее: «Для меня просто удивительно, как могут люди, находящиеся в вашем положении, думать, что меня не беспокоят дела компании…» или «Благодарю вас, я очень вам признателен за вашу заботу о моей скромной персоне».

    Никогда не следует забывать, что у каждого человека есть грешки, которые он старательно скрывает, поэтому ваш намек на положение, в котором находится обращающийся к вам человек, обязательно сработает, заставив острослова задуматься, на что именно вы намекаете и что вам вообще известно о нем Можно сказать совершенно уверенно, что у него надолго отпадет всякое желание шутить с вами. Такой ответ также отлично парирует нападение, лишая его всякой язвительности. Если вы будете таким образом реагировать на язвительные замечания недоброжелателей, то они поймут, что с вами шутки плохи.

    Для того чтобы научиться чувствовать двусмысленность фраз, попробуйте записывать и анализировать острые разговоры, свидетелями или участниками которых вам приходилось быть. Анализировать следует поверхностный смысл и глубинное значение всех реплик. Когда вы изучите достаточное количество таких разговоров, то непременно обратите внимание на то, что ваша чувствительность к языковым оборотам возросла в несколько раз. Вы также можете заметить, что благодаря этому вам стало легче работать с людьми, потому что они увидели в вас серьезного противника в словесной схватке и решили, что с вами лучше жить в мире. Вы почувствуете, что вас стали больше уважать, и все это только благодаря тому, что вы стали лучше разбираться в смысловых значениях различных языковых оборотов.

    Содержание, обозначенное тем или иным языковым выражением словом, предложением, знаком и т.п. Вопрос о З. языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. Различают предметное, смысловое и экспрессивное З. языковых … Философская энциклопедия

    значение - ЗНАЧЕНИЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ОЗНАЧАЕМОЕ Франц. signification, signifiant, SIGNIFIE. Основные понятия современной лингвистики для описания знака, были обоснованы классиком этой науки Ф. де Соссюром. По определению ученого, означающее/означаемое являются… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    ЗНАЧЕНИЕ, ЗНАЧЕНЬЕ, я; ср. 1. Основное смысловое содержание чего л. З. понятия. З. взгляда, жеста. З. речи, выступления. Определить з. слова. Лексическое з. слова (обозначаемое им понятие). Полное, прямое, буквальное, переносное з. слова. 2.… … Энциклопедический словарь

    Значение: Значение смысловое содержание слова, фразы или знака. Значение функции результат вычисления функции. Абсолютное значение модуль числа. Значение величины отношение измеренной физической величины к единице… … Википедия

    Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. З. языковых выражений изучается в языкознании, логике и семиотике. В науке о языке под З. (см. Значение лексическое) понимают смысловое …

    Смысловое содержание слова, отображающее и закрепляющее в сознании представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. п. * * * ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ, часть смыслового содержания, присущего слову как лексеме (см.… … Энциклопедический словарь

    Значение - (общеславянск., от слова «знак») 1. количество или величина, выраженные числом; 2. информация о чём то объективно существующем, о его роли в происходящем (термин смысл передаёт скорее личную ценность объекта или такой информации для индивида). *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    значение - значе/нье 1) Основное смысловое содержание чего л. Значе/ние понятия. Значе/ние взгляда, жеста. Значе/ние речи, выступления. Определить значе/ние слова. Лексическое значе/ние слова (обозначаемое им понятие) … Словарь многих выражений

    Философская энциклопедия

    Материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Школьный словарь. Имена и названия. Словарь эпонимов , Рязанцев Виктор Дмитриевич. Словарь адресован школьникам, которым он поможет при изучении истории, литературы, географии, биологии, химии, астрономии и многих других предметов школьной программы. Однако книга может быть…
    • Вершина Крыма. Крым в русской истории и крымская самоидентификация России. От античности до наших дней , Сергей Черняховский. Мало кто станет спорить с тем, что крымские события 2014 г. стали самыми значимыми для мировой геополитики и обозначили новую развилку в мировой истории. Будущее всего человечества после…
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...