Урок по географии общая циркуляция атмосферы. География

Цели урока:
Сформировать знания о типах воздушных масс.
Раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы.
Формировать умение работать со схемами и с климатической картой.

Оборудование:
учебник, атлас, глобус, климатическая карта мира.

Основное содержание:
общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Проверка домашнего задания:

1. Что такое атмосферное давление?
2. Что такое ветер и как он образуется?
3. Чем можно объяснить неравномерное распределение осадков на поверхности Земли?
4. Каковы причины образования различных поясов атмосферного давления на Земле?
5. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков на земном шаре?

Изучение нового материала:
Очень часто мы становимся свидетелями изменения погоды на территории своей местности. Чем это объясняется? Основная причина таких изменений - перемещение масс воздуха. Воздух перемещается вследствие неравномерного нагрева и охлаждения поверхности Земли.
Информация о перемещении воздушных масс имеет большое значение. Она интересует не только метеорологов - специалистов, изучающих процессы, происходящие в атмосфере, но и моряков, авиаторов, строителей, а также работников наземного транспорта и здравоохранения.
Далее учитель раскрывает содержание понятия «воздушная масса». Большие объемы воздуха, обладающие более или менее одинаковыми свойствами, называют воздушными массами. Воздушная масса занимает площадь в тысячи и миллионы квадратных километров. Определенные свойства (температуру, влажность, прозрачность или запыленность) воздушная масса приобретает, соприкасаясь с подстилающей поверхностью, над которой задерживается. Движущиеся воздушные массы по отношению к подстилающей поверхности делят на теплые (ТВ), если они перемещаются на более холодную подстилающую поверхность, и холодные (ХВ), если они движутся на более теплую поверхность.
В зависимости от места формирования выделяют четыре типа воздушных масс: экваториальные, тропические, умеренных широт, арктические (антарктические).
Систематизация знаний о типах воздушных масс осуществляется путем заполнения таблицы 13. Необходимые данные можно получить из климатической карты и рисунка 32 учебника.

Таблица 13

Тип воздушной массы

Температура

Влажность

АВ

ВУШ

ТВ

ЭВ

Перемещающаяся воздушная масса под влиянием подстилающей поверхности (сильно нагретой, переохлажденной, сухой, водной, горной и др.) постепенно изменяет свои первоначальные свойства. С процессом трансформации воздушных масс учащиеся знакомятся самостоятельно, используя текст § 13 на с. 46 и 47 учебника.
Как происходит движение основных типов воздушных масс на Земле?
В тропосфере преобладающие направления переноса воздуха различаются по географическим поясам. Наиболее устойчивые ветры - пассаты и муссоны - преобладают в тропических широтах, в умеренных широтах - западные, в полярных - восточные.
Обращая внимание учащихся на рисунок 33 учебника, учитель задает следующие вопросы: какое направление имеют пассаты в Северном и Южном полушариях? Почему ветры умеренных широт называют западными? В каком районе Земли действуют стоковые ветры? Направления ветров ученики показывают на карте и на глобусе. При объяснении причины отклонения ветров также используется рисунок 33 учебника.
Обобщая ответы, подводим учащихся к формированию понятия «общая циркуляция атмосферы». Общая циркуляция атмосферы - это система воздушных течений, охватывающая всю атмосферу и осуществляющая обмен теплом и влагой между отдельными поясами земного шара.
В заключение урока учитель вместе с учениками составляют логическую цепочку:
Различный угол падения солнечных лучей Неравномерное распределение тепла в атмосфере Неравномерное распределение атмосферного давления Движение воздуха из областей повышенного давления в области пониженного давления Общая циркуляция атмосферы.

Домашнее задание:

1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

учителя Булыгиной Л.Н.

МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)

Урок – путешествие.

Тема: Атмосферная циркуляция.

Цели:

1.Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)

2.Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемые технологии : диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы : игровая, индивидуальная, групповая.

Методы : исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И.

1 высота

2 высота

3 высота

4 высота

5 высота

6 высота

7 высота

8 высота

Итоговая оценка

II . Путешествие.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света – это …

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4,5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель : (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть

территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель:

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления

растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Учитель:

Что произошло с воздушной массой?

Ученики:

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель :

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

Влияет рельеф.

Учитель :

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски).(слайд11-12)

Учитель:

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта

«Направление ветра» - Значение ветров. Характеристика ветра. Типы ветров. Результат неравномерного нагревания поверхности. Фотография тропического циклона. В антициклоне ветры дуют от центра, где наиболее ВД, к периферии. Ветры циклонов и антициклонов. Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении. Муссо?н.

«Климат» - Цель урока. Должны знать: понятие «климат», «климатообразующие факторы». 1. Географическая широта. 0 -5 Белен Нью-Йорк Екатеринбург Сев.Земля -10 -15 январь -20 -25 -30. +20. Какие климатические пояса вы знаете? Задание 2: Смоделируйте, как изменится климат Европы с изменением рельефа. T0 км.

«Об ураганах» - Он разрушает здания, опустошает поля, вырывает с корнями деревья. Одна из разновидностей стихийного бедствия - снежная буря. Ураган - одно из атмосферных чудовищ нашей планеты, которое по разрушительной силе может сравниться с землетрясением. Он сносит лёгкие строения, обрывает провода, повреждает мосты и дороги.

«Энергия ветра» - 1 000. 60%. Ветроэлектростанция San Gorgino, Палм Спрингс, Калифорния, США. Электроэнергия (кВт). 14. 8. 20%. Фундамент (вид сбоку). Автономная турбина на 10 кВт, Мексика.

«Образование облаков» - Какую роль играют облака в настроении человека? Почему перистые облака не дают осадков? Для какого сезона характерно образование слоистых облаков? Сильный нагрев земной поверхности. Конденсация водяного пара и образование кучевых облаков. Признаки облаков. Облака. Нагревание воздуха над земной поверхностью.

«Смерчи и торнадо» - Смерчи и торнадо. Смерчи имеют форму вращающегося хобота, трубы или воронки, свисающей из материнского облака. Смерчи проносящиеся над сушей называют торнадо. Вращение в смерчах происходит против часовой стрелки, как и в циклонах северного полушария Земли. Ураган - это транслитерированное в русский язык английское слово hurricane.

Класс: 8

Ключевые слова: Атмосферная циркуляция , антициклон , циклон , трансформация , атмосферный фронт

Цели:

  • Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об "атмосферных фронтах", "циклоне и антициклоне"; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)
  • Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.
  • Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И. 1 высота 2 высота 3 высота 4 высота 5 высота 6 высота 7 высота 8 высота Итоговая оценка

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света - это:

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал?см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4, 5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы - влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы - сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50?с.ш. Погода летом - ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Что произошло с воздушной массой?

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация - изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Влияет рельеф.

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт - переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт - возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт - возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски). (слайд11-12)

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта


«Найди ошибку»

Утверждения

1. Казахстан расположен в тропическом климатическом поясе

2. На климат Казахстана оказывают влияние воздушные массы с Тихого, Индийского и Северного ледовитого океанов

3. Климатообразующие факторы: циркуляция атмосферы, солнечная радиация, подстилающая поверхность

4. Величина суммарной радиации на территории Казахстана увеличивается с севера на юг

5. Часть радиации, которая поглощается поверхностью земли называется поглощённой

6. Величина отраженной радиации в зимний период увеличивается

7. Суммарная радиация это сумма прямой и поглощённой радиации


Виды солнечной радиации


Почему????

Алматы и Владивосток расположены на одной широте, почему во Владивостоке количество суммарной солнечной радиации намного меньше чем в Алматы?


Общая циркуляция атмосферы



Воздушные массы

Континетальные

Морские

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом

запыленность


Воздушные массы

Морские

Континетальные

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом


Составление кластера

1- Арктические воздушные массы

2- Умеренные воздушные массы

3- Тропические воздушные массы

Описать

  • Где образуются?
  • Какие свойства имеют?
  • Как меняется погода с приходом воздушной массы
  • В какой период влияют?


Характеристика воздушных масс


Характеристика воздушных масс

1. Приходят с запада, проникают в глубь материка, приносят основные осадки

2. Формируются на Северным Ледовитым океаном

3. Называют иранскими воздушными массами

4. С их приходом зимой усиливаются морозы

5. Формируются над Атлантическим океаном

6. Оказывают влияние только на юг Казахстана

7. С их приходом зимой и весной бывают заморозки

8. Зимой температура воздуха повышается, а летом понижается

9. Формируются над территорией Центральной Азии

10. Устанавливается Сибирский антициклон


  • П 11, читать, составить вопросы
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...