Трехкомпонентная теория стратификации. Статусные группы, социальные категории

Спустя полвека после К. Маркса собственное учение о стратификации попытался создать М. Вебер. Экономический класс, статусная группа и политическая партия – три базовые единицы социальной стратификации у М. Вебера (рис. 11.7).

Статус не имеет никакого отношения к экономике. Он измеряется или определяется социальной честью, популярностью, престижем, стилем жизни, общественным уважением. Статус формирует собственно социальную стратификацию.

Партия формируется доступом и распоряжением властью. Политические партии формируются вокруг борьбы за власть и раздел власти в обществе. Это единицы политической стратификации общества.

Рис. 11.7.

Класс формируется благодаря обладанию теми или иными рыночными преимуществами – значительным капиталом, недвижимостью, наследством, профессиональной квалификацией, заработками и гонорарами, рентой и др. Поскольку классообразующими факторами выступают именно экономические ресурсы, классы у Вебера относятся к экономической стратификации.

Классы формируют экономический порядок – распределение богатства; статусы создают статусный порядок – распределение престижа, привилегий и чести; власть лежит в основе политического порядка – монопольного распределения дефицитных ресурсов общества.

Власть рассматривается М. Вебером как способность и возможность навязывать свою волю или свой способ действий другим людям помимо их желания, т.е. несмотря на их сопротивление; богатство – как совокупность всех материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие виды собственности; престиж – как признание и уважение достоинств субъекта, высокая оценка его поступков, являющихся образцом для подражания.

Статус и власть зависят от экономической позиции, но могут достигаться независимо от нее, например через принадлежность к ведущей политической партии или религии. Некоторые занятия высоки на экономической шкале, по низки на статусной, и наоборот. Вебер точно предсказал подъем нового среднего класса – бюрократов, менеджеров, учителей, социальных работников и т.д., которые не владеют средствами производства, но которые и не считают себя частью рабочего класса.

Вебер выделил три главные черты, характеризующие класс.

  • 1. Жизненные шансы – благоприятные или неблагоприятные условия, помогающие либо препятствующие получению) тех или иных экономических благ (работы, имущества, капиталов, прибыли и др.).
  • 2. Экономические интересы – желание, стремление или заинтересованность в получении тех или иных экономических благ.
  • 3. Рынок – соотношение факторов, не зависящих от желаний индивида и относящихся к институциональной структуре общества, позволяющих реализовать его намерение приобрести экономические блага.

В зависимости от типа рынка, в котором участвуют индивиды, их экономических интересов и классовой ситуации Вебер построил типологию классов, включающую в себя следующие:

  • класс собственников – те, кто владеет шахтами, заводами, лесами, землей, скотом, капиталами, рабами, техническими патентами, средствами коммуникации, франчайзами и интеллектуальной собственностью;
  • коммерческие классы – купцы, банкиры, финансисты, профессионалы, индустриальные и аграрные предприниматели;
  • стяжательские классы – обладатели редких талантов, знаний, профессиональных навыков, востребованных на рынке труда, получающие высокие гонорары за монопольное владение этими редкостными ресурсами (художники, ученые, писатели, продюсеры, артисты, спортивные звезды и тренеры, редкие специалисты и т.д.);
  • основные классы – рабочие, не имеющая собственности интеллигенция и специалисты (техники, госслужащие, врачи, учителя и др.), мелкая буржуазия.

Для Маркса классы существовали всегда, когда существовала эксплуатация и частная собственность, т.е. в Античности, Средневековье, в Новое время и в современности. Для Вебера классы возникли только в современности, когда капитализм, в неразвитых формах существовавший в Античности, средневековье, Новом времени, достиг своего расцвета. Таким образом, Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом.

Расхождение между двумя учениями заключается в том, что Маркс в качестве главного критерия брал собственность на средства производства и эксплуатацию труда, а Вебер – собственность на средства производства и рынок труда. Собственность, а соответственно и эксплуатация, существовали во все эпохи, даже в позднем палеолите, а рынок как всеобщий и главенствующий институт общества – только в современную эпоху. Схематически различие двух подходов можно выразить следующим образом (рис. 11.8).

Рис. 11.8.

Как видим, у Маркса классы существовали всегда, когда существовало государство, а капитализм – только в современности. У Вебера, напротив, капитализм существовал всегда, а классы – только в современности. Отсюда мы может сделать вывод, что, несмотря на значительное сходство, в понимании капитализма и классов у двух мыслителей наблюдаются серьезные расхождения.

Для Маркса и Вебера базисной категорией для трактовки класса выступало наличие или отсутствие собственности. В этом они схожи. Но у Маркса вторым необходимым критерием класса выступает эксплуатация труда, а у Вебера – рынок. Вебер сходится с Марксом в том, что экономическое преимущество капитала позволяет ему эксплуатировать труд. Но в отличие от Маркса он считал, что конфликт между собственниками и не собственниками присущ любому обществу.

Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег. Где их нет, нет и классов. Рыночный обмен выступает регулятором отношений только при капитализме, стало быть, и классы существуют только при капитализме. Традиционное общество – арена действия статусных групп (сословий), а современное – классов .

Социологический практикум

Власть, богатство, престиж. Приведите примеры тех, кто обладает:

  • 1) всеми тремя факторами;
  • 2) только властью и богатством, но не престижем;
  • 3) только богатством и престижем, но не властью;
  • 4) ни одним из трех;
  • 5) только престижем, но не властью и богатством;
  • 6) только властью, но не богатством и престижем.

Класс – множество людей, находящихся в одинаковой классовой ситуации. К примеру, все относящиеся к мелкой буржуазии в одинаковой степени владеют скромной собственностью, не позволяющей жить на проценты на нее и требующей применения собственного труда.

Таким образом, социальный класс формируют только два фактора – частная собственность и продажа рабочей силы. Отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным классовое деление. В древнем обществе существовала собственность на средства производства, но не было рынка труда, стало быть, там не было классов в точном смысле слова. Рабочие и предприниматели – классы. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне – статусные группы, сословия.

Важным понятием, неизвестным Марксу, выступает у Вебера классовая ситуация. Она служит синонимом рыночной ситуации. В свою очередь оба понятия тесно связаны с третьим – жизненными шансами.

Жизненные шансы представляют собой вероятность получить бо́льшие или меньшие блага (высоко оплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноценное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда, на что имеется спрос. У одних эти шансы велики, у других они низки. Индивиды входят в один и тот же класс, если у них примерно одинаковые жизненные шансы. Конечно, они сильно различаются у тех, кто владеет собственностью, и у тех, кто ею не владеет. Однако собственность – не единственный фактор, определяющий экономическое положение человека. не меньшее значение приобретает интеллектуальный багаж, совокупность знаний и умений, благодаря которым на рынке труда улучшаются шансы получить высокий оклад.

Если классовая стратификация основана на распределении доходов и собственности на средства производства, то формирующаяся внутри нее профессиональная стратификация базируется на разделении труда и понятии профессиональной занятости.

Термин "профессиональная занятость" Вебер применяет к способу специализации, спецификации и комбинации выполняемых в трудовом процессе функций, от которых в конечном итоге зависит способ и размер получаемого дохода . Спецификация функций характерна для средневековых ремесленников, а специализация – для современных бизнес-организаций . Выбор профессии может основываться на традициях (семейные профессии), целерациональных соображениях (например, величина заработка), а также харизматических и аффективных критериях.

Между крупной буржуазией и предпринимателями, с одной стороны, и рабочим классом, с другой, расположены многочисленные средние классы. К ним Вебер относит крестьян, ремесленников, чиновников, лиц свободных профессий, а "также рабочих, занимающих исключительно монополистическую позицию" .

Итак, один полюс классовой шкалы у Вебера занимает высший класс, который он называет "позитивно привилегированным классом", т.е. собственниками. Второй полюс – низший класс, или "негативно привилегированный класс", т.е. несобственники. К высшему классу относятся те, кто живет на проценты с собственности и обладает хорошим образованием, а к низшему – те, у кого нет ни собственности, приносящей годовой доход, ни хорошего образования, позволяющего надеяться на высокие заработки. Логически рассуждая, к средним классам надо относить тех, кто сочетает оба признака и занимает противоречивые позиции. Иными словами, к среднему классу надо относить: а) тех, кто владеет небольшой собственностью и невысоким уровнем образования (мелкая буржуазия – лавочники и розничные торговцы, мелкие предприниматели); б) тех, кто не имеет никакой собственности, но обладает высокой квалификацией и возможностью получать высокие оклады (интеллигенция и специалисты). Именно вторая страта должна расти наиболее интенсивно .

Второе по важности место в модели стратификации занимают статусные группы . Как и классы, они выступают формой разделения и распределения власти. У Вебера статус формируется на основе разных источников. В традиционном обществе титулы и звания жаловались первым лицом в государстве, закреплялись законом и (или) традицией. В современном обществе статус формируется на основе профессиональных занятий .

К статусным группам относятся сословия, касты, расовые, этнические и религиозные группы. В отличие от классов, представляющих собой статистические множества, статусные группы сплочены, имеют внутреннюю культуру и правила поведения. По происхождению они бывают двух видов: 1) возникают внутри одного класса; 2) возникают между классами.

Если классы отличались друг от друга жизненными шансами, то статусные группы – стилем жизни. Стиль жизни выступает у Вебера понятием, конкретизирующим статусные почести, т.е. дарованными, узурпированными или достигнутыми привилегиями, а также уважением, каким пользуется данная группа в общественном мнении. Стиль жизни выражается в особой субкультуре и манерах поведения людей.

Если классы, согласно Веберу, присущи только капитализму, то статусные группы свойственны всем историческим эпохам (рис. 11.9).

Рис. 11.9.

Вебер полагал, что в моменты стабилизации общества статусные группы и статусная стратификация укрепляются. Напротив, в периоды экономического кризиса возрастает роль классовой стратификации .

Разработка Вебером понятий "статус" и "статусная группа" явилось крупной научной новацией, направленной против односторонностей чисто классового подхода, особенно против марксистского тезиса о неизбежной поляризации общества.

Третьим измерением стратификации у Вебера выступает политическое измерение, связанное с партиями и борьбой за власть. Сфера политики всегда связана с борьбой за власть – это азбучная истина. Она еще раз доказывается Вебером, который считал, что два первых измерения – статусное и экономическое – в конечном итоге подчинены третьему, политическому измерению. В работе "Основные понятия стратификации" Вебер пишет: "Сейчас мы можем сказать: “классы”, “статусные группы” и “партии” – явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества" .

Классы – это номинальные группы, т.е. статистические совокупности людей, которые все вместе, как классовое целое, не способны к организованному действию. К нему готова только часть класса, сплотившаяся вокруг какой-либо партии. В отличие от класса, статусная группа – это реальное сообщество, которое само может выступать субъектом социального действия, хотя и у нее тоже может быть своя партия. Таким образом, борьба между классами или группами людей, если говорить о стремлении к власти и мыслить о них как о возможных субъектах, в роли которых выступают партии.

Итак, в основу иерархии и основанной на ней стратификации Вебер положил три фактора – собственность, власть и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы, различия в доступе к власти порождают политические партии, а различия в престиже дают статусные группы.

    Cm.: Weber M. Economy and Society: An outline of interpretive sociology. Vol. 1. P. 140-141.
  • См.: Weber М. Economy and Society. Ν. Y.: Bedminster Press, 1968. P. 938.
  • Вебер М. Основные понятия стратификации // Кравченко А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. С. 163.

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ СРОЧНО! Опираясь на собственный опыт приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение

ее членов и существует групповое мнение.

Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных экспериментов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение человека групповому

Те категории людей (например, рабы), судьба которых не детерминирована возможностями (или шансами) приобре-тать на рынке товары в личное пользование или обслуживать самих себя, социолог относит к «статусным группам».
Вебер определяет их так: «В противоположность классам статусные группы являются нормальными сообществами. Правда, в большинстве своем они аморфны. В противоположность чисто экономически детерминированной «классовой ситуации» мы понимаем под «статусной ситуацией» любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей, и, конечно же, оно тесно связано с классовой ситуацией: классовые различия самыми разнообразными способами связаны со статусными различиями. Собственность как таковая не всегда признается и в качестве статусной характеристики, но с течением времени она проявляла себя таковой, причем с удивительной регулярностью».
Статусную почесть Вебер выражает сле-дующим образом: это специфический стиль жизни, который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представляют собой ограничения «социального» общения (то есть общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизнеса). «Статус» развивается постольку, поскольку он не является индивидуально и социально иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой осно-ванное на достигнутом согласии совместное действие за-крытого типа. По мнению М. Вебера, статусные группы развивают особый образ жизни: особый стиль потребления, общения, особый характер заключенных браков.
Термином «социальный статус» Вебер обозначил реальные притязания на позитивные или негативные приви-легии в отношении социального престижа, если этот статус основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключавшееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рож-дения или профессии.
Из определения видно, что и имущие, и неимущие могут входить в одну и ту же статусную группу.
Философ считал, что развитие статуса - важный вопрос страти-фикации, основанной на узурпации. Узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. «Однако путь от этой чисто конвенциональной ситуации к легальным приви-легиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального поряд-ка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность благодаря упорядоченному распределению эконо-мической власти <...>».
Кроме того, стратификация по статусам сочетается с монополизацией идеальных и материальных товаров или возможностей. Помимо специфической статусной почести, которая всегда основывается на дистанции и исключительности, мы обнаруживаем все раз-новидности материальной монополии.
Конечно, материальная монополия предоставляет самый эффективный мотив для придания исключительности статусной группы, хотя сама по себе она не всегда является достаточным условием.
Статусные «почести» означают, что статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода «условностей».
Таким образом, Макс Вебер в отличие от Карла Маркса, определяет разделение на классы не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. А так же, он выделяет еще один важный аспект стратификации, название которому - статус.



Теория социальной стратификации и социальной мобильности.(Сорокин)

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.



Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

Сорокин пришел к выводу, что соцальная мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

А также Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.

Социальный статус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей.Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям.

Социальный статус - это место, которое индивид занимает в социальной системе(обществе) и которое отличается от существующих одновременно с ним мест, определенным набором прав и обязанностей.

Виды статусов

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус - статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.



Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников.

№22 Понятие "группа" в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, - к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.



Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

Устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

Относительно высокой степенью единства и сплоченности;

Четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

Возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

Совокупность индивидов, имеющих одинаковый статус, называется статусной группой. Традицию социологической интерпретации ста-тусовка групп начал М. Вебер. Наряду с экономическим строем, то есть способом распределения материальных благ, он выделял также социальное устройство - способ распределения чести и славы (уважения и признания). Статусные группы образуются индивидами, находящихся в подобной статусной ситуации, положительно или отрицательно оцениваются учитывая авторитет и престиж.

Стабильность оценок престижа обеспечивается стилем жизни, которого придерживаются индивиды определенной статусной группы. Статус определяет, где и в каком доме жить, круг друзей и знакомых ("свой круг") - тех, с кем прилично дружить, кого следует приглашать в гости, товары покупать и в каких магазинах, чем отдавать предпочтение в свободное время, как отдыхать и развлекаться и многое другое. Итак, имеющейся позиции должен соответствовать стиль жизни или стиль потребления, определенный вкус и навыки соблюдать правила и ритуалов, регулирующих повседневную жизнь. Иными словами, статусные группы - это группы определенного "стиля жизни", целенаправленно культивируется.

Выработка стиля потребления и соответствующего поведения требует многолетнего обучения, почти не поддается коррекции, часто передается по наследству. Что и как человек должен делать, как реагировать на те или иные ситуации - все это составляет своеобразный кодекс чести и морали, а иногда закрепляется в этикете, наборе правил, которые упорядочивают взаимодействие индивидов и их коллективное поведение.

По М. Веберу, основные черты статусных групп в наибольшей степени свойственны состояниям феодального общества. их положение в обществе, льготы и привилегии закреплены юридически, опираются на традицию и монопольное, никем не оспаривавшееся владения благами, возможностями, ресурсами. В средневековом Китае основой статуса было не материальное богатство, а квалификация государственных чиновников, которая совершенствовалась длительной гуманитарным образованием, обучением литературному стилю ведения деловых бумаг и каллиграфии. По состоянию было и российское дворянство с его привилегиями свободно распоряжаться землей, наказывать и миловать крепостных, полностью им подвластных, а также обязанностью нести повинность государственной службы. К тому же захудалый дворянин оставался дворянином, нищета, вдруг выпадали на его долю, не ограничивали его привилегий. Не обстоятельства жизни, а только воля монарха могла лишить статуса, который равнодушен к экономическим факторам.

Важной социальной функцией состояний была охрана существующих привилегий, окончательное закрепление их за собой. Цель состояла в том, чтобы не дать различиям в манерах и вкусах возможности нивелироваться, исчезнуть, не поддаться тенденции к унификации, то есть сохранить социальную дистанцию. Только стремление к такой цели инициирует процесс преобразования состояний на более или менее закрыты общественные образования пастообразного типа с ограничениями или даже запретом контактов и браков с представителями других каст, с увеличением количества ритуальных действий и церемоний, развитием культов и тому подобное. Брак дворянина с крестьянкой, посполитого - с дочерью казацкого полковника был исключением, служил основой сюжетов народной любовной лирики и более поздних литературных произведений.

Было бы ошибкой утверждать, что время статусных групп остался в прошлом. Действительно, в Средние века каждый ремесленный цех имел различия в одежде, правах и привилегиях. В конце XVIII в. в России и Украине знать (дворянство) отделилась от черни (казаков, крестьян) жизненными обычаями, образованием, манерами и языком, направляя повседневное общение на европейский - немецкий или французский - порядок. Сейчас лицо общества определяет экономический строй. Понятно, что классы, профессиональные группы и категории практически не имеют признаков состояний в понимании владения юридически закрепленными правами и жизненными возможностями. Настойчивее, чем когда-либо, современные социологи говорят о наступлении "массового общества", "массовой культуры", подчеркивая нарастание однообразия в жизни общества и индивидов. Однако отсюда не следует, что современные сообщества, группы лишились абсолютно всех признаков групп "стиля жизни".

Культуре и стилю жизни "масс" сегодня уверенно противопоставляются культура и стиль жизни "элиты". Вслед за Вильфредо Федерико Парето, к элите относят, во-первых, незначительное количество индивидов, добившихся больших успехов в своей про * профессиональной деятельности, получив выдающиеся результаты. Это, как правило, гении и просто таланты, которые проявляют незаурядные способности в различных сферах деятельности: экономике, искусстве, науке, спорте. Во-вторых, элита - достаточно узкий круг лиц, имеющих государственную и политическую власть в обществе. Престижный отдых и престижное потребление, подражания высокой моды становятся возможными, потому что сложилась индустрия удовлетворения вкусов и притязаний элиты, а те, кто относится к ней, имеют возможности и средства культивировать такой образ жизни, который им нравится.

Носителем признаков статусных групп не только элита. В современных обществах эти признаки иногда свойственны группам, сохраняющие традиционный образ жизни и обычаи, предпочитают устоявшимся и доступным занятием. В таком положении оказались сегодня в экономически процветающих странах выходцы из развивающихся стран: турки в ФРГ, мексиканцы в США. Этнические меньшинства вообще является более замкнутыми и довольно стабильно воспроизводят традиционный стиль жизни - то естественным путем, или вынужденно, под влиянием внешних обстоятельств.

Кроме того, становлению общественного порядка или, иначе говоря, повышению значения распределения авторитета, чести и славы способствует экономическая и политическая стабильность на фоне слишком замедленного хозяйственного роста, как это произошло в 70-80-е годы в СССР. Честь и славу за экономические, строительные и другие успехи принято было адресовать правящей партии и ее лидеров. Именно тогда расцвела система государственного награждения орденами и медалями, которая способствовала формированию статусных групп, причем некоторые из них начинали "закрываться", обосновывая всеми доступными средствами и закрепляя права на владение ресурсами и возможностями. В бывшем СССР этот процесс обслуживали система скрытого распределения дефицитных материальных благ, "специальные" предприятия, которые производили продукцию и предоставляли услуги для облеченных властью слоев, контроль над зарубежными поездками (ограничение выездов), а также внутригрупповые браки.

И наоборот, любые технологические, экономические, политические и социальные преобразования нарушают и ослабляют статусный порядок, выдвигая на передний план, о чем и отмечал М. Вебер, классовую ситуацию. 90-е годы в Украине - это десятилетие формирования нового экономического строя, то есть распределения богатства, престижа и стиля жизни. Выяснилось, что новые экономические группы населения, материальное существование которых основывается на негосударственных формах собственности, достигая финансового и материального благосостояния, одновременно утверждают себя и как статусные группы. Преобразование жилья на товар, например, открыло новые возможности для территориального рассредоточения различных "классов" и групп населения.

В крупных городах с развитой структурой услуг сетью магазинов всегда престижнее жить в центре, а массовое строительство разворачивалось на окраинах. В 90-е годы интен-сивнишим стал процесс перераспределения жилья (обмен квартиры на финансовые возможности) между группами населения, имели разные экономические возможности: одни из периферийных районов переселились в центр, другие в обратном направлении, третьи предпочитали собственном доме на окраине города. Стандарты потребления согласовывались с финансовыми возможностями из-за доступности импортных товаров, сеть дорогих магазинов, туристических агентств и тому подобное. Ведь промышленность Украины, сфера услуг не в состоянии были обеспечить разнообразие стилей жизни, поскольку не имели такой ориентации ни раньше, ни к середине 90-х годов. Однако относительная свобода зарубежных поездок, проникновение на украинский рынок товаров зарубежного производства способствовали культивированию выбранного стиля жизни. Итак, сложились предпосылки (о большем пока говорить заранее) для формирования статусных характеристик новыми экономическими группами.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...