Пианист евгений кисин биография. Вложения для кисин евгений игоревич

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Материал получился просто огромным, несмотря на многоразовые усекновения по живому. В целях лучшей усвояемости для тех, кто осмелится его асилить, текст разбит на несколько частей. Дополнительные материалы и собственно музыка поначалу были вынесены в последний раздел. Но из-за одного ласкового человека, которому я от души желаю сдохнуть пораньше, всё это будет вставлено в комментарии.

ЧАСТЬ 1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Разбирал я недавно свою музыкальную библиотеку, вернее то, что от неё осталось. В руки попалась книга маститого музыкального критика Г.М.Цыпина «Портреты советских (хе-хе - прим. ВМ) пианистов», издание 2-е, Москва, 1990 год. В течение нескольких заседаний перелистал её, вспомнил усё былоэ. Мимо прошли люди, многих из которых давно нет на этом свете, но которые навсегда останутся для меня живыми. Ещё немного и книга легла бы на полку, а потревоженная память успокоилась, но… Последний портрет в книге - «советский пианист» Евгений Кисин, которому на момент выхода книги шёл 19-й год. И тут попался на глаза пассаж, который, что называется, зацепил.

«Вместе с ним на концертной сцене находилось некоторое время ещё одно удивительно яркое природное дарование - юная Полина Осетинская. Как и Кисин, она также была в центре внимания специалистов и широкой публики; и о ней, и о нём много говорили, в чём-то сравнивая их, проводя параллели и аналогии. Потом разговоры такого рода как-то сами собой прекратились, иссякли. Подтвердилось (в который уже раз!), что признание в профессиональных кругах требует, и со всей категоричностью, соблюдения п р а в и л х о р о ш е г о т о н а в и с к у с с т в е. Требует умения красиво, достойно, корректно держать себя на эстраде. Кисин в этом отношении был безупречен. А потому и остался вне конкуренции среди своих сверстников.

Выдержал он и ещё одно испытание, не менее трудное и ответственное. Ни разу не дал он повода упрекнуть себя в самопоказе, в чрезмерном внимании к собственной персоне, чем часто грешат юные дарования. Да ещё являющиеся любимцами широкой публики. «Когда поднимаешься по лестнице искусства, не стучи каблуками», - остроумно заметила в своё время замечательная советская актриса О.Андровская».

Два имени, волею обстоятельств и по прихоти автора поставленные рядом. Но как же по-разному сложилась их судьба.

ЧАСТЬ 2. ДЕТСТВО.

Оба наших героя получили широкую известность в начале 80-х. Нужно сказать, что так называемые вундеркинды были, есть и будут всегда и во все времена. Причём в количествах, о которых широкая публика даже не подозревает. Почему же именно эти двое буквально взорвали своим появлением музыкальную общественность? Во-первых, благодаря своим талантам, масштаб которых выделял их даже на фоне им подобных. Во-вторых, благодаря некоторым внемузыкальным обстоятельствам, о которых мы поговорим ниже. В-третьих - и это главное, пожалуй - время было такое.

Полина Осетинская: «Страна уже гордилась Евгением Кисиным, на подходе к славе были юные скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров, сочиняла стихи Ника Турбина. Начиналась вундеристерия. Одновременно с ней произрастали различные методики воспитания, грянул настоящий бум прогрессивной педагогики. Друг за другом штамповались передачи о выдающихся достижениях ребят, которых закаливали зимой в проруби, или с годовалого возраста сажали на шведскую стенку, или рожали в воде. Повсеместно родители искали следы гениальности в сыновьях и дочерях, ибо новое веяние гласило: нет бесталанных детей, есть бестолковое раскрытие их способностей».

Женю Кисина (родился 10.10.1971 г.) привели в музыкальную школу имени Гнесиных в шесть лет и он сходу поразил свою учительницу Анну Павловну Кантор музыкальными способностями - великолепным слухом, импровизациями, живостью фантазии и воображения. Благодаря природному таланту ученика и уверенной руке учителя, обучение пошло невероятными темпами. Кисин представлял собой классический пример вундеркинда и с каждым годом всё больше обходил своих сверстников. В 12 лет он дал свой первый сольный концерт в Гнесинке, а в 13 лет состоялось его знаменитое выступление в Большом зале Московской консерватории - с оркестром под управлением Дмитрия Китаенко он сыграл оба фортепианных концерта Шопена. Свежесть музыкального чувства, красивый маленький жыдёнок с широко распахнутыми глазами, вдохновенными кудряшками и пионерским галстуком на шее - это выступление стало настоящей сенсацией. Запись с концерта разошлась на пластинках огромным тиражом, с этого дня Женя Кисин стал знаменитым концертирующим артистом. Концертирующим не только у нас в стране, но и за рубежом, включая самые что ни на есть капстраны. Кто хоть немного знаком с темой выезда советских артистов на зарубежные гастроли, оценят этот факт. В его судьбе принимали горячее участие видные деятели музыкальной культуры, по странному стечению обстоятельств принадлежавшие, так же, как и Женя, к «симпатичному национальному меньшинству» (с).

Несколько иначе начинался творческий путь Полины Осетинской. До пяти лет девочка не обнаруживала ни музыкальных способностей, ни желания учиться музыке. Узнав, что её ведут в музыкальную школу, она встала посреди дороги и решительно заявила, что дальше не сделает ни шагу. Однако очень быстро вошла во вкус, а дальше её музыкальное развитие даже не пошло - понеслось, помчалось, полетело. Будучи младше Кисина на четыре года, Полина получила широкую известность раньше него. Уже в 6 лет она дала свой первый сольный концерт в Вильнюсе, а в девять лет сыграла с оркестром Пятый концерт Бетховена - вещь, с которой нормальные люди заканчивают консерваторию. Поражало ещё одно обстоятельство. Формально Полина училась в Центральной музыкальной школе, но фактически всеми её занятиями руководил отец - известный кинодраматург Олег Осетинский («Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов»). Мечтавший в молодости стать пианистом, но не ставший им по воле несчастного случая, сам не умеющий толком играть, но досконально изучивший это ремесло - от устройства рояля до физиологии и рефлексов - Олег создал целую систему обучения, не похожую ни на одну из существовавших когда-либо, с выразительным названием «дубль-стресс». Она предполагала, помимо музыкального, всестороннее развитие ребёнка на фоне тотальной мобилизации возможностей организма. День Полины был расписан поминутно. Ранний подъем, физические упражнения, минимум пищи, максимум времени за инструментом. Тренировка памяти - к 10 годам репертуар Полины составлял 30 часов музыки, а это более 15 сольных программ - то, что люди обычно копят десятилетиями. Домашние занятия перемежались многочисленными концертами, число которых доходило до четырёх в день и до нескольких сотен в год. Олег Осетинский, имея многочисленные связи и легко заводя новые, по выражению Полины, «пахал непаханное поле музыкального маркетинга». Каждый день приносил новые впечатления - поездки, города, музеи и картинные галереи, встречи с новыми людьми, и концерты, концерты, концерты. И 10 новых стихотворений в день наизусть. И десятикилометровые пробежки. И опять занятия. И снова концерты. И ошеломляющий успех у публики.

ЧАСТЬ 3. ОТРОЧЕСТВО.

Конец 80-х годов подвёл первые итоги в судьбе наших героев.

В 1988-м году Женя Кисин сыграл и записал Первый фортепианный концерт Чайковского со знаменитым дирижёром Гербертом фон Караяном. Слёзы растроганного после выступления Караяна обсуждались не меньше, чем недавние слёзы Путина. Вряд ли кто-нибудь, включая самого Кисина, думал тогда о том, что взятая вершина так и останется самой высокой…

В следующем году должна была впервые выехать за рубеж и Полина - и сразу в США. Её выезд курировала с нашей стороны лично Раиса Максимовна, а с американской - Сьюзенн Эйзенхауэр, жена бывшего Президента.

Любопытно, что примерно в это время, а может чуть раньше, пути наших героев пересеклись. Сменившая по воле отца несколько педагогов в ЦМШ, Полина была представлена учительнице Жени - А.П.Кантор. Женя саккомпанировал Полине на втором рояле концерт Шумана. После этого, пока взрослые вершили судьбы, дети вышли во двор школы. Женя показался Полине совершенно «эфирным существом» и она была немало удивлена, узнав, что он играет в футбол. Под конец прогулки Женя галантно занёс даму в помещение на руках. К тому времени взрослые тоже закончили свой разговор, итог которого легко можно было предвидеть: Анна Павловна отказалась заниматься с Полиной, благоразумно решив, что с неё хватит и одного гения.

В это же время готовится к печати упомянутое в начале второе издание «Портретов советских пианистов» и публикуется строгая рецензия того же автора, Цыпина, на очередной концерт Полины. В этих материалах впервые в адрес наших героев публично высказывается существенная критика.

Кисину предъявляются претензии по части «подгоняющихся» темпов, гулко звучащего рояля, педальных пятен. И очень интересное замечание: «пианизм Кисина сам по себе не представляет пока выдающейся эстетической ценности, что отличает обычно мастеров экстра-класса». И ещё: «Сегодня замечается в первую очередь то, что идёт от его уникального природного дарования. И это прекрасно, конечно, но лишь до поры до времени».

ЧАСТЬ 4. ЮНОСТЬ.

Год 1989.

Евгений Кисин продолжает успешно гастролировать здесь и за рубежом, попутно обдумывая варианты продолжения учёбы. Недавно он признался, что они с Анной Павловной рассматривали вариант продолжения учёбы у… Эмиля Гилельса. Утверждение более чем сомнительное. Во-первых, Эмиль Григорьевич распрощался с консерваторией в далёком 1974-м году, когда Женя делал первые шаги не только в музыке, а вообще в жизни. Во-вторых, с октября 1985-го года Гилельс преподавал исключительно на Новодевичьем, о чём Женя, по идее, должен был знать. С подобного рода несуразицами в исполнении Кисина мы ещё столкнёмся, они характеризуют его не менее ярко, чем выступления в концертах.

После не слишком, по-видимому, мучительных раздумий, Женя и его родные принимают решение продолжать учёбу у А.Кантор. Сам Кисин объяснил его тем обстоятельством, что Анна Павловна фактически стала членом их семьи и он был (и остаётся по сей день) к ней очень привязан. «От добра добра не ищут» - так и сказал.

Кроме того, Женя отвергает поступающие в его адрес предложения об участии в музыкальных конкурсах, в частности - в конкурсе имени Чайковского. Понять его можно: лауреатские звания являются для начинающих артистов билетом, пропуском на эстраду, а у Кисина такой билет уже давно был в кармане. Иное дело учёба в консерватории. Наш видный педагог и выдающаяся пианистка Татьяна Петровна Николаева в конце 70-х и совсем не по поводу Кисина написала следующее: «Особую остроту приобретает проблема продолжения учёбы … молодых исполнителей… Увлекаясь концертной деятельностью, они перестают уделять внимание своему всестороннему образованию, что нарушает гармоничность их развития, отрицательно сказывается на их творческом облике». И ещё: «…Гораздо сложнее бывает удержать завоёванное, укрепить свои творческие позиции, убедить окружающих в своём творческом credo. Именно тут и возникают трудности».

Но родственники нашего героя, да и сам он, придерживались противоположного мнения. В итоге Женя не только ни одного дня не учился в консерватории - чего не позволили себе даже такие титаны, как Рихтер и Гилельс - но даже из-под юбки первой учительницы не вылез.

В это время Полина усиленно готовится к ответственным зарубежным гастролям. Назначена дата «прощального» концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Согласован гастрольный график в Америке. Более того, согласованы даже суммы гонораров - за каждый из 40 концертов Осетинские должны были получить по 50 тысяч долларов, совершенно фантастические по тем временам деньги. Внезапно, незадолго до концерта в Ленинграде, Полина бесследно исчезает из дома. Исчезает, чтобы несколько дней спустя, когда отец и правоохранительные органы сбились с ног в поисках пропавшего гения, появится в знаменитой программе «600 секунд». Выступление Полины у Александра Невзорова получилось не менее резонансным, чем на сцене. Выяснились шокирующие подробности. Оказалось, неотъемлемой частью системы «дубль-стресс» было ежедневное насилие над ребенком - моральное и физическое. Переполнившим чашу терпения Полины стал эпизод, когда отец её, 14-летнюю девушку, при гостях избил, разорвал на ней платье и заставил играть голой. «При этом присутствовали пятеро мужчин и ни один из них не проронил ни слова. И спустя двадцать лет для меня это остаётся загадкой». Позже Полина признается, что в этот период своей жизни она была очень близка к самоубийству… А тогда, в передаче Невзорова, Полина объявила об отмене концерта в Ленинграде и гастролей в Америке, заявила о желании продолжать обучение музыке и выразила просьбу более не ассоциировать её имя с именем отца, потому что отныне у каждого из них своя дорога в жизни. Некоторое время она вместе с матерью скрывается от преследований отца у своих знакомых, а затем поступает в класс к знаменитому ленинградскому педагогу Марине Вениаминовне Вольф. Юная девочка, поражённая, как многим казалось, звёздной болезнью в неизлечимой форме, сумела - в отличие от клана Кисиных - критически посмотреть на свои исполнительские достижения. Имя Полины исчезает с афиш, для неё наступает новый, но тоже тяжёлый период в жизни - период мучительного переучивания уже сложившегося артиста, осмысления произошедшего и накопления нового жизненного и исполнительского опыта.

ЧАСТЬ 5. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ.

В начале 90-х «советский пианист» Кисин вместе с дружною семьею покинул пределы этой страны. В лучших ростроповическо-вишневских традициях был разыгран спектакль с гонениями на выдающегося артиста. В этот раз, правда, пришлось изображать из себя не диссидента, а потенциальную жертву призыва на военную службу. Возмущенные защитники гения как-то забыли, что их кумир нигде официально не учился и к тому времени должен был, по идее, не только давно призваться, но и уже вернуться со службы. Почему все эти годы военкомат о нём не вспоминал и вдруг почему-то вспомнил аккурат перед отъездом к новому ПМЖ - загадка. Тем не менее, в очередной раз сработало - Женя прибыл на Запад в ореоле великомученика и начал жить-поживать и добра наживать. В музыкальном аспекте для него ничего не поменялось - концерты, записи. Иногда, для души, всякие там грэмми-шмэмми. Важные перемены произошли в ментальном плане. Внезапно в нашем герое проснулось сильное еврейское чувство, которое, как выяснилось, всегда в нём жило, но не имело возможности выражения в условиях тоталитаризма. Женя выучивает иврит настолько хорошо, что читает с эстрады стихи. Женя с удовольствием комментирует события в Израиле, хотя там и не живёт. С неменьшим удовольствием Женя комментирует события в России, хотя и бывает там исключительно с гастролями, исключительно в Москве и исключительно редко. И вообще, выступает неприемлемо редко для современного артиста - около 40 концертов год. В общем, ведёт размеренный и нравственный образ жизни.

А что же наша героиня? Она учится. Вернее, переучивается, что намного хуже. Она мучительно привыкает к Питеру. У неё есть хорошие и преданные друзья, которые поддерживают её, вводят в высший круг питерской интеллигенции. Тем не менее, несколько лет она живёт в общежитии, без особых удобств и кишащем крысами.

Неоднократно её пытается преследовать отец, который публикует о ней нелицеприятные материалы в прессе, при этом заводит девочек-клонов, которые под именем Полины Осетинской разъезжают по стране, дают концерты и зарабатывают деньги.

Вместе с классом своей учительницы Полина впервые выезжает за рубеж. Даёт концерты, с переменным успехом. Зарабатывает первые самостоятельные деньги. Оканчивает школу, поступает в консерваторию. Получает стипендию, как молодой талант. Снимает более приличное жильё, которое, тем не менее, по разным причинам приходится часто менять. Безуспешно пытается принять участие в Международном конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, где члены жюри тащат своих учеников, а её не пропускают даже во второй тур. После чего она получает нервный срыв и даёт себе зарок никогда больше в конкурсах не участвовать. И всё-таки именно выступая на конкурсе, Полина впервые ощущает своё новое рождение как артистки, с принципиально другим не только своим отношением к музыке, но и музыки к ней - очень тонкий и важный момент. Первая профессиональная запись. Первый профессиональный контракт. И ещё один нервный срыв, после которого она попадает в психиатрическую больницу с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз, синдром неживого состояния». К счастью, ненадолго. Нашёлся врач, который сумел убедить её в том, что всё, исключительно всё, находится не в его, а её руках - и голове.

ЧАСТЬ 6. ТОЛЬКО О НЕЙ.

В 1998-м году Полина оканчивает Петербургскую консерваторию. Комиссия во главе с профессором Московской консерватории Михаилом Воскресенским ставит ей пять с плюсом, чего не случалось в Питере более десяти лет. Затем она возвращается в Москву и поступает в аспирантуру к Вере Васильевне Горностаевой - своей любимой учительнице в ЦМШ, с которой много лет назад вынуждена была расстаться из-за отца. В 2000 году учёба закончена. Полина сложившая личность и артистка. К ней возвращаются известность и признание. Признание не только среди публики, которая с большим восторгом принимает её выступления, но и среди коллег. Михаил Плетнёв называет её пианизм «безупречным». Она выступает на известных площадках у нас и за рубежом, с известными коллективами и дирижёрами. Критика отмечает её прекрасный вкус, великолепный звук, масштабность трактовок, сравнивая их с великими именами Гилельса и Рихтера.

В 2008-м году Полина издаёт автобиографическую книгу «Прощай, грусть». Сама она полушутя говорит, что книга не столько автобиографическая, сколько психотерапевтическая. Ей было важно, рассказав свою драматическую историю, сбросить груз прошлого. А сбросив, обратиться к будущему. Вскоре после выхода книги Полина узнала, что ждёт ребёнка…


ЧАСТЬ 7. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

Возвращаясь к цитате из книги, приведённой в начале, не так-то просто, убрав имена, понять, кто же из наших героев «стучит каблуками, поднимаясь по лестнице искусств»? Кто из них соблюдает «правила хорошего тона в искусстве», а кто ими пренебрёг и ни разу не пожалел об этом? Или напротив - ответ на этот вопрос лежит на поверхности?

В 2009-м году Женя Кисин побывал в Москве. Раздал несколько интервью на тему «Россия - дикая страна». Дал концерты. Восторг в зале, как всегда, был хорошо организован. Совсем другой градус был в интернете - всякие задроты, неудачники и завистники толанту, вроде автора этих строк, констатировали прискорбный факт - за 20 лет ничего в игре Кисина не поменялось. Как не поменялся и он сам. Не очень умный сорокалетний мальчик. Последнее утверждение, впрочем, под сомнением. Особы, приближённые к гению, тихонько говорят, что «Женя пока не определился, с кем ему лучше». Ну ничего, поживём - увидим.

Полина же решительно обрела своё женское счастье. Её муж - известный спортивный журналист Игорь Порошин, она счастливая мама троих детей (старшая девочка - дочка Игоря от первого брака).

Что ждёт наших героев в будущем? Сильно сомневаюсь, что не повзрослев за последние два десятка лет, Женя вдруг предстанет не мальчиком, но мужем. Да оно ему и не надо. И его преданной публике это не надо - она его любит таким, как есть. Даже непонятка может случиться, если что-то резко поменяется. И уж совсем это не надо организаторам его концертов. Так и будет жить популярным овощем, типа морковки.

Полина - сможет ли она иметь такой же успех, как Кисин? Может да, а может и нет. Мир музыки очень жесток внутри. Закон рынка, закон кассы там действует крайне сурово. К счастью, сама Полина считает, что востребованность намного важнее славы. И это очень правильно с её стороны. Ведь ценность исполнительского искусства определяется внутренним содержанием, а не внешней шумихой. По масштабу и свойствам своего таланта Полина достойна встать в один ряд с самыми выдающимися нашими исполнителями. На её концерт я всегда пойду с удовольствием - если, конечно, достану билет:)

ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

Дополните информацию о персоне

Биография

В 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первый и единственный педагог - Анна Павловна Кантор.

Первоначально, как вундеркинд, выступал под именем Женя Кисин.

В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Год спустя дал свой первый сольный концерт.

В 1984 году (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1985 году выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале.

В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года, состоялся дебют Кисина в США, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл.

В феврале 1992 года принимает участие в церемонии "Грэмми" в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчетам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей.

В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле - первый фортепианный вечер за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижеров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сэйдзи Одзава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнеров Кисина по камерной музыке - Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.

Выступает с поэтическими вечерами на идише и на русском языке.

С 1991 года жил в Нью-Йорке и Лондоне, в настоящее время - в Париже.

Почётные звания

  • Почетный доктор музыки Манхэттенской школы музыки (05.2001)
  • Почетный член Королевской академии музыки (Лондон, июнь 2005)
  • Почетный доктор Гонконгского университета (2009)
  • Почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме (2010)

Премии и награды

Является лауреатом множества премий:

  • Премия Академии музыки «Chigiana» «Лучший пианист года» (Италия, 1991)
  • Премия журнала «Музыкальная Америка», «Инструменталист года» (1994)
  • Почетная премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Премия имени Шостаковича (Россия, 2003)
  • Премия имени Караяна (Германия, 2005)
  • Премия Грэмми в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте» за исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского (США, 2006)
  • Премия имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007)
  • Премия Грэмми 2010 год в номинации «лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.

Об Армении

Впервые он побывал в Армении в 1984 году, а в 1988 он организовывал множество благотворительных концертов, перечисляя деньги пострадавшим во время спитакского землятресения.

Известие о землетрясении в Армении 1988 года застало Евгения Кисина и Владимира Спивакова в Италии, где они тогда находились с концертами. С тех пор они дали множество благотворительных концертов, выручку от которых направляют в Фонд «Дети Армении» и детям-сиротам Спитака. Часть вырученных от концертов средств была предоставлена Национальной службе сейсмической защиты и затрачена на строительство гимназии в Гюмри, а также приобретение компьютеров.

С армянской музыкой его связывает своя история. В декабре 1988 года, еще учась в десятилетке, пианист сыграл на «бис» элегию Бабаджаняна в знак поддержки армян, пострадавших во время землятресения в Спитаке. Как говорит сам музыкант:

Выдающийся российский пианист Евгений Кисин, находящийся в Армении в рамках фестиваля «Ереванские перспективы», сообщил журналистам, что он отвергает приглашения участвовать в музыкальных фестивалях в Турции из-за отказа этой страны признать Геноцид армян.

. Вместе с тем он ответил, что его не раз приглашали в Турцию.

Награды РА

  • Орден «Почета» (РА, за укрепление и развитие армяно-российских культурных связей и за значительный вклад в оказание гуманитарной помощи пострадавшим от разрушительного землетрясения 1988 года в Армении)
  • почетный гражданин города Спитака
  • медаль Валерия Брюсова (за большой вклад в развитие российско-армянских культурных и гуманитарных связей)
  • Почетный профессор (Ереванской Государственной консерватории)
  • Серебрянная медаль имени Бетховена
  • Орден имени Ф.Нансена

Изображения


- Вы любите Санкт-Петербург?

Очень. А кто не любит? Я таких не знаю ни среди россиян, ни среди иностранцев. Одна моя знакомая - итальянка лет семидесяти, которая больше половины своей жизни прожила в Лондоне, - побывав в Санкт-Петербурге, сказала: «Мне просто смешно сравнивать какие-то города с Санкт-Петербургом». Была в полном восторге и даже более того.

- Вам удавалось побродить по городу?

Удавалось, но давно, когда я приезжал еще подроcтком и в полной мере не мог еще оценить всю концентрацию этой красоты. В следующем сезоне я восемь месяцев не буду играть концерты. С сентября по январь включительно и с марта по июнь. У меня будет много свободного времени. Кто знает, может, и приеду в Петербург и побуду здесь подольше.

- Вы устали от концертов, хотите отдохнуть?

Нет, просто хочется сделать хотя бы что-то из того, на что обычно не хватает времени. Выучить новые произведения в репертуар, потом - книг есть много непрочитанных, фильмов прекрасных, да просто интересных мест на земле, где хочется побывать.

- Что именно планируете выучить?

Произведений так много, что я до сих пор еще думаю, чему же посвятить это время. Попробую пойти в разные стороны, в музыку разных стилей: импрессионистов, например, хочу побольше играть. Старинную музыку очень люблю, но с ее исполнением нужно еще определиться: понятно, что с музыкой, написанной для далеких предшественников современного рояля, неизбежно возникает вопрос: как ее исполнять? Вопрос гораздо больший, чем с музыкой XVIII-XIX веков.

Михаил Плетнев в телеэфире высказал парадоксальную мысль о том, что гряда великих композиторов, возвышающаяся на протяжении нескольких веков, закончилась на Шостаковиче.

Я не считаю эту мысль парадоксальной. Ее придерживаются и другие музыканты. Я бы, впрочем, вместо Шостаковича назвал Мессиана, что пережил Шостаковича на 17 лет. Я бы не стал говорить, что великой музыки с тех пор не создавалось, но мне не приходилось слышать после Мессиана ничего, что приближалось бы к уровню классиков прошлого. Многие считают, что в наше время и писателей масштаба Томаса Манна нет.

Если бытие классической музыки действительно подошло к концу, в этом нет чего-то противоестественного или трагичного. Противоестественного - потому что все на свете кончается, а трагичного - потому что столько прекрасной музыки уже создано! Чем дольше я живу на свете, тем больше убеждаюсь в том, сколько есть прекрасных произведений. Надеюсь, что проживу достаточно долго для того, чтобы побольше их сыграть.

Вы смогли бы прокомментировать произведения, которые выбрали для своего турне, - музыку Прокофьева и Шопена?

Я не умею говорить о музыке словами. У меня есть естественное ощущение, что музыка выше слов. Многие разделяли и разделяют это убеждение. Ницше говорил: «Когда не хватает слов, начинается музыка». Есть люди, для которых комментирование музыки словами является делом жизни. Михаил Казиник, например. Он выступает с лекциями-концертами, посвятил жизнь приобщению людей к искусству. Но даже он сам признает, что слова неадекватны. Слова - это для тех, кто еще далек, кому необходимо только настроиться на восприятие музыки. Но слова зачастую оставляют ощущение пошлости и даже кощунственности. Что, если я скажу, что финал концерта Бетховена полон юмора и мне весело его играть?

- Вы говорите о музыке с Анной Павловной Кантор, вашим учителем? И как сейчас строятся ваши взаимоотношения?

Мы обсуждаем обычно мое исполнение, а не саму музыку. Я ей играю перед выступлениями, показываю новые программы. Анна Павловна часто со мной ездит на гастроли, слушает меня на репетициях в зале перед концертом. За все годы она стала мне близким другом, практически членом нашей семьи. У нее никогда не было собственной семьи, и мы с ней очень сблизились.

- У вас уникальная судьба. Мировое признание в раннем возрасте, один педагог на всю жизнь…

У Ойстраха был один педагог - Столярский, у Рихтера - Нейгауз. Такие примеры есть. Глен Гульд тоже имел лишь одного педагога.

- Как, кстати, вы к нему относитесь?

Мы с ним, конечно, музыканты разного плана, я говорю о музыкантском типе. Мы принадлежим к разным стилям, и репертуар у нас тоже разный. Но есть у него и вещи, которые мне очень близки. В смысле отношения к записям мы с ним полные противоположности. Мои лучшие записи - с концертов, в то время как он делал записи в студии. Жизнь не оправдала его прогнозов: концертные залы продолжают существовать. Я сам без концертов не могу жить.

- Вернемся к вашей экстраординарной карьере. Какова цена такого успеха?

Для меня вопрос о цене никогда не стоял. И если вы подразумеваете, что пришлось чем-то пожертвовать, то, даже если и так, это было что-то незначительное - то, что не представляет для меня ценности. Например, пианистам нельзя играть в волейбол. Ну и что? По-настоящему я могу жалеть только о том, что сам порой не до конца использовал свои возможности.

- Вы перфекционист?

Да. Это естественное свойство моей натуры.

- Вы счастливы?

Это вопрос очень глобальный и философский, на который трудно ответить однозначно. Бывают моменты счастья и бывают моменты разочарований, но, во всяком случае, я уж никак не могу назвать себя несчастливым человеком, особенно думая о том, что миллионы на земле умирают в младенчестве, миллиарды людей голодают...

- Вы не думали о том, чтобы начать дирижировать?

Нет. Нет. Чем больше я играю на рояле, тем больше убеждаюсь, как это трудно. Для того чтобы делать что-то хорошо, нужно посвятить этому всю жизнь. Вы же меня спрашивали, перфекционист ли я. И потом, когда я пытаюсь представить себе дирижирование, то думаю так: на рояле я играю сам, а дирижеры вынуждены прибегать к помощи других людей. Мне больше нравится первое.

Вот Юрий Хатуевич Темирканов - прирожденный дирижер. Где-то в шутку он сказал, что многие начинают дирижировать, видя, как это легко. Он же мне рассказывал, как учился у великих Мусина и Рабиновича. Как и полагается этому ремеслу учиться: и фуги писал, и инструментовки делал.

Мы с ним очень любим друг друга. Любим проводить вместе свободное время. Между нами есть «химия», что очень важно в работе. Когда мы репетируем, выступаем на сцене, мы просто работаем. С людьми, к которым испытываешь личную симпатию, выступать приятнее.

Мы играем вместе более 20 лет. Познакомились с ним в Амстердаме в 1988-м, где оба были на гастролях. Месяцем позднее встретились в Лондоне, где ужинали после концерта и он рассказывал, как любит Брамса. Кстати, к вопросу о счастье. Это Темирканов мне как-то сказал: «Когда мне плохо, я смотрю на улицу и думаю: вот эти люди вокруг не знают Брамса, а я знаю».

- Вы не пробовали писать прозу?

Прозу - нет. Но недавно я играл концерт памяти Светланова, и меня попросили об интервью в форме переписки по электронной почте. Я начал отвечать на вопросы, и в результате у меня вместо ответов получилось нечто вроде воспоминаний в виде небольшой статьи. Ее напечатали в программке концерта вместо обычной аннотации. Я получил удовольствие от этой работы.

- Вы прекрасно владеете языком, не только русским, но и английским...

Я начал постоянно говорить по-английски в 20 лет, перебравшись в Америку. Для того чтобы в таком возрасте полностью избавиться от акцента, нужно заниматься языком профессионально. Английский язык очень богат, и до сих пор, в целом прекрасно понимая смысл текстов, я иногда встречаю незнакомые слова.

- У вас есть любимая книга на английском языке?

Могу перечислить несколько шекспировских пьес.

- Вы также говорите и по-немецки, и по-французски?

О, лишь на бытовом уровне. Каждый раз, когда начинаю учить язык, под руку попадается что-то более интересное.

- Почему, став «гражданином мира», вы поселились в Париже?

Когда мы уехали из России, сначала жили в Нью-Йорке. Но мне всегда хотелось жить в Европе. Сначала мы переехали в Лондон, затем осели в Париже. Он ближе к центру Европы, мне удобнее так ездить на концерты, да и климат там лучше. Не так сыро, как в Лондоне.

- Какова ваша жизнь вне профессии?

Какие-то вещи мне интересны, какие-то совсем нет. Однажды я воспользовался услугами астролога - женщины, что жила по соседству с нами в Лондоне. Она дала четкое описание моего характера, настолько четкое, что я сам вряд ли смог бы сформулировать лучше. У меня, оказывается, из десяти семь планет в воздухе и ни одной на земле. Поэтому меня не интересуют материальные вещи, а интересуют идеи. Меня интересуют люди, которые снабжают меня идеями.

Великобритания Израиль Израиль

Евге́ний И́горевич Ки́син (род. 10 октября , Москва) - пианист, классический музыкант.

Биография

Первоначально, как вундеркинд, выступал под именем Женя Кисин . В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта . Год спустя дал свой первый сольный концерт. В 1984 году (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории .

Концерты сезона 2013 года пианист посвятил своему отцу, Игорю Кисину, скончавшемуся 31 мая 2012 года .

В декабре 2013 года Евгений Кисин стал гражданином Израиля . Он получил удостоверение личности и израильский паспорт в ходе торжественной церемонии, на которой присутствовали глава Сохнута Натан Щаранский и министр абсорбции Софа Ландвер . На церемонии Кисин заявил:

Всю мою сознательную жизнь я думал об Израиле, и я понял, что не могу далее наслаждаться успехом на фоне растущей ненависти к Израилю во всем западном мире. Теперь я чувствую себя более спокойным, все теперь более естественно .

Премии и награды

Е. Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий, к числу главных можно отнести:

Записи

  • אױף די קלאַװישן פֿון ייִדישער פּאָעזיִע: לידער פֿון ייִדישע דיכטער לײענט יעװגעני קיסין (На клавишах еврейской поэзии: стихи еврейских поэтов читает Евгений Кисин , идиш , компакт-диск). Нью-Йорк, Forward Association, 2010.

Напишите отзыв о статье "Кисин, Евгений Игоревич"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кисин, Евгений Игоревич

– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!

Eugene Kisin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 10.10.1971
Поводом для этого, второго по счету, моего интервью с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, послужил, казалось бы, мелкий бытовой факт: в ответ на посланную ему (мою) книгу Женя прислал коротенькое письмо: Книгу получил, уже читаю с большим интересом.

Женя, наше с вами беседа девятилетней давности закончилось вопросом: какой что ни на есть огромный триумф в жизни вы испытали? Ваш реакция был: Наверное, самый-самый огромный тот, тот, что ещё не испытал. Позвольте мне задать тот же вопросительный мотив, но с коррекцией: какой самый-самый громадный триумф вы испытали за последние 9 лет?

Было немного ярких моментов. Вспоминаю свой начальный наезд в Россию в 1997 году после этого пятилетнего отсутствия, приобретение там премии Триумф. Другое событие, о котором не могу не упомянуть, произошло летом того же года. Я сыграл сольный концерт на фестивале Proms в лондонском Альберт-холл, вмещающем 6 тысяч зрителей. Это был основополагающий фортепианный концерт за всю больше чем столетнюю историю этого фестиваля.

На русский Триумф вас выдвигал Василий Павлович Аксенов в настоящий момент тот самый секрет разрешается открыть.

Я не знал этого, но, если это так, то не только Аксенов предложил мою кандидатуру. Меня выдвигали ещё, независимо товарищ от друга, Владимир Спиваков и Зоя Богуславская.

На какое время вперед расписан ваш график? Знаете, в частности, где вы будете 6 мая 2005 года? (Мы беседовали 6 мая 2003 года в Нью-Йорке).

В год я играю 40-45 концертов. 6 мая 2005 года буду в Нью-Йорке, так как 1 мая в Карнеги-холл играю в четыре руки с Ливайном. В программе Шуберт, концерт будет записываться живьем. Почему я помню точную дату? Потому что недавно обсуждал ее с одним из своих многочисленных импресарио.

Извините, Женя, мою неосведомленность, но я знаю только Джеймса Ливайна дирижера оркестра Метрополитен опера.

Он же великолепный пианист! Правда, не выступает с сольными концертами, но достаточно зачастую исполняет камерную музыку. Кроме того, сделал полно записей, будучи аккомпаниатором таких певцов, как Лучано Паваротти, Джесси Норман, Кэтлин Бэттл, Криста Людвиг. Пару раз мы с Ливайном уже играли в четыре руки на фестивале в Вербье, в Швейцарии.

Не могли бы вы окрестить немного имен ваших коллег-пианистов, чье творчество вам симпатично?

Вы, очевидно, имеете в виду пианистов современных, то есть сегодня живущих? Это пианистка из Аргентины Марта Аргерих, с которой мы также играли в Вербье, и в четыре руки, и на двух роялях. Кто ещё? Кристиан Циммерман, Ричард Гуд, Мюрей Пирайя, Даниэль Баренбойм. Очень люблю Раду Лупу. Он румын, точнее, румынский еврей. Ну и, в конце концов, Андраш Шифф.

Что же вы, Женя, не назвали ни одного русского имени?

Пожалуйста: Григорий Соколов, конечно, Владимир Ашкенази, тот, что, к сожалению, в последнее время больше дирижирует, чем играет на фортепиано.

Ваш репертуар, сколь мне известно, огромен. В него входят только произведения классиков? А Шнитке, в частности, или Шостаковича исполняете?

Шнитке нет, а вот Шостаковича играю с большим удовольствием, хотя вообще-то, покуда не так много: сыграл только его Первый концерт. Хотя сочинений для фортепиано у Дмитрия Дмитриевича достаточно: две сонаты, цикл из 24 прелюдий. Им же написаны прекрасные сочинения с участием фортепиано: Трио, Квинтет, виолончельные, скрипичные и альтовые сонаты. Его виолончельную сонату я играл в 1988 году, когда был ещё учеником Гнесинской десятилетки. Партию виолончели исполнял мой хоть куда друг Ваграм Сараджян, сейчас живущий в Хьюстоне.

Один мелодический критик назвал вас романтиком. Вы согласны с этой характеристикой?

Да. Определенно согласен.

Знатоки вашего творчества говорят кроме того, что у вас в руках все произведения Шопена. Это так, Женя?

Ну, нет, не все, конечно, и всех ни в жизнь не будет. Потому что не все произведения Шопена гениальны, в особенности ранние. Из трех его сонат Первая, я бы сказал, нимало неинтересная. Конечно, Шопен занимает центральное местоположение в моем репертуаре, я играю достаточно невпроворот его произведений: оба Концерта, Вторую и Третью сонаты, 24 прелюдии, разные ноктюрны, полонезы, мазурки, 4 баллады невпроворот чего.

Сразу приходят в голову Шуберт и Моцарт раньше времени умершие в нищете. Конечно, Чайковский, Шостакович, всю существование тайно сопротивлявшийся режиму. Хотя, может, не испытав на собственной шкуре всего того, что ему пришлось попробовать, он не написал бы такую музыку. Впрочем, так же, как и Чайковский, только в другом смысле. Вспомню ещё Владимира Владимировича Софроницкого, тот, что также жил в бедности и достаточно до времени умер.

Я где-то читал, что Сталин временами приглашал В.В. на дачу, любил внимать его игру. И как-то раз спросил, в чем Софроницкий нуждается. Тот, нуждавшийся во многом, ответил: Спасибо, ни в чем.

Я знаю другую версию. По приказу Сталина Софроницкий сообща с Гилельсом, скрипачкой Галиной Бариновой и виолончелисткой Мариной Козолуповой был отправлен в Потсдам, куда Трумэн привез Юджина Листа (в 1945 году в Потсдаме проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании). Мне рассказывали, что Сталин спросил тогда Софроницкого: Говорят, у вас тяжелое жилищное положение? И Софроницкий ответил: Да, но никаких позитивных последствий тот самый отклик не имел. Сталину больше понравился Гилельс, потому как что был некрасив, маленького, как и Сталин, роста. А Софроницкий был высоким и красивым мужчиной.

Вы успели осмотреть кино Романа Поланского Пианист?..

Фильм отличный, произвел на меня огромное ощущение.

Теперь спрошу вас о книге Солженицына Дизвестия лет вместе

У меня есть покуда первая книжка его дилогии. Я ее не читал, только бегло просмотрел, оттого перенести какое-либо твердое суждение покуда что не могу. Тем больше, что второго тома я более того не видел.

Со времени нашего первого беседа вы не раз бывали в России. Что вас там поразило?

Прежде всего скажу о волнующих чувствах, рожденных самими приездами туда, в особенности первым. Это была саммит с моим прошлым детством, отрочеством, юностью. А что поразило там? Конечно, то новое, что там построили. Это, к примеру, огромный трехэтажный комплекс под Манежем. Последний раз я побывал в России в конце декабря-начале января нынешнего года. Играл в Санкт-Петербурге, на фестивале Темирканова Площадь искусств. На открытии фестиваля мы (с оркестром под управлением Темирканова) играли Второй концерт Брамса, а двумя днями позже я сыграл сольный концерт. Запомнилось, как пограничница в аэропорту Петербурга попросила у меня автограф это было сильно славно.

А позже я вновь столкнулся с тем, что уже подзабыл и что раньше не до конца сознавал, вследствие того что что был ещё ребенком. Пожалуй, нигде в мире нет такого, чтобы люди, работающие в концертных залах, так горячо интересовались музыкой. Имею в виду уборщиц, гардеробщиков, буфетчиц, рабочих сцены. Они чувствуют себя частью всего этого, любят музыку и слушают ее. Это был единственный из самых трогательных моментов. А в Москву я попал крайний раз летом прошлого года, приехал туда без концертов, и жили мы в нашей собственной квартире в Сокольниках.

У вас не возникало мысли не желания, а аккурат мысли возвратиться? И были ли соответствующие предложения?

А от кого, собственно говоря, могло поступить такое предложение? Вы говорите: не желания, а мысли Скорее, мысли были желанием, чтобы бытие в России стала нормальной. И если бы она стала таковский, я хотел бы существовать там. Это все-таки родное, я там прожил первые 20 лет своей жизни, и за эти 20 лет в России не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы желать вытащить эти годы из своей души. Нет, предложений возвратиться не было.

Ваши занятия на фортепиано в текущий момент ежедневные?

В принципе да, хотя как правило я не занимаюсь на следующий день следом концерта. Бывают и целые периоды, они случаются раз в году, когда я не занимаюсь. В Москве, в свойский финальный наезд, я в течение двух недель не поднимал крышку рояля. А вообще произвольный сам должен для себя предуготовлять, сколь ему заниматься. Известный виолончелист Даниил Шафран говорил: Когда я не позанимаюсь, я голодный и злой. Судя по всему, он своих занятий не пропускал. Кстати, вчера я у одного известного врача расспрашивал: сколь нужно почивать, есть, заниматься физкультурой, сексом и так дальше? Он ответил, что всё индивидуально, всякий должен определить свою норму и придерживаться ее. Так же и с занятиями на фортепиано или другом инструменте.

Ваша служба требует хорошего здоровья. Что вы делаете для его поддержания?

Делаю по утрам зарядку. Я не могу вымолвить, что моя служба сама по себе требует хорошего здоровья, при всем при том огромных затрат энергии определенно. Поэтому необходимо высыпаться. Когда я не высыпаюсь, заниматься тяжело.

Страдаете бессонницей?

После концерта ни при каких обстоятельствах не могу забыться сном. Прибегаю к снотворным, но более того они не завсегда помогают.

Вы бываете, Женя, в концертах, слушаете музыку?

Конечно. Слушать музыку это и ублаготворение моих личных потребностей, и доля моей профессиональной жизни.

Вы дядя именитый. К вам зачастую обращаются с просьбами? Кого-то послушать, что-то советовал?

Только что я вернулся из Вашингтона. После концерта ко мне подошла китайская семейство родители и двое маленьких детей. Вручили мне видеокассету с просьбой глянуть и послушать игру их восьмилетнего сына. Я просмотрел запись, позвонил этим людям и мы обстоятельно поговорили.

Сейчас шибко большое цифра китайцев и японцев, по крайней мере, тут, в Америке, занимаются музыкой. Как вы считаете, они составляют конкуренцию русским?

В будущем составят. И тот китайский мальчуган, и японские дети, чьи видеокассеты я смотрел раньше, если будут рскручиваться точно, составят всем, а не только русским, сильную конкуренцию, потому что они невероятно талантливы. Кроме того, и у японцев, и у китайцев богатая музыкальная культура. В Китае музыкальные традиции существовали ещё тогда, когда нынешних европейских народов и в помине не было. Японцы также мелодический население. Я был в Японии десять раз и крайне люблю их народную музыку. И вообще, несмотря на свою внешнюю сдержанность, я бы сказал, на чрезвычайную внешнюю сдержанность, японцы население сентиментальный и жаркий.

Что читаете в текущее время, Женя?

Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книжка. В течение четверти века, в окончательный отрезок времени жизни, он записывал свои впечатления о многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах мира он играл. Меня поразил совершенный репертуар Рихтера, составивший колоссальную цифру 903 произведения!

А истина ли, что Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: Учить этого мальчика нечему?

Я о таком ни в жизнь не слышал, во всяком случае, я для него ни в жизнь сознательно не играл. В его дневниках моя фамилия единственный раз упомянута, он слышал мою игру по телевизору. Правда, это было не лучшее мое выступление.

В нашем разговоре прозвучали фамилии Рихтера и Гилельса, и это вестимо. Я вспоминаю покойного педагога моей дочери Марию Александровну Шарикову. Она считала Гилельса больше лиричным, больше глубоким пианистом, чем Рихтер

Это музыканты бездонной глубины. Что же касается лиризма, то и у того, и у другого лирика вряд ли была одной из главных нечистая сила. Между ними, я думаю, значительно больше сходств, чем различий. А кто из них лучше нереально заявить, оттого что речь идет о музыкантах высочайшего уровня. Конечно, завсегда находились люди, отдававшие предпочтение либо одному, либо другому. Иногда это предпочтение принимало ненужные формы, то есть, отдавая дань одному, другого люди капельку ли не отрицали. Нет, не отрицали, а принижали. Я ценю и люблю обоих. Ни тот, ни прочий не являлись лириками в чистом смысле этого слова. Конечно, лирика не может не игрывать роли в творчестве любого крупного музыканта. И все же, говоря о Рихтере и Гилельсе, я сначала назвал бы глубину, а вслед за тем уже лирику.

Не могли бы вы, Женя, прокомментировать строки Евгения Евтушенко: Я знаю, что такое слава. / Она ошейник из цветов.

Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава в крупный степени лишает человека свободы: чем больше дядя известен, тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя огромную ответственность.

Закончу беседа традиционно: что бы вы пожелали нашим эмигрантам в Америке?

Я хотел бы пожелать им обретения того, о чем они мечтали, отправляясь в эмиграцию. Желаю всем им счастья в новом доме.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Клячкин Eugene Klyachin

Песни начал писать в октябре 1961 г. сначала на стихи других поэтов (И. Бродского, К. Кузьминского, А. Вознесенского, Г. Горбовского и др.), затем..

Евгений Кобылянский Eugene Kobylyansky

Известный композитор, аранжировщик, музыкант, продюсер и звукорежиссер.

Евгений Крылатов Eugene Krilatov

Писать для кино композитор Евгений Крылатов начал, когда ему уже исполнилось тридцать. Однако на сегодняшний день количество фильмов, в которых..

Евгений Куликов Eugene Kulikov

Куликов Евгений Викторович (р. 4 декабря 1964, деревня Марьевка Пензенской области) - эстрадный певец, композитор, автор песенных текстов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...