Табель о рангах социальная мобильность. Табель о Рангах царя Петра I в матрице Мироздания

24 января (по старому стилю) 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские и придворные - и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись, и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе.
Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие.
Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство).
По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рождённые до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причём одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.
Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
«Табель о рангах» менялась на протяжении почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к реальным обязанностям их носителя.

Табель о рангах по состоянию на 1917 год


Класс

Чины военные


Чины гражданские


Чины придворные

Чины церковные

Учёные степени

армейские

гвардейские

флотские

казачьи

Генерал-фельдмаршал


Генерал-адмирал

Канцлер (в последние 50 лет никому не присваивался) Действительный тайный советник 1-го класса

Митрополит

Генерал от инфантерии
Генерал от кавалерии
Генерал от артиллерии
Инженер-генерал

Адмирал


Действительный тайный советник


Обер-камергер
Обер-гомаршал
Обер-шталмейстер
Обер-егермейстер
Обер-гофмейстер
Обер-шенк
Обер-церемониймейстер
Обер-форшнейдер (с 1856)

Архиепископ

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал


Тайный советник


Гофмаршал
Шталмейстер
Егермейстер
Гофмейстер
Обер-церемониймейстер
Обер-форшнейдер (с 1856)

Генерал-майор

Контр-адмирал


Действительный статский советник

Архимандрит

Бригадир (1722–99)

Капитан-командор (1722–99)

Статский советник


Церемониймейстер (с 1884)

Камер-юнкер (до 1809. После – почётное звание)

Полковник

Полковник

Капитан 1-го ранга

Полковник

Коллежский советник


Камер-фурьер (до 1884)

Протоиерей

Подполковник

Капитан и ротмистр

Капитан 2-го ранга

Войсковой старшина

Надворный советник


Иерей (Священник)

Капитан и ротмистр

Штабс-капитан и ротмистр

Старший лейтенант (с 1912)

Коллежский асессор

Титулярный камергер (до 1809)

Протодиакон

штабс-капитан и ротмистр

Поручик

Лейтенант

Подъесаул

Титулярный советник


Гоф-фурьер

Подпоручик и корнет

Мичман (с 1911)

Коллежский секретарь

Кандидат (не путать с нынешним кандидатом наук)

К 1917 году в этом классе не осталось ни одного чина


До 1884 – поручик

До 1884 – прапорщик

До 1884 – сотник

Введение


«Табель о рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.

«Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.

Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.

Целью данной работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить предпосылки создания «Табели о рангах»;

изучить историю создания;

рассмотреть ее особенности.


1. Предпосылки принятия «Табели о рангах»


В начале своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.

Для выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много государственно-административных реформ (рисунок 1).


Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I


Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).

Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.


2. История создания «Табели о рангах»


История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.

Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:

Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).

Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).

Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).

Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь 1722 г.).

Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.

Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.

Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.

Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.

Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.

Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.

Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.

Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.

Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы.

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I. в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы

Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.

Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.

Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии». Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.

После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр активно участвовал в обсуждении.Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».

Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.


3. Описание «Табели о рангах»


Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и придворные.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.

Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже14-йкласс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином8-гокласса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора -14-йкласс - давал право лишь на личное дворянство).

Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей на почтовых станциях.

При получении лошадей на станциях существовал строгий порядок: вперед, без очереди, пропускались фельдъегеря со срочными государственными пакетами, а остальным давали лошадей по чинам: особы I-III классов могли брать до двенадцати лошадей, с IV класса - до восьми и так далее, вплоть до бедных чиновников VI-IX классов, которым приходилось довольствоваться одной каретой с двумя лошадьми.

По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.

В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по два рубля.

Представим «Табель о рангах» в таблице 1.


Таблица 1 - «Табель о рангах»

Существовали также следующие военные чины и звания:

Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах:

Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).

Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.

Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).

Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

«Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.

графический аналогия табель ранг

Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»


Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов» отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» - растет и количество носителей данной должности.


4. Эволюция «Табели о рангах»


Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство расцвело снова.

Быть дворянином стало очень выгодно. Помимо статуса, дворянство давало множество привилегий. Право владения имением и крепостными (до 1861 года). Свободу от обязательной службы (в 1762-1874 была введена всесословная воинская повинность). Свободу от земских обязанностей (до второй половины 19 века). Право получения образования в Пажеском корпусе, Императорском Александровском лицее, Императорском училище правоведения. Право ношения шпаги. Титул «Ваше благородие». Право иметь родовой герб. С 1785 по 1863 году дворян нельзя было подвергать телесным наказаниям.

Дворяне получали одну льготу за другой:

с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;

манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;

с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;

в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000 рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;

18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;

в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;

«Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.

Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.

Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году Табель перестал существовать.

В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную, правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.

В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и воинские звания - их также было 14.

В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.

В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15 чинов.

Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах», унаследовавшая форму закона Петра Великого.


Заключение


«Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о рангах» стоял на первом месте.

Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:

в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента, инструкции;

в работе государственных органов появились требования к профессионализму, специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры служащего;

были выделены военная, гражданская и придворная службы, при этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.;

подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.

Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.

Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.


Список использованных источников


1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru

История развития государственной службы в России: panov.in

Как Петр I боярам свинью подложил: pravda.ru

Кречетников А. «Вертикали власти» - 290 лет: bbc.co.uk

. «Табель о рангах» и его значение: 0zd.ru

. «Табель о рангах» Петра I: teachpro.ru

. «Табель о Рангах» царя Петра I в матрице Мироздания: amenra.ru

04.02 - Петр I ввел «Табель о рангах»: e-teatch.ru

ено н


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) - документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские - и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, - больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Достоевский Ф.М.

Табель о рангах принял Петр 1 в январе 1722 года. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы. Например, Меньшиков, Апраксин, Толстой – все это новая элита петровской эпохи.

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917
Военные чины Гражданские Обращение
Сухопутные Морские Гвардейские
1 Фельдмаршал Генерал-адмирал Канцлер Ваше
высоко-
превосхо
дительство
2 Генерал-аншеф, генералы от родов войск Адмирал Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант Вице-адмирал Тайный советник Ваше
превосхо
дительство
4 Генерал-майор Шаутбенахт (до 1740),
Контр-адмирал (после 1740)
Полковник Действительный статский советник,
Оберпрокурор,
Герольдмейстер
5 Бригадир Капитан-командор Подполковник Статский советник Ваше высокородие
6 Полковник Капитан 1-го ранга Майор Коллежский советник Ваше высоко
благородие
7 Подполковник Капитан 2-го ранга Капитан Надворный советник
8 Майор Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Коллежский асессор
9 Ротмистр (в кавалерии)
Капитан,
Есаул (у казаков)
Капитан-лейтенант (до 1884),
Лейтенант (после 1884)
Лейтенант Титулярный советник Ваше
благородие
10 Штабс-капитан,
Штабс-ротмистр (в кавалерии)
Лейтенант (до 1885),
Мичман (после 1885)
Унтер-лейтенант Коллежский секретарь
11 Корабельный секретарь Корабельный секретарь
12 Поручик (в кавалерии),
Лейтенант (в пехоте)
Унтер-лейтенант (до 1732),
Мичман (1796-1885)
Фендрик Губернский секретарь
13 Подпоручик Мичман (1732-1796) Провинциальный секретарь
14 Фендрик (до 1731),
Корнет (в кавалерии)
Прапорщик (в пехоте)
Коллежский регистратор

Все виды службы были поделены на 2 категории:

  1. Военная служба. Включала в себя сухопутные, морские и гвардейские корпуса. Все начинали служить в звании рядовых, а получить младший чин (14-ый ранг) можно было не раньше, чем через 15 лет. Все военные чины давали право на наследуемое поместье.
  2. Гражданская служба. Право на наследуемое поместье получали только чиновники с 8-го рана (коллежский асессор) и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству.

Эти условия были актуальным до 1856 года. После этого были введены новые правила относительно получения дворянства. Личное дворянство получали с 12-го ранга (Поручик), а потомственное дворянство – с 6 ранга (Полковник). На гражданской службе право личного дворянства давал 9 ранг (Титульный советник), а потомственного – 4 ранг (Действительный статский советник).

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям. У этой системы были плюсы и минусы, но система работала. В качестве примера того как старые дворянские семьи обходили Табель могу привести пример со службой в армии. Дворяне проходили службу в армии. Служба была пожизненной, но после 1722 года каждый начинал с простого солдата и только через 15 лет мог переходить на офицерскую должность. Знатные люди тогда стали записывать своих детей в гвардию сразу после рождения. В итоге, когда ребенку исполнялось 15 лет и он отправлялся в армию – у него уже была офицерская должность, хотя он ни дня в армии не пробыл. Но это скорее исключение, поскольку тех, кто такое проворачивал было не много. В целом же система работала.

24.01.1722 (6.02). - Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи

Обсуждение: 8 комментариев

    Как в СССР, так и в нынешней РФ построение государственной власти жиждется на основе введенной системе Петра 1 (табеля о рангах). Эта система сама по себе очень пагубна и анти государственная, чем естественно и пользуются время от времени враги России! Главенствующий принцип управления нашим обществом, это чинопочитание, то есть достаточно поставить на самый верх иерархической власти "своего человека" и можно вытворять все что угодно. Этим изъяном выгодно пользуются иудеи, проникая во властные структуры в управленческий аппарат. До иудеев были немцы, и где они теперь?

    Похоже, или при переписыванiи изъ оригинала вкрались ошибки, или же оригиналъ составлялъ не очень сведущiй человекъ.
    1. "Преподобно" только черное духовенство
    2. Дьяконъ не можетъ быть "балгословенiемъ", т.к. не никого не благословляетъ. Дьяконъ - "Ваше благовестiе", протодьяконъ и архидьяконъ - "Ваше высокоблаговестiе"
    и т.д.

    Благодарим чтеца Михаила, исправления внесены. Ошибки содержались в указанном источнике - "Имперском курьере".

    Скажите пожалуйста, а для чего Петру 1 был необходим табель о рангах?

    В статье: " ... а чины до XIV и VII классов давали только личное дворянство". Несуразица в тексте, т. к. чинов до XIV класса НЕ БЫЛО.
    В XIX-нач.XX вв. в казачьих войсках были чины генерал-майора,генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии (генералы от кавалерии М.И. Платов и П.Н. Краснов и т.д.).

    Несуразица только в предлоге "до", который я убрал. По сути же правильно. В Википедии читаем то же самое: "Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство)".

    В представленной табели о рангах,отсутствует указание военного и морского звания в классе 5м.Хочу уточнить.В18м веке воинское звание 5го класса было Бригадир.Морское - капитан-командор. Придворное - до 1884г. -камер-фурьер,а с 1884г - церемониймейстер. Помните у Пушкина:"Смиренный грешник Дмитрий Ларин,Господний раб и бригадир, под камнем сим вкушает мир". В последствии это звание было упразднено.Если редактора не затруднит, тогда прошу внести поправку в класс 5й.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...